Вокруг Израиля. Короткие заметки

Борис Леви
В САМОЛЕТЕ РИГА – ТЕЛЬ-АВИВ

«Мы миновали территорию Украины и в данный момент пролетаем над Румынией».
По салону «Боинга» прошелестел легкий вздох облегчения. В слове «миновали» послышалось что-то военное.
 
- Во всем виновата Америка, - произнес приговор сидящий рядом со мной грузный немолодой русскоговорящий американец.

Бывший рижанин эмигрировал в США в 1992-м и хорошо там устроился. Ныне проживает с семьей в престижном Миннеаполисе, а пенсии вполне хватает и на достойную жизнь, и на регулярные путешествия по миру. Но это не снимает вины за все творящиеся в Мире безобразия с Конгресса, Сената и лично товарища президента Барака Обамы. Да и прежние товарищи президенты были, как минимум, не лучше.

Чем-то он напомнил мне некоторых депутатов Европарламента. Тех, что сначала выступали против Евросоюза, а затем успешно баллотировались в его парламент. Теперь, когда пятилетнее депутатство заканчивается, они чуть ли не из брюк и юбок готовы выскочить, дабы еще пять лет провести в Страсбурге и Брюсселе. Бедненькие, мучаются они в нехорошем ЕС, не любят его, но зарплаты и прочие выплаты и льготы евродепутатов уж больно хороши, грех от них отказываться…

ПАСПОРТНЫЙ КОНТРОЛЬ

- У вас есть семья в Израиле?
- Мама и сестра.
- Имя вашего дедушки?
- Имя моего дедушки? Которого из двоих?
- Ну хорошо… Имя вашего отца.
Называю имя.
- У вас есть израильский паспорт?
- Нет.
Диалог окончен, можно двигаться дальше…

Прилететь в Израиль проще, чем вылететь из него. Допрос улетающих дольше, хотя набор вопросов стандартный. Сами ли укладывали багаж, не передавал ли кто конверты или посылки? Частенько интересуются, изучаю ли иврит (может, из-за моей фамилии). Но бывают и неожиданные вопросы. Как-то раз меня в аэропорту провожал племянник. Так его спросили, служил ли он в армии, а когда он ответил отрицательно, поинтересовались, почему. На израильтян, не служивших в армии, смотрят косо…

В ПОЕЗДЕ

Из аэропорта «Бен Гурион» в большинство районов страны можно без пересадки доехать на поездах, курсирующих круглосуточно. В вагонах (одно и двухэтажных)– комфорт. Большие мягкие сиденья, столики, розетки, бесплатный Wi-Fi. Поезд продвигается мягко, без шума и пыли.

Шум создают пассажиры. Южный темперамент выплескивается в громкоголосые разговоры, по проходам обычно бегают крикливые дети. Много военных обоих полов с автоматами. Напротив – офицер поедает только что купленную на станции картошку фри с гамбургером. Запах специй стремительно распространяется по вагону, вызывая у проголодавшихся слюнки, а у сытых – неприязнь. Впрочем, - ни первые, ни вторые виду не показывают.

Эмоции тут скрывают не всегда. Вспоминаю, как-то однажды молодой мужчина проехал свою станцию. Так, всю дорогу до следующей, он безостановочно и громко ругался. Я иврит пока не освоил, но знакомый израильтянин пояснил, что произносимые слова – самые «нехорошие» в этом певучем языке. Для справки: нецензурных слов в иврите нет :)