Записи из блокнотов судмедэксперта - Запись 10

Владимир Цыкалов
ЗАПИСЬ № 10 – СМЕРТЬ КОМСОМОЛКИ
(удавление петлёй)
- Батюшки-светы, да нам сегодня с постановлением ещё и депешу дополнительную доставили. Её в народе обзывают всёзнающие люди "Протоколом осмотра места происшествия". Редкий случайный случай приключился ноне! Что ж, мы её тоже пропечатаем аккуратненько и слово за словом в наш фолиант. Тешу себя надеждой, возражений нет? (Вопрос этот был адресован медсестре-лаборанту). Да куда ж мы с вами, милая барышня, на фиг денемся? Верно? Итак... В направительном документе значится следующее: "Такого-то числа такого-то месяца такого-то года обнаружен труп Л. в квартире по такому-то адресу, в которой ощущался запах бытового газа". Далее, пожалуйста! Из ранее означенного протокола осмотра от вчерашнего дня следует: "…труп Л, 16 лет, обнаружен на кухонном полу в положении "лежа на спине". Голова лицом обращена вверх и вправо, несколько приведена к правому плечу. Верхние конечности несколько отведены от туловища и согнуты в локтевых суставах. Левая нога трупа вытянута, правая согнута в тазобедренном и коленном суставах. На момент осмотра труп накрыт одеялом, на нём имеется школьная форма. На левой бретели фартука укреплены комсомольский значок и значок "Олимпийский Мишка"... - Властантиныч аккуратно выложил на стол лаборанта упомянутые значки:
- Усё! За сим, как раньше приписывали в эпистолах: "С глубоким к Вам уважением…" Лаконично-то как! С претензией на талант. Можно бы и поболе нам сообщить. Да подозреваю я, что у них чернила али паста, видимо, закончились. Обидно до слёз - на самом интересном месте! А не интрига ли здесь, господа? Али сведения о трупных явлениях стали со вчерашнего числа засекреченными? Надо в свежие газеты непременно заглянуть!
Натягивая резиновые анатомические перчатки, Властантиныч был сражён своей же гениальной мыслью-прострелом:
- Вет, взгляни на титульный лист протокола и прочитай, кто на место из наших выезжал в составе оперативной группы?
- Здесь никаких сведений о судебно-медицинском эксперте не имеется, - информировала медсестра.
- Так! Становится ещё интикуресней! Но нам ведь не привыкать ребусы решать. Не впервой! Что ж, милейшие, как говорится: "Погнали Рекса"! Теперь будем посмотреть и снаружи, и внутри. Причём наивнимательнейшим образом…
Властантиныч, вооружившись секционным ножом, подошёл к трупу. Работа сразу же заспорилась: "Как видится, так и пишется", - после любимой поговорки последовали профессиональные термины, размеры повреждений и органов уточнялись сложным металлическим измерительным прибором с народным названием "линейка ученическая".
- Опоньки-опочки! Что мы видим, что мы лицезреем? Презент первый! На нежной девичьей шейке-то (заметьте, тотчас под воротником платья, что создаёт трудности для узревания) имеются две странгуляционные борозды. Вот тебе и на! Одна из них - незамкнутая, косовосходящая снизу вверх слева направо, а вторая - замкнутая, циркулярная. Да мало того, они ещё и перехлёстываются друг с подружкой. Надо же! Какое препротивное двойственное изящество! Так уж никто сейчас и не носит. А вот эти яркие кровоизлияньица в мягкие ткани шеи - ни что иное, как свидетели прижизненного их возникновения. В депеше под номером "один", то бишь постановлении, всё очень просто изложено: "Обнаружен труп в квартире, в которой ощущался запах бытового газа". Явный намёк следователя на отравление газом с этой секунды отпал самопроизвольно и бесповоротно. Интикуресный факт! А синяки-кровоподтёки на теле усопшей? Что, не хотела она дышать мерзким газом? Не зря в народе мудрость живёт: "Чем дальше в лес, тем - ну его на фиг!"
Все обнаруживаемые по ходу исследования повреждения потребовали нумерации. Тем временем протокол исследования буквально множился на глазах количеством страниц, складируемых аккуратной стопочкой возле пишущей машинки медсестры.
- Так-так! А это к чему, добрые матроны? К дождю - что ли? Пошто девицу-то невинности лишили? Кому это надо было? Ой, окаянные, похоть свою потешили. Гадские гады, что натворякали, супостаты супостатские! Верно ведь сказывают: "Дуракам Кодекс не писан". Али, действительно, запретные плоды всегда вкус вострят?
Эти комментарии Властантиныча сыпались не для протокола, где царствовали формальные термины и характеристики. Время исследования растягивалось до неопределённости, количество секционного материала распределялось по баночкам, пакетикам и в "кулибинские" приспособления-изобретения и тут же маркировалось.
- Властантиныч, ещё долго? - Вошедший эксперт пребывал в ожидании освобождения стола для предстоящего вскрытия.
- Сие действо непредсказуемо во временном промежутке вечности. Помнишь нашу беседу по поводу ошибочного телефонного звонка? Тогда спросили: "Это бюро находок?" У меня что-то щёлкнуло в извилинах - и я ей, той женщине на том конце той телефонной проволоки, на полном серьёзе ответствовал: "Да, это бюро судебно-медицинских находок республиканского масштаба".
- Кстати, твоя шутка прижилась в народе. Что-нибудь для музея надыбал?
- Фи, как вы произнесли неутончённо! Нет, здесь более тривиальное: по письму в наш адрес следовало думать об отравлении совсем бытовым газом. Ан не тут-то было! Бери круче - мы на грани открытия убийственного дела по почве сексуальных домогательств. То-то подарочек изящный готовится наших смежникам. УР недовольно замУРлычит. Но как говаривал когда-то Федр в своих "Баснях": "Varitio delectat", что означает "Разнообразие радует". Розыскной мир опять за верхнюю часть человеческого организма схватится дистальными отделами обеих верхних конечностей. Это тебе не заевская находка!
- Ты о тех иголочках заржавленных?
- О них, о радёмых.
- О чём это вы? - Медсестра заинтересованно прервала тарахтельный процесс машинной печати.
- Так и быть, мадам, пардон, мадемаузель, пока спина утомлённого труженика секционного ножа отдыхает, поведаю детально и преподробно. А теперь: "Короче Склихасовский!", то есть вернёмся к существу нашего действа. Или ещё можно по-другому выразить эту мысль: "Вернёмся к нашим барабанам!"
Отвлечение пошло всем на пользу. Прерванная работа возобновилась. Пришло второе (или третье) дыхание. И когда "спинная поверхность" халата в очередной раз значительно увлажнилась трудовым потом, Властантиныч снял перчатки и присел на табурет возле медсестры.
- "Семи смертям не бывать, а одной не миновать", - как говорят… Неважно кто, но говорят. В данном случае причина смерти проста как пробка или шляпка гвоздя: "Механическая асфиксия от сдавления органов шеи петлей при удавлении". Записано? Чудненько! Теперь приступим к раздаче автографов. Сколько раз намеривался пересчитать количество своих подписей производственного назначения, но текущая текучка мешает. Вет, хоть бы ты занялась этим, архив сохраняется целых двадцать пять лет. Единственное знаю наверняка - этому числу будут поражены все самые популярные наши певцы и знаменитости. Кстати, Вет, кто твой самый любимый певец, кроме Ансамбля песни и пляски имени Александрова? Юрий Антонов? Мадам, у Вас изысканный вкус! А почему не Киркоров? Ну почему: "Пусть его Пугачёва слушает?" Она и так каждый день им спетому вожделенно внимает. Или вынимает? Мой Вам совет: "Полюбите пианиста - быстро-быстро, очень быстро". Или Барыкина на велосипеде, или зурбаганного Преснякова-младшего… Кстати, Вет, этот тампон с интимным содержимым срочненько биологам с пометкой "Citisimo"! Лады? Скажи, что любопытство Властантиныча раздирает до предела. Или до беспредела? Всегда путаю эти понятия. Это алхимикам. Это гистокарифеям. Это сама знаешь кому. "Смотри не перепутай, Кутузов. Шеф будет недоволен". Одёжу оставить на память следователю. - Властантиныч в это время оставлял свои автографы на направительных документах.
Закончив, он встал и направился к выходу из секционного зала, сопровождая свой уход традиционными фразами-клише:
- Большое спасибо за оказанную помощь! Спасибо всем службам! Родина вас не забудет! Пишите письма, только "мелким почерком, поскольку места мало в рюкзаке". До новых встреч в эфире! Мы не говорим вам: "Прощайте", мы
говорим: "До свидания!" Вослед ему с доброй улыбкой звучали: "Пожалуйста" и "Рады стараться".
Через время последовал приход к эксперту следователя со следующими сведениями:
- Осмелюсь доложить уважаемому собранию, что лица, совершившие преступление, задержаны и достаточно подробно поведали о том, как развивалось событие. Два молодых парня, назовём их, допустим - А. и Б., проживали неподалёку от потерпевшей и знали её очень хорошо. И, как говорит А., она ему очень нравилась. Да, и Б. на неё давно глаз положил. Пока не понятно, чего ради они вдвоём решились на это. Эту загадку постараемся решить в ходе дальнейшего расследования. Короче, они увидели, что потерпевшая (давайте ей тоже присвоим буквенное обозначение - например, Л.) пришла из школы, из  той самой, где они все вместе учились. Эти два "сексуальных маньяка", или вернее будет назвать их "сексуально озабоченные", вошли в подъезд, где проживала Л., А. постучал в дверь её квартиры. Она открыла сразу, и А. вошёл. В коридоре он снял пальто и шапку, бросил их на пол возле вешалки, затем втолкнул Л. в комнату и ударил рукой по правому подреберью. Л. тотчас осела на пол (больно всё-таки ей было). Тогда А. вышел из комнаты, открыл входную дверь и позвал Б. Тот быстренько, не дожидаясь повторного приглашения, как в том анекдоте "так хотелось, что зубы сводило" (видимо, не до того было), вошёл, разделся в коридоре и они вместе зашли в комнату Л, которая успела встать и в этот момент стояла около дивана. К ней подошёл А. и нанёс удар левой рукой по лицу в область подбородка. Л. рухнула на пол (она же ведь никогда в своей жизни не была боксёром). А. (какой-то агрессивный, может, потому я назвал его "А."), бил и бил девчонку по чём зря, потом, взяв с дивана подушку, положил ей под голову (заботливый однако какой!). И приказал Б., чтобы тот держал ей руки и зажимал рот Л. Когда таким образом сопротивление было подавлено силой неимоверной, А. стянул с неё нижнюю одежду до колен. Сам же, спустив с себя трико и плавки, совершил физиологический половой акт. В это время Л. пыталась сопротивляться и кричать, но Б. прижимал ей руки к полу и зажимал рот. После этого А. и Б. поменялись местами: А. зажал Л. рот, прижал руки, а Б., полностью снял с Л. нижнюю одежду и совершил с ней физиологический половой акт. Затем они вновь поменялись местами (правильно заметили - какие-то акробаты!),  перевернули Л. на живот, и А., приподняв её за пояс, пытался совершить половой акт, но отнюдь уже не физиологический. Это у него получилось с трудом, потому что Л. сопротивлялась, отбиваясь ногами. Предварительно нанеся несколько ударов (дабы утихомирить гражданочку), Б. тоже не погнушался повторить противоестественный акт. Л. постоянно пыталась освободиться от этих напарников, и тогда А. (внимание!) встал, принёс верёвку,  наложил на шею Л. петлю на два оборота и слева завязал на узел. Л. захрипела,  сделала несколько судорожных движений и затихла. Затем он встал, завязал на петле ещё один узел "бантом". После чего А. и Б. (по-видимому, устав сильно) перевернули Л. на спину, укрыли её одеялом (чтоб бедненькая не замёрзла), сами оделись и вышли из квартиры. Воздух улицы тотчас освежил их буйные головы В квартиру вернулся А., снял с шеи верёвки, прошёл на кухню, открыл все вентили газовой плиты и вместе с Б. "дали дёру", договорившись друг с другом "я - не я, и лошадь не моя".
- А что дальше? – полюбопытствовал слушатель.
- Всё очень просто. Из школы вернулась младшая сестра потерпевшей. Войдя в квартиру, она почувствовала запах газа и, пройдя в комнату, где она жила со старшей сестрой, увидела ту, лежащей на полу и покрытой одеялом. Вызвала "скорую помощь" и слесарь-газовщик. Слесарь, перекрыл газ и хотел оказать Л помощь. Он пытался сделать искусственное дыхание. Прибывшая на место бригада "скорой помощи" констатировала смерть от "отравления бытовым газом". После чего была вызвана оперативная группа милиции. Дальнейшую прозу действий вы знаете сами.
- Спасибо за столь увлекательнейший детективный рассказ!
Властантиныч вместе со следователем вышел в коридор, где один продолжил свой путь в "глубины судебно-биологической заводи" к Зале Римовне, а другой вернулся в свой кабинет.
Он засел за правку уже написанных выводов "по горячим следам, пока всё живо в памяти", составленных сразу же после исследования трупа.
Вот была у него такая черта: когда травма, то диагноз, из которого проистекали все экспертные умозаключения, формировать тут же.
Проанализировав всё обнаруженное, он со спокойной совестью, написал:
"На основании судебно-медицинского экспертизы трупа, принимая во внимание результаты лабораторных исследований, с учетом кратких обстоятельств случая и поставленных вопросов, прихожу к следующим нижеизложенным выводам:
"Смерть Л. наступила от механической асфиксии вследствие сдавления органов шеи петлей, о чём свидетельствуют: наличие в области шеи двойной, горизонтальной, замкнутой странгуляционной борозды; мелкоточечные кровоизлияния в кожу лица и шеи, кровоизлияния в соединительные оболочки обоих глаз, в мягкие ткани в области  левого малого рожка подъязычной кости, в области внутренней поверхности надгортанника, отек надгортанника и голосовых связок, острая эмфизема легких, кровоизлияния под плевру легких (пятна Тардьё), наличие жидкой крови в полостях сердца и крупных сосудов,  полнокровие внутренних органов, сливные  трупные  пятна.
1-ая группа повреждений - двойная странгуляционная борозда образовалась в результате наложения на шею с последующим затягиванием двух витков полужёсткой петли, при этом следует отметить существенные моменты:
- странгуляционная борозда № 1 - незамкнутая, выражена на левой, передней и передне-правой поверхности шеи и полностью отсутствует на  задне-правой и задней поверхности шеи. Исходя из этого, можно предположить, что между витками петли, образовавшим борозду и кожей в задне-правом и заднем отделах шеи имелась довольно плотная прокладка, вероятнее всего, волосы потерпевшей, которые в передних отделах волосистой части головы имеют длину до 30 см;
- на основании наличия перерыва странгуляционной борозды в области  пересечения ее с левой грудинно-ключично-сосцевидной мышцей можно сделать вывод, что в данной области находился узел петли, который при затягивании последней не соприкасался с поверхностью шеи, т.е. равнодействующая сил, приложенных к свободным (натягиваемым) концам петли была направлена от шеи к узлу;
- на основании наличия двух мест пересечения странгуляционных борозд - под левым сосцевидным отростком и под средним отделом правой ветви нижней челюсти - можно сделать вывод, что в данных областях имело место перехлестывание витков петли;
- кровоизлияния в мягкие ткани в области левого  малого рожка подъязычной кости, в области внутренней поверхности надгортанника, отек надгортанника и голосовых связок образовались, вероятнее всего, в результате сдавления органов шеи вышеописанной петлей с большой силой. В пользу данного вывода говорит также то, что при исследовании кожных покровов шеи не было обнаружено следов и повреждений, характерных для действия пальцев человека или каких-либо твердых тупых предметов.
Таким образом, исходя из вышесказанного, следует считать, что в данном случае наложение петли на шею Л. и последующее затягивание петли было произведено посторонней рукой, что подтверждается локализацией, общим направлением, выраженностью двух странгуляционных борозд, характером узла на петле, предоставленной следователем.
- 2-ая группа повреждений причинена предметами с различной физической характеристикой (тупыми твёрдыми с ограниченной поверхностью) и могла образоваться как при непосредственном их воздействии, так и при соударении о таковые во время падения. Образование данной группы повреждений вследствие борьбы и самообороны не исключается.
Непроникающая колотая рана в области наружно-нижнего квадранта левой молочной железы причинена острым колющим предметом и могла образоваться вследствие воздействия металлической застёжки значка, прикреплённого к одежде потерпевшей в области груди слева.
Наличие у трупа Л. свежего разрыва девственной плевы позволяет считать, что ранее потерпевшая половой жизнью в физиологической форме до настоящего происшествия не жила.
Одновременно следует, что рассматриваемый случай наглядно  доказывает необходимость тщательного осмотра трупа на месте его обнаружения, своевременного изъятия вещественных доказательств, детального изучения и исследования всех многочисленных телесных повреждений, применения широкого арсенала дополнительных лабораторных исследований, а также необходимость проведения возможных экспертных экспериментов, позволяющих уточнить непосредственную причину наступления смерти и механизм образования телесных повреждений".
Властантиныч распрямил спину, выдохнул воздух из лёгких и, встав, прошёлся по кабинету. Затем снова вепрнулся на кресло и перечитал написанное. 
"Под такими выводами не грех спокойно и расписаться, а затем отдохнуть. Ибо я сделал всё, что от меня, как эксперта, зависело. Совесть моя чиста, дыхание ровное, злой червь сомнений меня совершенно не беспокоит", - подумал про себя эксперт, тщательно выписывая свой автограф...
* * * * * * *