История моей жизни-3

Бэн Землянский -Васильев
                Детство.

                Часть III И Спаситель наш прошёл через ясли...

Я не знаю, что это такое, детские ясли в Товарищеском переулке, но несколько картин оттуда начала 1944го года вижу, как сейчас.
1. Просторное помещение с высоченными потолками. В несколько рядов стоят почти игрушечные стульчики для кукол или совсем крох - малышей, на них сидят наши товарищи. Это - зрительный зал. На переднем плане игрушечный столик с крепкими ножками, разукрашенный золотым орнаментом на чёрном фоне, под лаком. Это - сцена. На неё ставят артистов, меня и мою верную подругу, Таточку Каретину, с которой нас связала судьба до осени 1949го. Я так никогда и не узнал, Таня она была, или Ната? Но и моё имя было подстать - Зёзя! Почти пан Зюзя в кабачке 13 стульев. Но я сам представлялся именно так, и нечего капризничать! Итак, объявляю: "Огонёк!", и аккомпаниаторша играет вступление. Сперва мы вступаем в разладе, просим повторить и громко, чётко, музыкально исполняем песню от начала и до конца без единой помарочки. Нам бешено аплодирует ЗАЛ и почётная публика из немногочисленных МАМ. Похоже, праздник 8го марта. Мы раскланиваемся, нас снимают со столика.
2. Завтрак закончился, но кое-кто ползает под столом и собирает хлебные крошки, упавшие во время завтрака. Крошка к крошке, вырастает хлебный шарик или колобок, который отправляется в рот по достижении приличного размера. Его не едят, а сосут около получаса. Такой вот 2й завтрак. С тех пор у меня натурально болит сердце, когда я вижу, как выкидывают в помойку хлеб!
3. Длинные коридоры с низкими сводами, освещённые лампами синего света. Воспитательницы ведут группу в бомбоубежище. Идём, попарно взявшись за руки, но и здесь мальчишки спорят и ругаются, кому быть Будённым, кому - Ворошиловым, никому не хочется - Гитлером. Игра затухает, не начавшись.
4. Идём гулять на крышу! Она со всех сторон ограждена каменной кладкой высотой два наших роста. Снег на чёрном рубероиде растаял, влага высохла. Грязи нет, значит, народ не извозюкается. Но народ находит ВАР и все поголовно его жуют. А какой восторг вызывает притаившаяся где-то за водосточной трубой сосулька! Все просят у счастливчика: "дай лизнуть!", но так, чтоб не увидела воспиталка! Старшая её ругает за то что у всех чёрные зубы, та оправдывается: "и где только эти жуки отыщут гудрон?"
Мы живём в яслях 6 дней, в субботу всех разбирают матери. Но почему-то такая система называется ПЯТИДНЕВКОЙ. Мы в яслях и кушаем,  и играем, и спим. И ночью, и в мёртвый час. Под простынками у всех клеёночки, потому что все мы рахиты и сыкуны. Товарищ Сталин велел всем детям давать молоко и рыбий жир, по чайной ложке. Все привыкли, нам нравится. Иногда нам дают пить или хвойный отвар, или из шиповника, или из брусничного листа. Эти запасы воспиталки заготавливают летом, на выездной загородной даче. Мы выезжали и в Снегири, и в Жаворонки, и в Фирсановку...
Там-то и произошёл с нами удивительный случай. Воспитательницы вечно придумывали что-то, чтобы порадовать детишек, поднять им настроение и аппетит. Кому-то пришла в голову идея организовать столовую вне территории дачи. Перенесли детские столы и стулья под шатёр из могучих сосен. На случай дождя растягивали навес. Где-то метрах в двустух-трёхстах находился колодец - журавель. Вода проливалась из вёдер, и вокруг колодца всегда стояли лужи воды. Во время одной из трапез кто-то увидел, как из лесу вышла огромная серо-рыжая собака и принялась лакать воду. Одна из воспиталок завизжала: "Волк!" Все бросились прятаться под столы и там трястись от страха. Волчица спокойно посмотрела на нас, ещё попила и не спеша потрусила в лес. Мы, хилые и костлявые, её абсолютно не заинтересовали. Уже потом, на прогулке мы, вооружившись саблями и шашкам, замирая от страха, мчались в самые заросли, издавая устрашающие звуки.
Там же произошёл казус: из-за проблем с подвозом харчей оказалось,
что на нашем продскладе в избытке только РЕПЧАТЫЙ ЛУК, ЧЁРНЫЙ ХЛЕБ и ПОДСОЛНЕЧНОЕ МАСЛО! Ну и что? Из этого и готовили, этим и кормили.
Лет до 13-14 я терпеть не мог любые блюда с применением лука, и жареного, и варёного!
                01.06.14.