Лёня. Детские ответы

Наталья Ромодина
К Международному дню защиты детей


Лёня, как мне запомнилось, больше не спрашивал, а отвечал. А спрашивала я. Такие у нас психологические типы с ним.

В год и три месяца на вопрос, где хороший мальчик, заглядывал в зеркало и показывал «хорошего мальчика» там.

Уже в его год и четыре месяца я обнаружила, что он прекрасно ориентируется. Гуляли в лесу, описали сложную траекторию и оказались на качелях, где раньше с ним не бывали. Я спросила у Лёни: «Лёня, где мы живём? Пойдём к дому!» И Лёня повернул в нужном направлении, вышел на самую короткую дорожку и пошёл домой. Для меня это было удивительно.

В год и пять месяцев гуляли с сидячей коляской. От неё отскочило колесо. Я сказала: «Надо его присобачить на место». Лёня сымитировал тут же лай собачки: «Уа-уа-уав!» в знак того, что понял.

В два года. На вопрос, что делает дедушка, отвечает: «Дым!» (в смысле, курит)

В два года четыре месяца показывает на даче, где растут перцы, кабачки, цветочки. –
- Какие цветочки?
- «Глазки».
- Чьи глазки?
- Бабы Ани.
Значит, анютины глазки.

Дедушка складывал яблоки в деревянные ящики. Лёня прокомментировал: «Маленькие кровати».

В два с половиной года на вопрос: какой ты, Лёня? Отвечает: «Детский!»

В два и восемь месяцев на вопрос, зачем деньги, отвечает: «Платить!»

Купили ковровую дорожку. Сам задаёт себе вопрос:
- Зачем постелили коврик?
Сам и отвечает:
- Чистить, убираться!

Два года десять месяцев, около 23 февраля. Читаем «Сказку о царе Салтане»: «Пушки с пристани палят». Лёня добавляет: «И огоньки горят: салют!»

В три года болел живот, надо было массировать. Спрашиваю: «По часовой стрелке гладить?» Отвечает: «Лучше по секундной!»

Три года и два месяца. Интеллектуальная беседа. Читала я ему Пушкина: «Отсель грозить мы будем шведу!» Спрашиваю: а где Иван Рябов посадил на мель шведскую эскадру, около какого города?» Лёня отвечает: «Под Архангельском!» (В Архангельске родственники живут.) Продолжаем:
- А Пушкин где родился?
- На экскурсии! (месяца за четыре перед этим ездили на экскурсию по пушкинской Москве)
- А в каком городе-то?
- У решётки! (фотографировались у красивой решётки Юсуповского дворца)

Гуляли в лесопарке. Подходит к липе, побелённой снизу: «Снизу берёза, а наверху – сосна!»

Лежит, свесив голову вниз, смотрит в окно. «Почему улица вниз головой? – Я улицу вниз головой перевернул!»

На даче ходили на дальнюю прогулку. Вернувшись, Лёня рассказывает: «Мы искали-искали коров и, наконец, … не нашли!»

Лёня интересуется насекомыми.
- Муха – это таракан?
Увидел летящих мошек:
- Смотри! Тараканы полетели!
Дело в том, что в Москве в квартире он видел тараканов и думал, что «таракан» - это обобщающее название для насекомых.

Три года четыре месяца. Бабушка говорит:
- От дождя скамейка вздулась.
Лёня:
- А разве она надувная?

Помогал собирать огурцы. Спрашивает:
- Зачем огурцы грязные?

Поёт песню:
-Что-то грустно… Взять гитару
Да спеть песню про любовь…
Я спрашиваю:
- А что такое любовь?
- Это лужа.
- А кто в ней сидит?
- Никто не сидит… Лягушка сидит…
- Ну, а какая лягушка?
- Царевна, конечно!
(Кому лужа и лягушка, а кому любовь и царевна)

Просится с дачи:
- Поехали на станцию Подсолнечная!
- Зачем?
- За маслом!
- За каким?
- За подсолнечным, конечно!

Три года и четыре месяца.
Увидел на фотографии Венеру Милосскую. «Почему у неё нет ручек?» А сам чуть не плачет. Дедушка объясняет: «Потому что она в земле много веков пролежала» Тут Лёнечке совсем жалко стало Венеру, и он в голос заплакал.

В три с половиной года водили его в Пушкинский музей изобразительных искусств. Понравилось в египетском зале. Вечером после купания завернули его в полотенце, он  закрыл лицо полотенцем: «Я как мумия? Похож я на мумию?»

Перед выходом из дома папа спрашивает:
- Лёня, не хочешь на дорожку пописать!
Лёня отвечает:
- Нет, там холодно! Я лучше дома!

Три года семь месяцев.
- Зачем подушка белая? Чтобы мне зима приснилась! А зачем на ней цветочки? Чтобы мне лето приснилось!

 Во время купания закрыл глаза ладошками.
- А тебе, дедушка, тоже темно?

Три года восемь месяцев. Спрашиваю:
- Лёня, это у тебя веснушки?
- Нет, зимУшки!
(Новый год на дворе, какие веснушки?)

Дедушка протирал люстру. Лёня потом рассказывает:
- Здесь стол стоял, а на столе – деда. Я говорю: «Ой, какая статуя!»

Дедушка ищет что-то в коробочке среди винтиков: «Не то… не то…» Лёня побежал к папе:
«Папа, найди дедушке ТО!»

Три года девять месяцев.
Лёня просит чаю горячего
- Лёня, тебе с молоком?
- Нет, мне золотой!

Три года десять месяцев.
Лёня, когда умывается, любит повозиться с водой, попереливать её из стаканчиков. И каждый раз использует лермонтовскую метафору: «Холодный кипяточек наливаю!»

Почти четыре года.
Любит смотреть слайды с Парижем.
- Это как называется? Диво-позитивы?

Четыре года. Видит на улице собачку.
- Это собака-девочка!
- Почему ты так думаешь?
- У неё бантик, значит – девочка!

Жертва рекламы. Моем посуду на даче. Добавляем «Фейри», чтобы отмыть жир. Лёня говорит:  «Надо, чтобы дождь пошёл!»

Увидел, что бабушка сделала чайный компресс на глаз. Возмутился: «Чай – чтобы пить!»

Четыре года четыре месяца. Строит ближайшие планы: «Домой приедем, я покушаю и сразу спать. Не буду».

На даче. Дедушка говорит Лёне, сидящему на крыльце: «Лёня, не сиди на камне, сиди на дереве!» Лёня смотрит на ближайшую яблоню, подняв голову: «А как же я туда залезу?»

Пошёл в садик. Запоминал, как зовут воспитательницу. Спрашивает: «А почему Таисия?» Никогда не слышал такого имени.

Четыре с половиной года.
- Бабушка, ты когда за мной придёшь в садик?
- В пять часов.
- Тогда ты сиди в моей комнате!
- Зачем?
- Чтобы на часы смотреть!

Ходили на экскурсию в Кусково. На вопрос, что больше всего понравилось, сказал: «Тапочки во дворце!» Правда, потом ещё вспомнил про морёный дуб.

Играет с посудкой. Предлагает бабушке кофе или чаю. Бабушка выбрала кофе.
- Может, ты чай будешь, а то кофе долго готовить!

Лёня учит названия букв:  Ь – мягкий знак, а Ъ – жёсткий знак.

Четыре года десять месяцев.
На восьмое марта велено было прийти в садик в белой рубашке и чёрных брюках. Лёня спрашивает:
- Мама! А почему Таисия Николаевна всегда говорит приходить в том, чего у нас нет?
(Одолжили нам и брюки, и рубашку, так как я ради одного раза покупать отказалась.)

Четыре года 11 месяцев.
Налил сок в стакан, который только что был с ним в ванне.
- Лёня, ты отсюда пил? Стакан ведь грязный!
- Нет, чистый! Он же со мной купался!

Пять лет один месяц.
Почему-то бабушка посчитала, что незачем Лёне брать гуашь. И спрашивает:
- Зачем ты гуашь взял?
Ответ:
- А она низко стояла!
(Бери всё, что плохо лежит.)

В пять с половиной лет ездил с родителями в Петербург. На вопрос, в каком городе был, Лёня по приезде отвечал: «В ЛЕНграде!»

Беседовали о животных. Что они едят. Лёня, дитя рекламы:
- Собака ест «Чаппи», а кошка – «Вискас»!

Пять лет 11 месяцев.
Поёт романс из «Метели» (под него девочки на празднике танцевали): «Пурум-пурум-бум-бум!» Потом как будто испугался: «Ой, кто это?» И так несколько раз. Я ему и говорю: «Это каменный гость!»
Лёня: «Люди каменными не бывают!»
Я объясняю, что это, мол, не человек, а памятник.
Лёня: «Памятники не гуляют, а стоят на пьедесталах!»

В шесть лет познакомился с мальчиком. Спрашивает:
- Сколько тебе лет?
Мальчик отвечает:
- В сентябре будет 12.
Лёня:
- А сейчас-то сколько?

Пришли в Михайловском в аллею Керн. Лёне шесть лет и три месяца. И он вспоминает утренник в садике, с которого прошло уже больше года:
- Я помню чудное мгновенье.
Передо мной явилась ты,
Как мимолётное виденье,
Как гений чистой красоты!

Шесть лет и семь месяцев. Нарисовал Чебурашку. Я, чтобы стимулировать навыки письма, прошу:
- Подпиши: «Чебурашка»!
- Зачем? И так видно, что не слон!

Шесть лет девять месяцев. Всё слышнее разговоры о школе. Лёня спрашивает:
- А игрушки в школе есть?
Мы как-то даже опешили, объясняем, что в школу ходят заниматься, а не играть. Лёня:
- Ну и что! В садике мы тоже занимаемся, но и играем!»