Записи из блокнотов судмедэксперта - Запись 9

Владимир Цыкалов
ЗАПИСЬ № 9 – РЕКОНСТРУКЦИЯ ЛИЦА
(убийство отца и "схоронение на 1 год")
Рабочий день постепенно таял. Осталось одна маленькая работа - распечатать экспертизу графической реконструкции внешнего облика по черепу. Это было эксклюзивное детище…
"Заключение эксперта" № ХХ/гр. было выполнено в течение месяца в нерабочее время и изложено на трёх листах и проиллюстрировано фототаблицей.
Первый лист - титульный - содержал обычные формальные сведения
На втором листе после ряда вопросов следователя:
"Пригоден ли представленный на исследование череп для графической реконструкции лица? Если пригоден, то какова графическая реконструкция лица?
Имеются ли сходные признаки между графической реконструкцией лица по представленному черепу и прижизненными фотографиями В.?"
изложены обстоятельства случая, в которых вкратце было указано, что, убив топором отца, родной сын закопал труп недалеко от дома и только через год написал явку с повинной в адрес прокуратуры. В результате произведенной эксгумации на экспертизу были доставлены череп с нижней челюстью скелетированного трупа (фотоснимок прилагается) и две прижизненные фотографии В.
Прежде чем приступить непосредственно к графической реконструкции Властантинычу пришлось произвести монтаж костей черепа с челюстью, тщательно и детально описать форму черепа, все его выступающие костные образования, произвести двадцать четыре антропометрических измерения с помощью толстотного циркуля, сантиметровой ленты и штангенциркуля.
Все эти манипуляции позволили ему убедиться, что представленный череп принадлежит мужчине европеоидной расе.
Завершило этот подготовительный период фотографирование и изготовление анфасных снимков.
Лишь только через неделю эксперт смог приступить к графическому изображению внешнего облика по методу знаменитого М.М.Герасимова.
Ориентация по реперным точкам позволила получить контуры будущего лица, обозначив форму бровей, носа, губ, разрез глаз. Дальнейшее время было отдано портретной прорисовке деталей лица с тонировкой "возвышений" и "западений" естественных стандартных контуров, которую Властантиныч постоянно сверял со страницами толстенного тома "Трудов института этнографии имени Н.Н.Миклухо-Маклая", изданных Академией наук СССР в 1955 году.
Этот фолиант представлял огромную ценность и с точки зрения библиографии, и особенно в практической поддержки исследователя, так как именно в нём был скрупулезно изложен метод М.М.Герасимова "Восстановление лица по черепу (современный и ископаемый человек)".
Как всегда затруднения возникли с изображением ушных раковин, размер и положение которых можно рассчитать, но предугадать степень их "прижатости" или "оттопыренности" невозможно.
Коллеги из Центра им.Герасимова постоянно их рисуют тоже по наитию ("как рука возьмет, поскольку эта деталь не влияет на воссоздаваемый внешний облик").
Через десять дней первый полученный портрет был отложен далеко в сторону, а ещё через пару дней Властантиныч всю процедуру рисования возобновил с самого начала.
Также он поступил и третий раз ("Бог троицу любит"), ибо только так по его мнению можно достичь определенного объективизма. Результат работы порадовал эксперта - со всех трёх рисунков на исследователя смотрело одно и то же лицо.
В течение предпоследнего вечера производилось сравнительное исследование репродукций прижизненных фотографий лица и графического реконструированного лица по черепу, причем на одном из рисунков была смоделирована такая же прическа, как и фотографиях (благо дело обладатель ее оставлял без изменения в течение ряда лет).
В арсенале Властантиныча укоренился ещё один этап - это показ содеянного домочадцам, которые, критически оценив все детали рисунков, поставили довольно высокий балл. Теперь можно было с полной уверенностью подтвердить принадлежность черепа именно погибшему В.
Последний день был отдан оформлению самого "Заключения" с помощью компьютера и множительной техники. А уже в понедельник следующей недели оно было получено "заказчиком" со словами благодарности…
* * * * * * *