к дню рождения Розы

Маргарита Школьниксон-Смишко
Роза Люксембург отмечала 5 марта свой день рождения Костя подарил ей куст сирени. Да, такое тогда в Берлине было возможно: купить цветущий куст сирени. Поздравила её и мама Кости.

"Friedenau 7.03.1910
 
Моя любимейшая Кларочка!
Прежде всего большое прибольшое спасибо за чудесные подарки (хотя, честно, мне неловко, что ты отмечаешь такие пустяки и каждый раз я из-за этого Костю ругаю). Как сильно я желала Мистраля*, ты знаешь от меня самой. Кэллер тоже был мною очень желанен, потому что мне, наконец, нужно с ним познакомиться.
Твоё письмо также было для меня хорошим подарком, единственное, что меня немного огорчило, это то что ты дело со статьёй  «Вперёд!» восприняла так трагично, тогда как я и не собираюсь из-за этого расстраиваться, мне просто смешно...
Теперь о другом: вчерашняя демонстрация** хотя и была довольно хаотичной, рассеянной и ненаправленной, но в принципе она оказала хорошее действие и является шагом вперёд. Массы, правда, как только увидели полицейских коней с обнажёнными саблями, разбежались, сломя голову, (мы с твоим сыном и Розенфельдом*** не двинулись с места, и полиция не отважилась нас тронуть), но ведь и неразбеганию нужно научиться. Во всяком случае у масс увеличилось желание к демонстрациям и злоба на полицию. Теперь люди будут демонстрировать, даст на это сигнал правление партии или нет....
                твоя Р.

Я ещё кое-что забыла: 5-ого у меня был Фаисст**** и более двух часов пел и играл, совершенно потрясающе! Это была услада, и именно это превратило мой скромный день рождения в праздник." 

* французский провансальский поэт

** запрещённая правлением Берлина демонстрация за демократические выборы

*** преподаватель партийной школы

**** адвокат, симпатизировал социал-демократам, меценат композитора Хуго Вольфа