Никому неизвестная повесть Гоголя. Шинель...

Сергей Олексин
                НЕИЗВЕСТНАЯ "ШИНЕЛЬ".
«Итак, в одном департаменте служил один чиновник, чиновник нельзя сказать, чтобы очень замечательный, низенького роста, несколько рябоват, несколько рыжеват, несколько даже на вид подслеповат, с небольшой лысиной на лбу, с морщинами по обеим сторонам щек и цветом лица, что называется геморроидальным…» - Значительное лицо внимательно рассматривал черно-белую, среднего, обычного размера фотографию. Нажал кнопку селектора. Голосом секретаря селектор произнес почтительное, –
 « Какие будут распоряжения?».  Значительное лицо выдержал начальственную паузу, - « Скажи-ка, Каролина Ивановна, а он действительно народный?» «Да, вне всякого сомнения». Значительное лицо снял холеный, с розовым прозрачным маникюром палец, с кнопки связи и, задумчиво стал ковырять им в носу, поймал жесткий черный волос и, приловчившись, сильно дернул, от чего тут же сморщил свое, похожее на только что выпеченный каравай ситного, лицо, и, щелкнув ногтем, запустил выдернутым волосом в, стоявший на его необъятном столе, портрет президента.  Значительное лицо положил фотографию, достал из недр стола большую резиновую печать и, хрястнув что, есть силы ею по артистическому лицу, расписался под жирно-черным «УТВЕРЖДАЮ».
                ( Проба пера Автора по созданию инсценировки по Н.В.Гоголю)
Н.В.Гоголь писал «Шинель» достаточно долго, почти три года, постоянно возвращаясь к повести, вычеркивая и подписывая все новые строки. Летом 1839 года он выписал первый вариант повести под названием – «Повесть о чиновнике, крадущем шинели». Потом все время, до первого опубликования в 1842 году, многократно изменял тексты и отнюдь не по цензурным соображениям.
Интересен отзыв на «Шинель» В.Белинского, как об одном из «глубочайших созданий Гоголя». Чего же глубочайшего нашел Виссарион Белинский в повести?
Замысел «Шинели», по всей видимости, возникает у Гоголя в период краткого возвращения в Москву из Италии в сентябре 1839 года. «Ревизор» давно написан и поставлен в Александринском и Малом театрах,  Гоголь трудится над первым томом «Мертвых душ», и вдруг «Шинель»! Первый том «Мертвых душ» выходит в мае 1842 года, чуть раньше опубликования «Шинели».
Итак, непонятный, необъяснимый факт – «Шинель» пишется во время, в параллель, «Мертвым душам» - самому крупному и главному произведению писателя. Что могло так возбудить Н.Гоголя? Думаю, что причиной подобного, зная немного человеческие особенности одного из своих любимых писателей и немного о его судьбе, Николай Васильевич испытал глубокий кризис во время работы над «Мертвыми душами» (подобное повторялось неоднократно), не писалось, не мечталось, не спалось…
Вспоминаем, что у самого автора был за плечами немногосложный опыт службы в департаменте государственного хозяйства и публичных зданий, Н.В.Гоголь - служил писцом. Из личной переписки Николая Васильевича многие авторы любят цитировать строки к матери напрямую касающиеся «шинели» - «…Я немного привык к морозу и отхватал всю зиму в летней шинели», ну что ж, приведем эту цитату и мы.
«Шинель» оканчивается Н.В.Гоголем вместе с «Женитьбой» и «Театральным разъездом» в Риме и высылается им для опубликования в Москву.
« Когда и в какое время он (Акакий Акакиевич) поступил в департамент и кто определил его, этого никто не мог припомнить. Сколько не переменялось директоров и всяких начальников, его видели всё на одном и том же месте, в том же положении, в той же самой должности, тем же чиновником для письма…». Неведомо откуда взявшийся, вечный переписчик рукописей. Регистратор жизни. Один из всех. Избранный, какой то неведомой силой на это.., предназначенный для этого…
«И что-то странное заключалось в его словах и в голосе, с каким они были произнесены. В нем слышалось что-то такое преклоняющее на жалость, что один молодой человек… Какая то неестественная сила оттолкнула его от товарищей,… приняв их за приличных, светских людей. И долго потом, среди самых веселых минут, представлялся ему низенький чиновник с лысинкою на лбу, со своими проникающими словами: «оставьте меня, зачем вы меня обижаете» - и в этих проникающих словах звенели другие слова: «я брат твой »...- «…Литераторов часто вижу. С Пушкиным на дружеской ноге. Бывало, часто говорю ему: «Ну что, брат Пушкин?» - «Да так, брат»  отвечает, бывало, « так как то все…». Любопытна реакция Н.В.Гоголя на смерть А.С.Пушкина, которая застает его в Париже перед отъездом в Рим:
«…Никакой вести нельзя было получить хуже из России. Все наслаждение моей жизни, все мое высшее наслаждение исчезло вместе с ним. Ничего не предпринимал я без его совета. Ни одна строка не писалась без того, чтобы я не воображал его пред собою…» и в марте 1837 г. он уже в Риме. Любопытно, что в 1835 году устами сошедшего с ума от честолюбия чиновника Поприщина Гоголь восклицает: «Все, что есть лучшего на свете, все достается или камер-юнкерам или генералам. Найдешь себе бедное богатство, думаешь достать его рукою,- срывает у тебя камер-юнкер или генерал…». Из дневника А.С.Пушкина: « 1833. 1 января. Третьего дня я пожалован в камер-юнкеры (что довольно неприлично по моим летам)».
А.А. не маленький человек, а …сам Н.В.Гоголь! «Шинель» единственное автобиографическое произведение Гоголя. Писатель после написания первого тома «Мертвых душ»  пребывает в глубочайшем кризисе. Его взлеты и падения, очевидно, связаны с его крайне неустойчивым душевным состоянием.  На «взлетах» он неоднократно берется, за какое то дело и по прошествии краткого времени бросает его. Что преподавание в Университете, что сотрудничество в «Современнике» и т.д.
Башмачкин – человек без желаний, человек без мыслей. А.А. – человек-невезенье. Человек – тень. Человек – кризис, искупление - «Выбранные места из переписки с друзьями» (1847г). В 1852 году Гоголь, в состоянии тяжелейшего истощения, умирает. 
« Ни один раз в жизни не обратил он внимания на то, что делается и происходит всякий день на улице, на что, как известно, всегда посмотрит его же брат, молодой чиновник…»
Трудно предположить, что Н.В. даже отдаленно выписал А.А. как «маленького человека», каких в России было сто с лишним миллионов.
Гоголь любил Россию и представить, что для него Россия это страна – ничто, абсурдно. Если бы так, то и «Мертвых душ» бы не было никогда.
И вот человек–ничто сталкивается с бесом. Портной Петрович – несомненно, бес. Описание этой пары – портного и его супруги, у Гоголя полно откровенной чертовщины. И босые ступни Петровича с роговым ногтем, и поза, и один глаз. Появление А.А. у Петровича происходит в момент, когда «…хозяйка, готовя какую-то  рыбу, напустила столько дыму в кухне, что нельзя было видеть даже и самых тараканов…И, прежде всего, бросился в глаза большой палец, очень известный Акакию Акакиевичу, с каким-то изуродованным ногтем, толстым и крепким, как у черепахи череп». Наконец, видимо Н.В. усомнившись в том, что описание Петровича будет верно понято читателем, дает прямую характеристику Петровичу устами его супруги: «осадился сивухой, одноглазый чорт».
История шинели, обветшавшей до невозможного состояния, -  это история окончания обыкновенной жизни и… переход на службу другому, неведомому, огромному и великому. «…Этакое-то обстоятельство!» Происходит разительная перемена в Башмачкине.
    «... Но зато он питался духовно, нося в мыслях своих вечную идею будущей шинели. С этих пор как будто бы он женился, как будто какой-то другой человек присутствовал с ним, как будто он был не один, а какая-то приятная подруга жизни согласилась с ним проходить вместе жизненную дорогу, - и подруга эта была не кто другая, как та же шинель…»
   В жизни А.А. появляется цель. « С лица и с поступков его исчезло само собою сомнение, нерешительность, словом все колеблющиеся и неопределенные черты». Начальник неожиданно добавляет денег, покупается ткань, воротник, и Петрович приступает к сотворению шинели.  « Петрович провозился за шинелью всего две недели, потому что много было стеганья, а иначе она была бы готова раньше».    Приносит портной шинель совершенно таки бесовским способом – в носовом платке. «Он вынул шинель из носового платка, в котором ее принес; платок был только что от прачки; он уже свернул его и положил в карман для употребления». Петрович набрасывает «весьма ловко» шинель на плечи А.А., ну вот собственно и все.
  Гоголь впервые, на полутора страницах повести, приводит описание настоящей жизни Петербурга. А.А. впервые засмеялся, весело пообедал, ничего не писал после, а «сибаритствовал на постеле». Жизнь всеми ее яркими красками, подхватывает А.А. и он вдруг с любопытством их начинает ощущать, речь его приобретает черты осмысленности, появляются существительные и глаголы, появляется литературная речь! (до этого момента А.А. был заворожен …Буквами, со старанием переписывал для собственного удовольствия, но ничего не мог « сотворить».  Башмачкин начинает жить. Вот и ответ, уважаемые господа, на вопрос о смысле булгаковских слов о гоголевской шинели! Да нет, не «шинель» имел в виду Михаил Афанасьевич, - «ДАР»! Дар писательства, дар постижения незримого, путешествий в тонкий мир. «ДАР»! 
И вот что странно, кража шинели - главное событие «Шинели» оканчивает путь А.А.Башмачкина на земле, но оставляет его образ на века.
Хождения несчастного А.А. по инстанциям, столкновение со значительным лицом  и смерть. Он умирает оттого, что вот этот «дар» ускользнул от него. Он не может воротиться к своим прежним занятиям, возвратиться …
Финал повести совсем уж причудлив, А.А. став приведением, носится по Петербургу срывая с чужих плеч шинели и шубы без разбору. Наконец сорвав шубу с плеч значительного лица – исчезает. Ищет Башмачкин свою шинель после смерти и не находит. « А! Так вот ты, наконец! Наконец, я тебя того, поймал за воротник! Твоей-то шинели мне и нужно! Не похлопотал об моей, да еще и распек – отдавай же теперь свою!»
Кризис писательства Н.В.Гоголя в период написания «Мертвых душ» побуждает его рассмотреть себя, и написать, автобиографическую, автопортретную повесть со скромным названием «Шинель». Николай Васильевич, со свойственным ему юмористическим чувством трагедии пишет о себе. Нарекает себя странным смешным именем – Акакий, одевает своих родственников в свои любимые сапоги, описывает свою матушку, пришедшую крестить младенца на третий день в церковь, дает нам точную дату крещения – 23 марта, описывает собственную жизнь, встречу с А.С.Пушкиным, обретение «Дара» в странном союзе с…и собственную трагедию, начавшуюся в Италии в 1839 году, утрированную, гротескную, фантазийную и… страшную. Впрочем, и после жизни он неоднократно доказывал свои удивительные способности. Вот собственно и все. Да, чуть было не забыл: великий русский писатель Николай Васильевич Гоголь родился 20 марта 1809 года.