Тыcячелетняя история ашкеназийского еврейства

Александр Вишневецкий
 Три книги  писателя Мордехая Бернштейна (1905-1966) , изданные в Аргентине в Буэнос-Айресе в 1955- 1960 годах на языке идиш, дают нам возможность детально на основе документальных свидетельств познакомиться с  более чем тысячелетней историей ашкеназийского еврейства. Это книги: « В лабиринтах эпох» 1955 год издания, « Не сгоревшие поленья» 1956 год издания, « Это был ашкеназийский стиль» 1960 год издания.  Особое внимание уделено автором вопросам зарождения ашкеназийства на берегах реки Рейн и ее притоков, становления ашкеназийского образа жизни, всем тем нелегким испытаниям  и трагедиям, начиная с крестовых походов, т.е. всему тому, что происходило с евреями на территории Германии. Огромный объем фактического материала невозможно втиснуть в одну или несколько газетных статей, поэтому здесь представлены некоторые материалы из книг Бернштейна в сокращенном и переработанном виде в переводе с идиш автором данной статьи. Весьма интересным представляется, представленное Бернштейном, сопоставление хода исторического развития ашкеназийского и сефардского еврейства (под сефардами Бернштейн имеет в виду евреев, зарождение субэтноса которых и их дальнейший образ жизни связан с пребыванием в Испании и Португалии). Обе эти этнические группы имели много схожего в ходе своего развития. Автор анализирует причины, почему ашкеназийское еврейство стало доминирующим во всех отношениях в еврейской судьбе, в то время как еще 500 лет тому назад обе этнические группы были примерно равноценными. Одной из причин дальнейшего отставания сефардов в развитии автор видит в том, что попав на территорию Оттоманской империи сефарды не нашли соответствующей среды для своего развития. Чтобы более детально разобраться в вопросе развития еврейских субэтнических групп, автор обращается к истокам формирования ашкеназийского этноса. Важно, что вопросы дальнейшего развития различных субэтнических групп еврейского народа, достижения ими общих вершин развития представляются очень  актуальными для дальнейшей судьбы Израиля в целом.
Вовсе не случайным в этом плане является обращение к истокам ашкеназийства, где проявились те качества, которые затем стали основой в характере и развитии этой этнической группы. Началом еврейской жизни в виде ашкеназийских общин на Рейне считается  960 год новой эры. Это предположительный год рождения раввина Гершома Бен Иегуды, основоположника и организатора еврейской духовной жизни в бассейне реки Рейн.  Еврейские хроники того времени писали раввины и им принадлежит немалая доля заслуг организации этой жизни по Рейну и его притокам: Лан,  Зиг, Мазель, Некар, Майн и у Бодензее (Боденское озеро). Самый старый торговый путь шел по рекам Рейн, затем по Дунаю и далее по Дону. Здесь шла торговля, обмен товарами. Кельн - город на Рейне, важен для нас тем, что уже в 321 году здесь документально подтверждено проживание евреев, в Кельне тогда находился римский гарнизон. Есть свидетельства проживания евреев в городах Регенсбург, Штрасбург, Триер в 6 веке, но они не имеют документального подтверждения. Первые 200 лет сопровождали нахождение евреев в бассейне реки Рейн наветами, грабежами, потоками еврейской крови, преследованиями, изгнаниями, резней. Наиболее страшными временами были периоды 3-х крестовых походов - 1096 , 1146 и 1190 годов. Вот небольшой отрывок из хроники 1096 года, составленной раввином Шломой Бар Шимоном : « И на 3-й день были убиты люди из Нойса. И был там Шмуэль Бен Рав, которого убили у берега Рейна вместе с его двумя сыновьями. Одного из его убитых сыновей повесили на двери его дома, чтобы над его телом поиздеваться. В другом городе (имя города не дано, примечание автора перевода) большинство евреев собрались вместе и бросились в Рейнус (так тогда называли Рейн), чтобы не быть принужденными к крещению». Поселения  на реке Рейн и его притоках в еврейских хрониках того времени, написанных на иврите, предстают как трагическая колыбель, где в еврейских общинах формировался характер ашкеназицев, их упорство в борьбе за свое существование.
Десятки  общин  и тысячи евреев того времени, погибшие во времена крестовых походов, как и тысячи общин и миллионы евреев Европы, уничтоженные в годы Катастрофы показали самоотверженность и героизм, они не стали на колени, и их общины по праву называют святыми. Впервые массовую готовность в невиданных ранее масштабах жертвовать собой во имя веры, во имя идеи, за право быть и оставаться евреями проявили наши предки - ашкеназийцы на Рейне. Хроники, как еврейских авторов, так и немецкие того времени подтверждают это.
Бернштейн располагает описание событий еврейской жизни в соответствии с временным порядком наличия исходных письменных документов, свидетельствующих о нахождении евреев и их общин в указанных германских городах. В этом списке после Кельна, где документально засвидетельствовано пребывание евреев в 321 году, идет Аахен. Здесь в 797 году при короле Карле Великом была отправлена делегация к арабскому правителю халифу Гаруну аль Рашиду. Руководителем делегации и переводчиком был еврей Ицхак из Аахена. Королевская хроника рассказывает, что посланцы в дороге умерли, в живых остался только Ицхак, который затратил на дорогу туда и обратно около 4-х лет. 20 июля 802 года он вернулся в Аахен с подарками от халифа. В тех же хрониках из Аахена от 828 года упоминается еврей Давид, как чудесный врач. Из этих упоминаний видно, что евреи своей грамотностью и профессиональными знаниями занимали видное место  в немецкой среде того времени. В Майнце согласно хронологическим записям евреи упоминаются в 917 году, а к 982 году уже в виде указаний на наличие целой общины. Следовательно, 10-е столетие уже позволяет утверждать о наличии еврейских поселений на Рейне. Именно Майнц  дает нам имя первого выдающегося еврея - рабби Гершома бен Иегуду. Но, помимо этого, хроники отражают ту волну ненависти, погромов, резни с которыми столкнулись евреи, поселившиеся на этой земле. В 937 году государственный епископ Майнца обращается к папе Лео 7-му за советом - изгнать ему евреев или принудить к крещению. В 1012 году король Генрих 2-й изгоняет евреев из Майнца, в 1048 году после пожара в еврейском квартале опять следует изгнание из Майнца. В 1096 году во время первого крестового похода хроники, как еврейские, так и не еврейские фиксируют большое число жертв, мученическую гибель евреев во имя веры (кидуш- гашем). Погибает ряд уважаемых раввинов. В стихотворных формах на иврите оплакивают уцелевшие свидетели- раввины гибель евреев Майнца. Эти документы дошли до нас.
О евреях Вормса сложены легенды, и хотя они не соответствуют исторической сути, но являются свидетельством того, какое место занимал Вормс в жизни ашкеназийских евреев того времени.  Так, например, говорится, что уже к моменту возвращения в Иерусалим евреев из изгнания в Вавилон, Эзра и Нехамия разослали письма по всей диаспоре с просьбой к евреям вернуться домой, чтобы помочь отстроить второй храм. В легенде говорится, что в ответном письме евреи Вормса сообщили, что они уже построили новый Иерусалим с собственным храмом у берегов Рейна. Документально подтверждается, что еврейская община в середине 10 столетия была в Вормсе. Вормс - это город Раши и многих известных толкователей Торы и Талмуда. Сохранилась стена Раши, окружающая город, улицы и площади города свидетельствуют о многих трагических моментах, пережитых здесь евреями.
У Мозеля- притока Рейна, расположен еще один город Триер, где еврейская кровь была обильно  пролита во времена всех 3-х крестовых походов. В 1901 году была в ходе археологических расследований найдена глиняная лампа, содержащая старинный символ семисвечной меноры. Такие меноры в странах Малой Азии и Северной Африки обнаружены там, где находились римские гарнизоны. Что касается документально установленной даты пребывания еврейской общины в этом городе, то это 1066 год. В не еврейской хронике того времени сообщается, что в этом году местный епископ Эбергард потребовал у евреев креститься, в противном случае они будут изгнаны из города. Далее в хронике говорится, что из-за колдовства евреев епископ умер в этот же день, стоя у алтаря. Евреям города предстояла страшная резня в 1096 году во время первого крестового похода. Об этом и героизме евреев при этом рассказывают документы. Сохранились старинные ворота еврейского гетто города.
Еще одно небольшое местечко на берегу Рейна - Боппард, расположенное между Кобленцом и Бингеном также вошло в трагическую историю евреев времен начала ашкеназийства. В 1074 году король Генрих 4-й издал привилегию местным евреям, приравняв их в правах с евреями Вормса в отношении налогов и аренды. В хронике раввина Эфраима Бар Якова из Бонна рассказывается о страшной трагедии, произошедшей в Боппарде в 1180 году. Два судна с евреями (очевидно, торговые корабли, примечание автора данной статьи) прибыли к Боппарду, и матросы обнаружили у берега мертвую христианскую девушку. Гои обвинили в ее гибели евреев города, и их, как и людей с кораблей, утопили в Рейне. Предварительно они обещали сохранить жизнь, если евреи крестятся, но те отказались. Одну из жертв, раввина Егуду Бар Менахема тащили мертвого из одного города в другой, в Кельне его показали всему городу. В 1096 году во время первого крестового похода пишет хронист: «7 дней после удара в Шпеере враги пришли в Боппард в субботу к ночи. Они убили раввина Шлому Кантора и вместе с ним 7 душ. И Б-г разбудил дух Отто, брата короля, и он наказал двух убийц евреев, им выкололи глаза». О событиях в Боппарде есть записи и других раввинов.
Еще один город на Рейне занимает видное место в еврейских хрониках. Это Шпеер, или Ашпиро по еврейским документам того времени, где упоминания об этом городе имеются с 1084 года. В этом году евреи получили привилегию от правителя города епископа Ридигера. Благодаря тесной связи 3 общин - Майнца, Вормса и Шпеера создается единый  уклад духовной жизни еврейских ашкеназийских общин. Шпеер дал еврейству целый ряд ученных по Галахе. Как и других городах, евреи города погибли мученической смертью во имя веры во время первого крестового похода. Их имена увековечены в еврейских песнях- плачах того времени.
Бонн упоминается в еврейских хрониках в связи с погромами и массовой резней во времена Первого крестового похода. Епископ Кельна Герман 3-й, пытаясь спасти евреев, отправил их в несколько соседних с Бонном городов, но погромщики убили их там.
Бахарах, город на берегу Рейна, известен своими горами и замками на них, резиденциями графов, королей, епископов. В хрониках описана гибель 3 - х семей из Бахараха во время второго крестового похода в 1146 году. Они попытались укрыться в одном из замков, но их оттуда прогнали.   Имена этих погибших увековечены в Нюренбергской книге памяти. Генрих Гейне в своем романе » Бахарахский раввин» дал исторически-литературное описание гибели евреев в городе в 1283 году.
Евреи Штрасбурга представлены в документах 1146 и 1165 года. Еврейская община города  упомянута знаменитым сефардским путешественником Беньямином из Толедо около 1160 года. В 1183 году по документам в городе имеется еврейский квартал. Город не избежал еврейских преследований и резни.
Франкфурт-на-Майне расположен на водном притоке Рейна. Город упоминается в документах 1152 года в связи с ярмарками в нем, где принимали участие еврейские купцы. Еще одно упоминание примерно через 50 лет связано с пребыванием в городе раввина, стремящегося помочь евреям, сидящим там в тюрьме. К 1241 году в городе уже имеется синагога и две ешивы. К тому же времени относится  запись в хронике о гибели 180 евреев и только 24 спасшихся, благодаря согласию принять крещение.
Город Бинген лежит у Рейна. Упоминается у Беньямина из Толедо в районе 1160 года. В 1198 году после беспорядков в Кельне здесь спаслись евреи, бежавшие оттуда.
   Ланценберг известен тем,  что евреи этого города были обвинены в 1188 году в том, что по их вине погиб христианин, который упал в колодец в месте проживания евреев и утонул. В его гибели обвинили евреев. Благодаря помощи местных властей выступление против евреев не состоялось. Такая поддержка властей привела к тому, что здесь пытались спасти свою жизнь в 1188 году евреи из Майнца,  но их здесь убили. Евреи из Ланцберга участвовали в исторических сессиях Ваада (Совет, с иврита) вместе с евреями Шпеера, Вормса, Майнца.
Город Майн упоминается в хрониках, в связи с поднятым вопросом о разрешении еврейской вдове на вступление в повторный брак после гибели ее мужа. Это происходило в 1199 году и положительное его решение занимает до сих пор видное место в религиозной литературе.
Местечко  Линц уезда Кобленц согласно сообщению  хроники от 1218 года  известно крещением 2-х евреек. В списке преследований евреев и жертв в этом местечке  дата - 1349 год. Такая же примерно история касается Фрайберга, где первое упоминание о евреях датировано 1230 годом, а в 1349 году евреи этого местечка были сожжены. В Лаудерте 8 евреев подверглись страшным пыткам в 1235 году и затем были убиты, а их тела сожжены. Этот факт отражен в нескольких еврейских хрониках.
К счастью, не всегда все кончалось столь трагично. Бывали и исключения. Так,  в Хагенау в апреле 1235 году по кровавому навету попытались уничтожить евреев, обвинив их в пытках и убийстве трех семилетних христианских детей. Но король не поддержал провокаторов. Церковный служака Рихтер фон Сенонес в хронике от 1250 года полагает, что евреи избежали наказания, дав взятку королю. Тем не менее, мы находим еврейскую общину Гогенау позднее в списке жертв преследований в 1349 году.
Город Юберлинген на берегу озера Боденского озера, куда впадает Рейн, имеется в списке городов, где евреи платили налоги с 1241 года. Как и в других городах, еврейская община страдала от поджогов, издевательств, убийств, резни, грабежей в 1332, 1349 и в последующие годы.
 Оппенгейм имеется в списке городов, где евреи платили королевский налог с 1241 года. Община в списке погибших в преследованиях евреев в 1349 году. Констанц- город у Боденского озера, в списках еврейских общин, платящих налоги королю с 1241 года. Волна еврейских погромов и преследований имеет здесь место в 1312, 1314, 1331, 1333,1349 годах и далее. Последняя из общин по реке Рейн и его притокам в этом списке  Кайзерслаутерн, в старинной еврейской литературе он известен с 1241 года под названием Лутар.  Та же история - погромы и преследования.
Из этого обзора по многим городам и местечкам Германии, у Рейна и его притоков, где формировалось основы будущего и духовный уклад ашкеназийского еврейства, видно сколь нелегким и трагичным было это начало. Каждая из общин внесла свою лепту в их жизнь и у всех у них была общая судьба. Своей жизнью и даже своим поведением перед смертью, перед всеми угрозами и страданиями, эти люди определили новый образ этого этноса.
Попробуем несколько подробней на основе достоверных фактов рассмотреть вопрос мученической гибели евреев во имя веры. Прошло более 1000 лет с начала формирования ашкеназийского еврейства, но в народной памяти остались как живые эти герои, презревшие смерть во имя своих убеждений. К сожалению, этот сценарий преследований и гибели евреев в отличие от других народов сопровождает еврейскую жизнь постоянно, ни одна эпоха, ни одна еврейская диаспора в большей или меньшей мере не обошла это. И даже наша маленькая, прекрасная страна-Израиль за столь короткий период своего существования пережила немало трагических испытаний. История нашего народа написана горячей еврейской кровью лучших ее сынов и дочерей, начиная от древнего Израиля до нацистов с их газовыми камерами. И именно ашкеназы уже на первых порах своего становления придали особый характер стойкости и мужеству евреев в период страшных испытаний, придали особый характер нашему развитию. Еврейские раввины- летописцы хроник, сумели донести до нас множество сцен реальных трагических событий гибели евреев в Германии в годы крестовых походов, они же и пишут о фантастической самоотверженности и бесстрашии в моменты неизбежной гибели. Даже враги евреев из среды христианских хронистов подтверждают эти факты.
Ниже приведен небольшой отрывок из хроники Шломо Бен Шимона из Майнца, который был свидетелем части событий, связанных с погромами 1-го крестового похода 1096 года: «Они напали на общину Вирмайзо (Вормс). Одна часть общины осталась в домах, а другая убежала во двор эпископа. На них, что остались в своих домах, напали дикие волки и их убили - мужчин, женщин, детей. Они разрушили дома, все ограбили, книги Торы затоптали в грязь, порвали и сожгли. 7 дней позднее потрясение испытали и те, которые укрылись  в доме эпископа. Враги сделали с ними то, что сделали раньше с другими. Они держались также как их братья.  Некоторые сами покончили с собой». Автор пишет, что некоторые убивали своих близких с их согласия, не давая врагам совершить это убийство. И еще, тот же автор пишет, что погибающие считали лучшим выходом для себя, перед лицом многочисленных врагов, принести в жертву свои жизни с помощью своих близких, чем дать врагам измываться над ними. Дошло до того что, опасаясь гибели от рук врагов, женщины бросали через окна золото и серебро. Это делалось для того, чтобы задержать врагов настолько, чтобы их близкие успели покончить с ними. Люди сжигали свои дома вместе со своими домочадцами, чтобы ни они, ни их близкие, ни их имущество не досталось врагам. Мы находим в еврейских хрониках  и о гибели евреев, утопивших себя в Рейне и его притоках, или же погибающих от перерезания горла, как ими, так и их близкими. Одним из важнейших мотивов принуждения со стороны убийц - христиан было требование отказа от еврейской веры и переход в христианство, либо смерть. Целые общины кончали жизнь самоубийством, отказываясь от принудительного крещения. Такое имело место в Вормсе. В Алпере таким же образом погибло 300 человек. Большая часть хроник о самопожертвовании евреев написана хронописцами - христианами. Приведу только один из многих документальных примеров из книг Бернштейна - составленный в 1349 году церемониал - мастером совета города Констанц: « 2 января 1349 года всех евреев Констанца заперли в 2-х домах, т.к. они отравили колодцы, и держали их там до 3 марта. И в этот день  их всех, 330 человек, выгнали на свободное поле за городом, и там загоняли их в специально построенное для этого строение. Это строение затем подожгли, часть евреев шла в него танцуя,  другие пели молитвы, а часть плакала. Все 330 человек сгорели».
Такая гибель, когда люди идут, танцуя на смерть в огонь, или становятся жертвами своих близких, имела место и в других общинах - Вюрцбурга, Ротенберга, Нюренберга, она воспета в еврейских песнях - плачах того времени, и такие тексты дошли до нас  из старинных рукописей. И даже в раввинских респонсах (книгах вопросов и ответов)  того времени звучат вопросы о правомерности таких действий во имя Б - га. Уважаемые раввины признают правомерность таких действий и отсутствие какой-либо вины у тех, кто убивал своих близких с их согласия, чтобы они не попали в руки убийц-врагов, а потом в силу каких- то обстоятельств сами оставались живыми. Жертвенность такого рода известна нам со времен  обороны крепости Масады, но только  в Германии во время крестовых походов она достигла  небывалых масштабов. Были случаи принудительного крещения, но большинство евреев шло на смерть во имя веры и своих идеалов, только небольшая часть пала от рук христиан-фанатиков. Даже из документов той эпохи видно, что таких случаев были сотни. Численность еврейского населения на Рейне тогда исчислялась тысячами, и это были живые люди. Трудно себе представить их готовность уйти из жизни в столь массовом масштабе, предпочитая смерть смене веры.
Если мы перейдем через это тысячелетие от погромов и убийств крестоносцев до нацистских убийств, то мы обнаружим, что деяния ашкеназийцев, их образ жизни и самоотверженность продолжаются и в наши, еще более трагичные времена. Живой пример тому - восстание в Варшавском гетто. На третьей неделе восстания уцелевшие восставшие были потрясены сообщениями о трагической гибели Мордехая Анилевича, одного из лидеров восставших, и его друзей из штаба боевой организации. Штаб находился в бункере, где было около 400 человек, и это была главная база повстанцев. Отсюда шли распоряжения боевым группам, и сюда стекалась вся информация о положении восставших. 18 мая нацисты окружили территорию вокруг бункера. Все 5 возможных путей отступления были отрезаны. Нацисты начали закачивать в бункер удушающие газы. На совете с членами штаба Мордехай Анилевич  и его боевые соратники приняли решение покончить жизнь самоубийством. Часть членов штаба были застрелены своими товарищами по оружию. Когда поступила помощь из соседних бункеров, и один из путей отступления оказался открытым, часть штаба пробилась к партизанам, где они позднее погибли. Среди покончивших с собой, но не сдавшихся врагу, в бункере были Мордехай Анилевич, его подруга Мира Пухнер и многие другие. Только четыре человека из этой группы спаслись и погибли позднее. Такого же типа самоотверженность и гибель проявили жители гетто Картуз - Березы ( ныне Березы, Беларусь) Пружан (Беларусь) и др.
 Конечно, не все были героями и в годы Катастрофы, чтобы спасти жизнь  нашлись евреи в юденратах, в еврейской полиции и капо в концлагерях, которые ради спасения своей жизни повели себя самым подлым и предательским образом.
И все- таки, подвиги народа в целом, яркими примерами которых остается поведение ашкеназ в начале становления этого этноса - это необычайный пример стойкости и самоотверженности для нашей страны и евреев мира. Как было бы здорово, если бы нашему народу никогда больше не было бы суждено проходить через столь страшные испытания!