Страшные сказки Penny dreadful 2014

Лилия Внукова
По словам создателя и эксклюзивного продюсер режиссёра нового сериала ужасов "Penny dreadful" -- "Страшные сказки", каждая его серия продумана и подразумевает аллюзии к известным литературным произведениям, большей частью, романтиков : " «Penny dreadful» начинался с поэзии. Уильяма Вордсворта, в частности. Десять лет назад я читал много поэзии романтиков. За Вордсвортом последовали Китс, Байрон, Блейк, Шелли и, наконец, я перечитал «Франкенштейна» Мэри Шелли. Идея сериала эволюционировала от этой поэзии и снов, которые она вызвала… Некоторые из моих любимых романтических стихотворений, которые являются приметой своего времени, представляют звезды нашего сериала… Наслаждайтесь ими, и, возможно, они вдохновят на мечты и вас тоже" (* Джон Логан )

 В новом сериале ужасов задействовано много известных актёров. Тимоти Далтон в роли сэра Малькольма Мюррея, известного путешественника-исследователя Африки -- и несчастного отца, потерявшего единственную дочь, Мину Мюррей. Провидица Ванесса Ивз (*Ева Грин), помогающая сэру Малькольму отыскать то ужасное Существо, увлёкшее Мину в сумерки, в мир, где обитают самые разные (конечно, страшные!) Существа и Сущности. Сэр Мальком Мюррей желает любыми способами, любой ценой отыскать и вернуть Мину. Для этой цели он собирает команду, в которую входит не только Ванесса, но и американец - стрелок Итон , и молодой учёный -- доктор Виктор Франкенштейн, которому предстоит разобраться с природой вампиров, и, возможно в будущем, постараться найти лекарство от вампиризма для Мины.

Такова завязка истории. Далее зритель узнаёт, что у каждого персонажа, из команды сэра Малькольма --  или нет, не важно, есть своя тёмная тайна. "Страшные сказки" предполагают рассказать зрителям о самых разных персонажах классических историй ужасов, но и о новых героях тоже.

В первой серии зритель знакомится с Ванессой, Мюрреем, Итоном и Виктором Франкенштейном. Знакомится с ужасами скрытой, сумеречной  жизни викторианского Лондона (*кстати, картины викторианского Лондона снимались в Дублине )) ).  С первой же серии  возникает множество деталей должных шокировать не подготовленного зрителя: море кровищи, и горы трупов, то есть и просто мяса, и живых мертвецов -- вампиров. Мелькает таинственно и совершенно неопознанная нечисть, внезапно утаскивающая в никуда мирных жителей бедных кварталов. Всё это показано очень натуралистично.  Но тем, кто привык к кровище (а нынче, после компьютерных игр этим никого не удивишь), интересно будет другое: истории самих главных персонажей, и новый взгляд на эти  истории, некоторые -- уже известны зрителю (Франкенштейн, Дориан Грей... отец и дочь Мюррей... ). Или истории совершенно новых персонажей, например стрелка Итона (*актёр Джош Хартнет) и лондонской ночной бабочки Броны Крофт (*актриса Билли Пайпер, известная зрителям из сериала "Доктор Кто").

Остановлюсь на нескольких персонажах (их в фильме достаточно, и каждый может выбрать излюбленную линию каких-либо героев). Очень привлекательными  получились новые герои, только из "Страшных Сказок" , неизвестные ранее зрителю -- это стрелок Итон и лондонская шлюшка Брона Крофт.

Чем так привлекателен образ Броны? Ибо всё вроде бы  стандартно, и по штампу: бедная девушка, приехавшая в Лондон, в большой город, в большую жизнь работать на фабрике. Но работу она потеряла, и теперь вынуждена зарабатывать на жизнь по-другому. И хотя нельзя не согласиться с Ломброзо, что "Сонечек Мармеладовых одна на миллион", но, возможно, Брона та самая одна. Её история выглядит правдиво: каким ещё трудом, девушка из провинции (без профессии), без знакомств, потерявшая работу на фабрике могла бы зарабатывать себе на жизнь?

До показа фильма  о персонаже Билли Пайпер не распространялись, Брона Крофт, девушка из Лондона, и всё. Почему на промо-плакате струйка крови из уголка её губ? Ну, ведь сериал ужасов!, никого кровью не удивишь.
 
У Броны грубоватая внешность простой крестьянской девушки, с крупными руками, худенькая (от чахотки, Брона больна чахоткой, недуг очень распространённый в то время, особенно среди бедноты), но приземистого, коренастого сложения. Актрису Билли Пайпер никак не назовёшь классической красавицей, но в ней море обаяния, которое и передалось её персонажу, бедной простой девушке Броне. И хотя при знакомстве Брона поясняет  стрелку Итону, что имя её означает "Печаль" (с гэльского) -- это ясная печаль. Печаль, лучащаяся внутренним светом. Брона не жалуется на свою судьбу, не ходит с унылым мрачным лицом, она шутит, она улыбается. Она отважно смотрит в глаза Смерти, неизбежно близкой для неё. Её отвага и покоряет стрелка Итона, который тоже знает что такое смотреть в глаза Смерти, поскольку принимал в Америке участие в военных действиях. Брона рыжеволоса, у неё гэльское имя, и потому, возможно, она ирландка.
 
Хотя в критических зарубежных статьях пишут, что это привлекательно -- в "Страшных Сказках" нет добрых и злых персонажей. То есть нет разделения на Добро и Зло.  Да, явного разделения нет (впрочем, в традиции романтиков, в традиции Блэйка...). Но Итон и Брона это как раз те персонажи, которые СОХРАНЯЮТ В СЕБЕ СВЕТ, не смотря на все удары Судьбы, ломающей всё, и всех -- даже  вроде бы железного сэра Малькольма Мюррея.
 
С первых серий не раскрывается, почему Итон оказался вдали от своей родины, и вынужден актёрствовать -- выступать на Ярмарках, показывая своё искусство Стрелка. Ясно одно: из-за неполадок с законом. Возможно, и с ним Судьба, или злой Джокер, сыграли злую шутку. Но, если проводить параллели с Таро (а они в фильме есть, креаторы говорили об этом), то именно Ярмарочный Шут, как Маг, может развязать узлы самой запутанной истории. Потому что именно Шут носит двухцветную одежду, и стоит на границе, ему доступна и тёмная , и светлая сторона.  И он может балансировать, как игрок на канате.
 
Джош Хартнет , исполнивший роль стрелка, прекрасно передаёт это балансирование своего персонажа на грани, между: миром людей и миром теней (существ), миром богатых и миром бедных, миром Ярмарки и миром Города.... И список, конечно, будет продолжен. Сама профессия, стрелка, предполагает это балансирование на грани, осязания, чувства, интуиции -- и холодного воинского расчёта. Мальком, вернее провидица Ванесса, конечно, не зря стремятся заполучить в свою команду стрелка Итона. Но Итон не рвётся попасть в команду сэра Малькольма, побывав один раз в предложенном ему деле.
 
Ещё одна очень интересная линия -- линия Создателя, человека, уподобившего себя Богу, Демиургу -- линия молодого учёного доктора Виктора Франкенштейна. В целом история Виктора Франкенштейна, её начало (смерть матери) не изменена. Но в "Страшных сказках" проводится интересная мысль, именно в истории Виктора Франкенштейна : об ОТВЕТСТВЕННОСТИ Демиурга за свои творения, за своих детей. Оправдает ли  творение ожидания Отца или нет -- но ответственность-то остаётся.

Литературные аллюзии здесь во многом относят к творчеству Блэйка, к его "Песням Неведения" и "Песням Познания". Дитя Радость -- Протей, и Дитя Горе -- Калибан, убивающий своего брата Протея. Мысль о том, что Творец, создавая Человека, может быть, и не вполне ожидал ТАКОГО результата. Кто-то  родился Дитя-Радостью, но ведь есть не только радующиеся миру и восхищённые миром  Протеи , но и противоположные ему Калибаны, покинутые, забытые своим Создателем, испытывающие на себе всю горечь того восклицания Отца, что "О, лучше бы ты не родился вовсе!". Родился, благодаря Тебе, Отче, и ничего уже с этим не поделаешь.
 
Любое Создание -- и Человек тоже -- ждёт в этом мире любви, как самого лучшего и самого главного чуда жизни. Без любви Создателя -- Творение обретает ужасающие формы Калибана. Любовь Создателя (Родителя) способна создать доброго и радующегося жизни Протея. Но, только струсив и отвернувшись от своего первого, на его взгляд, неудачного эксперимента -- Виктор понимает это: свою ответственность Создателя. Учатся только через ошибки и боль. И Демиург (можно поставить знак равенства -- Творец ) НЕ совершенен.   ОН тоже совершал ошибки.

В третьей серии "Страшных Сказок"  зрители видят первую эротическую сцену Итона и Броны. Вроде бы для Броны подобные вещи -- просто работа. Ещё раньше, во второй серии, можно было наблюдать Брону в рабочей обстановке, в качестве натурщицы ню для лощёного красавчика Дориана.

Но сцена с Итоном противоположна сцене с Дорианом. Рядом со стрелком мы видим совершенно другую Брону, не бесстыже-рыжая,  разбитная лондонская шлюшка -- тот образ, который Брона с успехом разыгрывает на огромной сцене театра-Города, викторианского Лондона.  Рядом с Итоном открывается истинная Брона, она испытывает истинные чувства, возможно даже что свои первые настоящие чувства в жизни.

Сцена чувственная, нежная и сдержанная. Тем понятнее, что не на показ. Очень красиво смотрятся в паре Билли Пайпер (Брона) и Джош Хартнетт (Итон). Прекрасные ракурсы съёмок движения актёров, интересные, и скромные и откровенные одновременно, никакой прикрытости. Прекрасны скрещенные в экстазе ножки Броны, стремящиеся словно бы заключить в объятия Итона.

Борона девушка из простонародья, в ней нет и не должно быть ничего утончённо-готического, рафинированно-городского (как в Ванессе, актриса Ева Грин). В Броне другое неодолимое обаяние:"...Не белоснежна плеч атласных кожа, нельзя уста кораллами назвать... , и жёсткой проволокой вьётся прядь... И тело пахнет так, как пахнет тело, не как фиалки нежный лепесток..." (*Шекспир). В противопоставление Ванессе, у Броны другая, земная красота, Ренуаровских крупных девушек с "Деревенских танцев".

И Джош Хартнетт совершенно великолепно передал это тонкое изменение в лице стрелка, когда, после такого сладкого единения, и стрелок и Брона это точно почувствовали -- единения в любви, Брона отходит в сторону от кровати и кашляет. Не на показ, привычно, стараясь сдержать свой кашель. Этот мягкий свет из окна, обрисовывающий плавную линию спины девушки, подчёркивающий то, что, как всякий мужчина, Итон, после единения с желанной  женщиной, любуется подругой, что в этот момент они особенно красивы друг для друга. И в этот момент Итон слышит кашель Броны, говорящий о скорой смерти.
 
Эти чувства (их невозможно назвать, потому что это целый спектр чувств ) -- волной проходят по лицу Итона, совершенно без слёз в глазах, и, может быть, в этом-то страшнее и глубже, что без слёз. И возникает его мгновенное решение: ему нужны деньги, любыми способами, не для себя (для себя Итон и не пытался стараться, зритель видел сцену в доке, до знакомства с Броной) -- а на лечение любимой девушки. И он идёт к старику Мюррею, и продаёт ему свою удачу, своё мастерство, и своё тайное мистическое умение -- балансирования между мирами (о котором сам ещё и не догадывается).

Хотя создатели сериала, говорят, что зритель здесь не увидит противостояния Добра и Зла. Но ведь есть Тьма и Свет. Любовь -- Свет, не любовь, отсутствие любви -- Тьма, как получилось с Калибаном. Радость общения с близким по духу человеком -- Свет. Горе отчуждения от всего мира, от людей -- Тьма.

................
*Продолжение -- о 6 серии "Страшных Сказок" http://proza.ru/2014/06/25/1826