апрель 1910

Маргарита Школьниксон-Смишко
О чём собиралась Роза рассказать Косте при встрече?  С 3-его апреля она находилась в агитационной поездке по городам Германии. До 18 апреля выступала на 14 собраниях в таких городах, как Бреслау, Киль, Бремен, Дортмунд, Бохум, Франкфурт на Майне и т.д.

13.4.1910 она пишет жене Каутского:

« Любимая Лулу!
Всё проходит хорошо, за мной уже 8 собраний и ещё 6 впереди. Повсюду я нахожу  безоговорочное и восторженное согласие товарищей.»

18.4.из Франкфурта Роза пишет Косте:

«Ниуниу, любимый, с 12-го я не смогла тебе ни строчки написать, потому что я как бедный заяц (из детской сказки). Каждый вечер собрание, каждый день поездка в поезде, и в промежутках  товарищи не выпускаю меня из рук. Вчера здесь было грандиозное собрание, 7 000 человек, потом демонстрация на улице.
Сегодня вечером в Ханау и потом конец. До последнего момента я прекрасно держалась, но теперь почти падаю от усталости. Завтра утром поеду домой. Напиши мне туда поскорее. Ниуниу, как хорошо всё зеленеет. Обнимаю тебя -»

И вот она дома, конечно, напряжённая поездка не осталась без последствий.

«                22 аперля 1910
С момента, как вернулась, чувствую себя плохо, меня всё раздражает, но всё ещё образуется.
Мими, к сожалению, за это время совсем одичала. Или её били, или потому что никто о ней 3 недели не заботился, она стала бояться людей и только постепенно ко мне привыкает.
Здесь всё время дождь и град. По дороге домой я наблюдала такие симпатичные весенние ландшафты, только что обработанную землю в её великолепных коричневых тонах. Мне больше всего хотелось сойти, всё всё забыть и рисовать.
Мой привет Мане*, если она ещё у тебя.»

Клара Цеткин по партийным делам собиралась в Берлин. 24.04. Роза в связи с этим пишет Косте:

«Дорогой Ниуниу, твоя мама мне не в тягость, а в удовольствие, и она это знает. Я лишь огорчена, что она не останется ещё на недельку. К сожалению, она из-за писем женщин (в редакцию её журнала)  опять в таком состоянии, что я просто не знаю что делать.
Мими с каждым днём становится ласковее, она уже опять к нам привыкла и не уходит из комнаты...
Я пошлю тебе с мамой пластелин, пожалуйста, возобнови моделирование. Твой «мужчина», который у меня, действительно удачен, так что было бы грешно, если бы ты не продолжил это дело.
Идёт дождь, на улице противно, но у вас в деревне должно быть хорошо, ведь это настоящий весенний дождь.
Я читала в «Равенстве»  заметку о 8-ми часовом дне, которую ты обработал. Очень удачно сделано.  Ты конечно будешь писать коротко, ясно и остро.
Бодрого настроения.       
                Н.»

В связи с этим Розе пришла идея, с которой она поспешила с Костей поделиться:

«25.04.1910
Вот что мне пришло в голову: не поедешь ли ты как волонтёр в Дортмунд к Хаенишу? Он бы ужасно обрадовался, он меня о тебе спрашивал... В Дормунде, как я думаю, ты будешь себя хорошо чувствовать, там жизнь сильно пульсирует; одновременно там нет здешней атмосферы  партийного захолустья и партийных сплетен, и тебе не нужно будет себя чем-либо обременять. Ты можешь один — два месяца попробовать и потом, если понравится, начнёшь получать зарплату; потому что им там нужен помощник. Хаениш  был бы тебе приятным обществом. Берись за дело, Ниуниу, я думаю, это хорошая идея. Сначала я думала о Тальхеймер, чтобы она в октябре туда поехала, но если ты решишься и скоро, это было бы лучше всего.
Твоё деревце сирени  хорошо сохранилось, только сегодня я срезала высохшие цветки, но листва на нём совсем зелёная и свежая. Скоро оно, когда потеплеет, переберётся на балкон.
Бодрого тебе настроения -               
                Н.»

* русское имя какой-то девушки, оно промелькнёт несколько раз в письмах, но установить что-либо о ней не улалось