14. Рассказы о Баку - Садик Парапет - рассказ

Юрий Елистратов
14. РАССКАЗЫ О БАКУ – Садик Парапет – рассказ

Начиная рассказ об этом садике, я пытался найти истоки такого названия.

Парапет - (франц. parapet, от итал. parapetto, от parare - защищать и petto - грудь),
невысокая сплошная стенка, ограждающая покрытие здания, террасу, балкон, набережную, мост и пр., часто служит постаментом для декоративных ваз и статуй.

В мою бытность никаких ограждений этого уютного зелёного места не было. Но ответ я, кажется, нашел, глядя на фотографию старого Баку.

На ней была изображена совершенно пустая ровная площадка, ограждённая лёгким забором.  Для каких целей она служила – ответа не было. Просто называлась ПАРАПЕТ и всё!

Ну, да ладно. Закончу этот экскурс в историю. Расскажу, что был в мою бытность.

Садик Парапет был зажат между Торговой улицей, музеем Низами и, с обеих сторон двумя трамвайными линиями .

Всегда получалось так, что этот садик обязательно был на вашем пути. У меня так бывало всегда.

Этот маленький зелёный Оазис в центре города Баку, позволял в жару скрыться в тени деревьев и пальм. В центре садика был маленький фонтан. Иногда он вяло фонтанировал, а обычно бывал сухим.   
 
Садик функционировал в двух ипостасях. Днём скамейки садика занимали старики в папахах и ещё какие-то личности. Компания была молчаливой  и немного вызывала чувство страха.

В конечном итоге стало известно, что садик Парапет, негласный рынок анаши. Почему Власть терпела  этот рынок страшного зелья, да ещё в самом центре города, остаётся невыясненным.

Моё предположение, - в основе взаимоотношений с милицией, у торговцев гашишем царил принцип ДАШ-ПАШ.

Популярность этого зелья на Востоке известна.
Даже мне, Бакинском пацанёнку, вскорости стало известно, что такое ПЛАН, что такое ЗАДОЛДЫРИТЬ косяка. Приходилось неоднократно видеть, как надо  ДОЛДЫРИТЬ ПЛАН в обычную папиросу.

Этим занимался наш старичок сосед, живущий как приживалка в семье знаменитого Азербайджанского поэта.  Закончив приготовление, он закуривал папиросу с табаком вперемежку с анашой, зажмуривал глаза и качался на корточках,

Специфический запах дыма анаши можно было «унюхать» на каждом шагу в Баку.

При такой специфике курения наркотика, я сам наблюдал, как колошматил пацана известный в Баку урка-бандит. Он лупил пацана, приговаривая: «Я гибну от этой заразы наркоты, а тебе не позволю!».

Сравните с настоящими процессами  СЕГОДНЯ по привлечению к наркотикам современной молодёжи наркоторговцами.

Итак.
Днём скверик Парапет был «оккуппрован» людьми  со  специфическим занятием.

Вечером же скверик ПАРАПЕТ  оккупировался  любовными парочками. Этому способствовало очень плохое освещение и большое количество скамеек, укрываемых кустами и деревьями.

Мы Бакинские пацаны, любопытства ради, тихо пробирались в садик ПАРАПЕТ, чтобы, как мы это называли ПОКУКАТЬ-подсмотреть  за целующимися парочками.

В войну и сразу после неё город заполнялся большим количеством молодых девушек.   Сначала это были медсёстры и работницы Красного Креста. Потом им на смену стали прибывать молодые женщины.
Дефицит мужской части населения страны после войны, заставлял женщин искать себе пару в наименее пострадавших районах СССР.

Послевоенная индустрия Баку нуждалась в притоке свежей рабочей силы. Поэтому девушки легко находили себе работу.

Выполнив первую часть программы -  устроившись с работой и жильём, девушки приступали ко второй части – поиск кандидата в мужья.

Вначале это были выздоравливающие раненные в госпиталях Баку. Потом им на смену пришли военные моряки, солдаты армии, охранявшие подступы к Кавказу, рабочие нефтепромыслов.

Вся эта «ватага» пряталась в парках, на бульваре и, конечно в садике ПАРАПЕТ.

Нам мальчишкам, доставляло удовольствие «шалить». По сигналу мы с криками «МИЛИЦИЯ» бегали по садику, пугая несчастных целующихся влюблённых.

Вот такие мы были ДУРАКИ!

Уже, будучи офицером, я то же однажды воспользовался темнотой садика ПАРАПЕТ, укрывшись там, на скамеечке с девушкой.

Наши любовные и страстные объятия, грубо прервал милиционер.

Он потребовал у нас документы. Находясь в приподнятом настроении после принятия солидной дозы коньяка с шампанским, я наорал на него: «Вы знаете, с кем разговариваете? Я военный моряк Балтийского флота! Что вы мешаете отдыхать!  Сейчас же КРУГОМ  МАРШ с моих глаз долой!».

То ли мой командный  голос, то ли темнота скверика, то ли молодость милиционера, но к моему удивлению милиционер, как положено, сделал КРУГОМ МАРШ ЧЕРЕЗ ПРАВОЕ ПЛЕЧО и удалился.

Мы с подругой, ошеломлённые случившимся, на всякий случай быстренько удалились.
Вспоминаю и стыдно до сих пор!

НО!
Вы не поверите, но этот милиционер отвёл от меня ГЛУПОСТЬ, КОТОРУЮ Я МОГ СОВЕРШИТЬ.

В тот вечер, под влиянием настроения и шампанского, я в  горячах предложил девушке, с которой меня только что  познакомили – РУКУ И СЕРДЦЕ!
Именно в тот момент, когда меня, в тёплых девичьих объятиях стали целовать и  расспрашивать  - «А как будет устроена наша личная жизнь в Талине?», где я тогда служил,  появился этот ДУШКА МИЛИЦИОНЕР,

Именно он, заставил меня быстренько протрезветь, проводить девушку домой к маме, и забыть свои обещания, как кошмарный сон.

Я, конечно, переживал, что обидел женщину, но меня успокоили. Оказалось, что это известная в Баку особа, прошедшая уже стадию одного развода и через многие мужественные руки джигитов.

Именно тогда я   перевёл для себя слово МИЛИЦИЯ, КАК МИЛОЕ ЛИЦО!

Вот какие случаи связаны с ПАРАПЕТОМ!

Сейчас это замечательное место потеряло свой шарм. Скверик заложили мрамором, в центре пустили фонтан, деревья и пальмы выкорчевали и всё это назвали ПЛОЩАДЬЮ ФОНТАНОВ!
А жаль – ПАРАПЕТ ЗВУЧАЛ КРАСИВЕЕ!

Создано
Юрий Елистратов
Москва
30 мая 2014 г.