Проходят дни великого страдания... 5

Тургенолия
     В 1973 году, через год после кончины Бабули, отец написал кому-то письмо в Карелию, в Петрозаводск. Потом второй раз, третий - ответа не было. Наконец на четвёртое отправленное письмо пришёл ответ, и отец засобирался в дорогу. Была зима 1974.
    
     Недели через две он вернулся, явно чем-то расстроенный. Вскоре начал понемножку прикладываться к рюмашке. Пагубная привычка постепенно стала ежедневной нормой. Хорошо ещё, что пил он только по вечерам; утром, свежевыбритый, приходил на работу как ни в чём ни бывало.

     Позже стали не редкостью запои, и  Клара с Ильёй порой отыскивали его где-нибудь в придорожной канаве. Несколько раз Илья видел, как она лупила пьяного мужа по щекам, а тот не сопротивлялся и только пришёптывал: "Кларочка, ну зачем ты так, я же не буяню, сейчас пойду спать..."   Какова была причина его внезапно начавшегося алкоголизма - оставалось только догадываться.

     Как-то в один апрельский воскресный день 1981 года  Илья сидел у себя в комнате с приятелем. Владимир позвал их, дал денег и сказал: "Ребята, сегодня Пасха, сходите купите себе что-нибудь, отметьте!" Прихватив по дороге ещё пару одноклассников, ребята отправились в магазин. Про Пасху они все слышали, но что это за праздник - толком не знали. Впрочем, это не помешало им отпраздновать его со всем размахом: накупили шипучки, пирожных, шоколадных конфет. Пир удался на славу! Это была первая в жизни Ильи Пасха.

     В августе  отец тяжело заболел, попал надолго в больницу, где его начали лечить от какого-то сердечного заболевания; но лучше ему не становилось. Странным образом стало меняться и отношение Клары к Илье: придирки, насмешки. Тот прежний холодок, который всегда присутствовал в их отношениях, стал переходить в порой откровенную неприязнь с её стороны.

     Илья начал убегать из дома; находиться там стало для него невыносимым. Он ночевал у друзей, чьи родители не возражали. Одни из них удивлялись такому его поведению, другие молча сопереживали, понимая, что из семьи, где детей действительно любят, они не сбегают.

     К началу 1982 года отцу стало совсем худо: начались жуткие отёки. Поставили диагноз: запущенная почечная недостаточность. Всё это время его лечили не от того. Назначили другое лечение, но было уже поздно: он медленно умирал.

                ***

     Галины надежды на Ваську Панфилова не оправдались: слинял так же как и Шкапич. После них были Сашка Суханов и ещё два механика с аэродрома. Всё впустую: потанцевать, уединиться, поласкаться - это всегда пожалуйста! Но на серьёзные намерения со стороны своих кавалеров рассчитывать не приходилось. Вот тут-то и подвернулся её бывший одноклассник Витя Понарин, из дальней войсковой части. Стал ухаживать за ней, очень скромно и красиво, с букетами, конфетами и робкими пожатиями ручек во время прогулок по посёлку. Но с ним загвоздка была в том, что он не был разведён. Его первая жена от скучной гарнизонной жизни сама первая наставила ему рога, а когда он её выгнал - отказалась давать ему развод.
     Как говорится, на безрыбье и рак рыба. Посоветовавшись с матерью, Галя согласилась на временный гражданский брак с Виктором с последующей росписью в ЗАГСе когда он добьётся развода.

     Но тут возникла ещё одна проблема: Виктор был строгих правил, и как бы он отнёсся к тому, что он у Галины уже не первый - картина вырисовывалась довольно в мрачных тонах. Надо было что-то предпринимать, ну, понятно, "что". Как всегда помогла Верка, нашла врача.

     Итак, за пять дней до намеченной гражданской свадьбы с Виктором Галина вновь обрела целомудрие и непорочность.