Истоки двойных стандартов

Татьяна Кырова
          Война - для одних крайняя степень скотской гнусности, для других торжество истинной человеческой природы.

          Стало модным передёргивать и издеваться над героями прежних лет. С какой радостью сообщили, что мальчик по имени Павлик Морозов предал своего отца, но ведь всё шло с подачи взрослых. Советская власть побуждала к отказу от всех и вся: не оставив от прежних моральных запретов и незыблемой святости человеческих взаимоотношений камня на камне. Все знают любимую фразу большевиков: сын за отца не отвечает. Звучит как приговор.

          Пишут о том, что обезумевшая женщина плевала в лицо Зое Космодемьянской, которую вели на казнь, в отместку за то, что она сожгла её дом. Но ведь от этого подвиг девушки не становится менее значимым. Законы войны не имеют привычной морали, там счёт у каждого строго индивидуальный. И каждый платит по своим счетам сам. Не нам судить бедную женщину, которой в момент наивысшего напряжения отказали нервы. Она осталась зимой без крыши над головой. Бывает так, что и враг покажется не таким страшным, чем отступающий солдат своей страны. Но минуты страха перед неизвестностью проходят, и наступает прозрение. Девочка Зоя выполняла боевое задание. В этом и состоял её подвиг, стиснув зубы, бороться с врагом любыми средствами. Страшная история. За подвигами всегда стоит кровь, грязь, страх, предательство и нечеловеческая боль.

          Не раз слышала умилительные рассказы, как во время войны находился добрый дядюшка Ганс, который угощал маленького мальчика шоколадкой. Только не надо забывать, что думал он при этом о том, когда мальчик подрастёт, то станет исполнительным рабом. Ведь не можешь же пухнущий от голода дикарь оказаться таким неблагодарным и забыть о шоколадной улыбке солдата нацисткой Германии. Который пришёл на чужую землю с оружием, исключительно, с благими намерениями, научить тупого Ивана вести правильный образ жизни. И потом, если уничтожить всех, то кто работать будет.

          Идеологи фашизма разработали целую систему дрессировки. Удивительный феномен состоял в том, что огромное количество людей поддержало партию Гитлера. Даже Мартин Нимёллер, чьи знаменитые слова я приведу ниже, поддался соблазну почувствовать свою исключительность. Хотя прозрение этого человека произошло гораздо раньше многих немцев, за что он и провел несколько лет в заключении, а с 1941 по 1945 годы был узником концентрационного лагеря Дахау. Если это удалось у себя дома рассудили фашисты, то на оккупированных землях и подавно. Пряники раздавали в Германии, для всех прочих достаточно одного кнута. Воля сломлена и сопротивление бесполезно, так полагали захватчики. Система стара как мир. Но вот по части кнута, тут Гитлер, Геббельс и иже с ними оказались дьявольски изобретательными.

          Я бы не стала писать на эту тему. И в мыслях не держала, что когда-нибудь увижу в центре Европы марширующих националистов. Но факт свершился. События в соседнем государстве наводят на такие невесёлые размышления. При этом жительница Украины пишет: у нас всё хорошо! Меня потрясла эта фраза. Но потом вспомнила, а чего удивляться, в Германии при Гитлере тоже было всё хорошо. Есть такая категория людей, у них всё хорошо, когда сыто кормят. Главный идеологический дрессировщик нацизма Геббельс об этом знал.

          И после этого кричат, что русские оккупанты. Хотя украинские власти  уничтожают собственный народ. Так и не сели за стол переговоров. Я удовлетворена тем, что нашему правительству хватило выдержки не вводить войска. И теперь мы не оккупанты.

          Остается только еще раз напомнить слова немецкого пастора Мартина Нимёллера, бывшего узника лагеря Дахау. К сожалению и здесь не обошлось без казуистики, существует несколько вариантов прочтения, или перевода этой фразы на другие языки. Намеренно приведу вариант более известный в США:
« Когда они пришли за социалистами, я молчал – я не был социалистом.
Когда они пришли за профсоюзными активистами, я молчал – я не был членом профсоюза.
Когда они пришли за евреями, я молчал – я не был евреем.
Когда они пришли за мной – уже некому было заступиться за меня».

          Скорбная минута молчания для противников нацизма и пауза для тех, кто еще сомневается.

-------         

          Пугают русским национализмом, в то время как фашизм зародился в Европе. Великие немецкие философы отчасти приложили к этому руку. Удалось им сформировать и такое понятие, как русский нигилизм. Но революция в Российской империи, на которую возлагали большие надежды, всё же не дала Западу желаемого результата. Потрясти устои общества удалось, но не устои глубинной российской духовности. Сколько бы при этом не уничтожили священнослужителей. На многие годы вогнали Россию в состояние экономического анабиоза, был промышленный рост, продиктованный жесткими условиями выживания, но не было роста благосостояния народа. И всё же простой человек выстоял, ему не пришлось возрождаться, он просто вернулся к своим истокам.

          Русские безбожники до Революции не были столь агрессивны, не хватало им цинизма Вольтера. Атмосфера жизни общества не позволяла в полной мере впасть в бесовщину, здоровые корни держали. Не понимают на Западе этой особенности русского характера. Разрушая церкви и сжигая иконы невозможно уничтожить веру. Теперь смотрите, какая интересная параллель: в Европе все культовые здания стоят на своих местах, трепетно там относятся к материальным ценностям, но в общественном сознании произошел надлом.  Причём до такой степени, что принялись за возрождение нацизма. Словно и не было кровавого исторического урока. А нам говорят о русских граблях, на которые мы любим наступать. Пытаются слепить в очередной раз образ врага из России. Можно процитировать того же Вольтера: «Свобода это то, что невозможно отнять». Так чего же бояться свободной Европе и независимой Америке? Пора избавиться от  патологического страха перед Российскими просторами. Ведут себя как пигмеи перед великаном. Собрались толпой и трусливо с приличного расстояния мечут дротики. Уколоть, конечно, можно, но в чём смысл затеи?  Надо ещё умудриться попасть в больное место. Но где она та ахиллесова пята, вы же только предполагаете. Не понять вам нас, не понять. Слишком далеко зашла аритмия культур. Но стремиться к взаимопониманию стоит и нам, в том числе тоже.

          Русские писатели и философы никогда не позволяли себе насмешек над простым человеком. Пренебрежительное отношение недопустимо. Отдельные продвинутые представители высшего общества могли, но классики нет. Слово чернь не прижилось бы в российской литературе. У нас человек вызывает жалость и любовь, а маленький человек вообще культовая тема. Словесность высшего порядка стремится к идеалу. Поэтому национализм чужд русскому духу. Народность - да, но не национализм. На Западе выпестовали миф о русской угрозе, сами же в него поверили и продолжают пугать. Удобно для политиков? Видимо так. Но мешает жить и строить нормальные взаимоотношения.
 
          Знаете, трудно найти чёрную кошку в темной комнате, особенно, если  её там нет. Может пора включить свет? Сколько можно в тёмную играть.

          Европейских философов часто цитирует политический истеблишмент по той причине, что они принимали непосредственное участие в формировании общественного мнения и даже способствовали изменению общественного строя.  У нас было принято считать, что нет пророка в своём отечестве, и прижизненная роль наших выдающихся мыслителей может показаться скромнее, но это не так. Их созидательная энергия была направлена на духовную стезю. Они проделывали работу на более тонком уровне. Я не о революционерах разумеется. Речь о настоящих радетелях русской земли и её народе. Отдельные нечистоплотные личности и Льва Николаевича Толстого пытались втянуть в свои игры, но при всех ошибках и заблуждениях, значение классика велико и недосягаемо для злопыхателей.

          Человек – всегда стоял в центре внимания наших мыслителей, они не спешили обслуживать верхушку общества, а искали пути для того, чтобы облегчить и просветить народные массы. Внутренний мир у каждого, сложный и противоречивый: чистый в прекрасных помыслах и  тяжкий в способности на самые мрачные дела. Русские классики искали искорку способную зажечь единый свет и осветить этот таинственный мир бытия. Не секрет, что православие не  всегда в состоянии справиться с поставленной задачей в одиночку. Особенно если религиозные деятели слишком тесно сближаются с властью. Не будем идеализировать и среди духовенства разные люди встречаются.

          Казалось бы и западные мыслители заинтересованы в изучении человеческой природы. Думаю, читать наших классиков им тяжело не только по причине плохих переводов. Они не могут осознать первопричину нашего поиска. В их понимании человек статичен, пока не начинает двигаться. Потому им так важен action, неподвижная одинокая фигура их пугает. Задачи и здесь разные. И не только задачи, сам подход другой. Они разбирают человека как игрушку, вынимают внутренности в поисках потаённых точек, физиология занимает их гораздо больше. Должно же быть нечто, что отличает их от всех прочих тварей. Тут и приходит спасительная догадка, на базе которой возникает национализм. Ничего искать не надо, достаточно объявить себя избранной расой.

          Национализм – высшая степень цинизма. Никакого открытия они не сделали и не сделают по причине ограниченности мышления. Фашистская идеология не несёт и капли духовности, ведёт к деградации общественного сознания. Политики используют неонацистов для достижения своих краткосрочных целей, надеясь уничтожить их за ненадобностью, когда они сделают грязную работу. Опасные игры.

          К сожалению, предложенный мною термин аритмия культур - имеет более глубокие разногласия. Победителей в войнах нет. Скоро 70 лет со дня прекращения Второй мировой войны. Но России до сих пор не простили эту Победу. Несмотря на колоссальные потери и очевидность исторического факта. Это у нас говорят: победителей не судят. Судят, ещё как судят. Потому и стремятся уничтожить памятники нашим воинам. Может сделать этот тяжелый выбор и перенести останки советских солдат на территорию России. Если вандалы варварскими способами проявляют свой протест на глазах европейского сообщества, которое не спешит с извинениями. А чего им извиняться, они не чувствуют себя побежденными. Нет в войнах победителей, есть только жертвы. Наши дорогие ветераны - герои России. И задача благодарных потомков хранить о них вечную память. А народы Европы пусть решают в соответствии с собственной совестью.

          Почему борцы с Советами так и не поняли, где они прокололись? Когда им казалось всё под контролем, их устраивал Горбачёв с его невнятными реверансами в разных направлениях. Генеральный секретарь КПСС мечтал понравиться Западу, и ему это вполне удалось. Как и Обама, слыл известным миротворцем и стал нобелевским лауреатом.

          Если нас начинают любить бывшие враги, надо готовиться к тяжелым последствиям. Как там у Вергилия: «Бойтесь данайцев, дары приносящих». Следом посыпалось всё.

          За одно только можно благодарить наших оппонентов, что приблизили развал СССР. Ельцина приветствовали «бурными продолжительными» аплодисментами, особенно в США.  Им такое лицо новой России нравилось.  Пьёт, кто бы сомневался.
 
          И всё же в чём они прокололись? В том, что не поняли: деградировала коммунистическая система, но не народ. Не буду говорить за всех жителей СССР, но российского народа уродство власти коснулось в меньшей степени. Даже работая за палочки, русские люди сохранили свое достоинство. Нас можно заставить работать за пайку хлеба, но не возможно сломать и унизить. Мы не продажные. Замечательный пример приведу. Когда в трудные времена нашему великому вратарю Владиславу Третьяку предложили вернуться в большой спорт и поработать за океаном, был соблазн согласиться. Ему жена сказала: «Деньги хорошо, но ты рискуешь потерять имя, которое зарабатывал с большим трудом. Вдруг, что-то пойдёт не так».

          Лицо нации определяют Александр Солженицын, Виктор Астафьев, Василий Белов. Такими людьми стоит гордиться. Жили без пафоса и шумихи. Сколько неизбывной любви к Родине было в них. Они - наша надежная защита от гламурной бесовщины, но и мы обязаны внести свою лепту. Каждый целая вселенная, а вселенную завоевать невозможно, какие бы бредовые планы не вынашивали отдельные безумцы.