Круг. Часть - 8

Александр Краснослободский
                Часть - YIII
               
                (О мастере и бордовой грозди)



             Был поздний вечер. Квинт, уставший от трудного дня, не торопясь, возвращался на постоялый двор. Он вышел к Форуму на людную площадь уже в сумерках. Площадь кипела. Всюду одно: оракул сказал то, сказал это. Но голова мастера была занята другими мыслями. Раньше, еще там, в Риме, у него не было такого желания к работе, а сегодня – задержался бы до полуночи, но виноград в мраморе и боль в плече звали в таверну. На холст в руки матроны нужна гроздь. Та самая, что в камне. Именно она, без нескольких ягод, есть недостающий элемент к готовому сюжету.

              Художник впервые поймал себя на мысли, что с нетерпением ждал утра следующего дня. Мастер в уме проигрывал свет, раскладывал тени и уже видел задний фон. А еще он понял, что влюблен. Вспомнился случай, когда матрона подошла к эскизу в первый раз. Как охнула, и ягода… "Куда она потом делась? Наверное, съела, не заметив", –  с улыбкой, подумалось ему.

             Его внимание было отвлечено громким разговором греческих купцов. У храма Аполлона обсуждали предстоящую встречу оракула с представителями от гильдии. Говорили о вчерашнем праздничном таинстве и о том, что жрецы его вели с особой осторожностью.

             От купеческой гильдии у ворот в храм ожидали подношение. Купцам очень хотелось знать, много ли у них будет мест в городском собрании, ведь на кону стоял порт, пристань которого сейчас занята военными судами Рима.

             Четыре триеры с легионерами стояли на пристани так, что остальным кораблям не было места. Шли слухи, что в город должен приехать консул из Рима и что кто-то из сенаторов выступал на Великом Собрании Рима с заявлением, что в Помпеях неспокойно.

              Греки поняли замысел римлян – им нужно свое скромное, но постоянное место на пристани, и владеть им будут  – два Домуса, одним из которых был у Лукреция, мужа Валерии. Он был негласным представителем Рима в Помпеях. Его партию поддерживали богатые граждане, имевшие Виллы с большими землями близ города.

              Эти два Домуса были самыми опасными противниками купцов. Все знали, что, захватив часть пристани, римляне не остановятся. Позже они оттеснят греков от поставок шелка и опиума в город Вселенной. Морская дорога Шелкового Пути и барыши с накруток на товары, которыми греки так умело пользовались, обжимая Рим – все пойдет прахом. Вот и гудела в разговорах гильдия, заполнив собою площадь у Базилики.
 
             Мастер посторонился и едва увернулся от бегущих рабов, которые несли на плечах носилки с жертвенным бараном. Повернув к Базилике, носилки полетели вверх по ступеням к храму. После долгого стука врата открылись. Жрецы с благодарностью приняли животное, но греков так и не впустили.

             …А вот и двери таверны.

             Квинт вошел и занял свое место. То самое, за которым сидел однажды вечером с вельможей из Рима.

             Подошел сын хозяина. Юноша, картавя, спросил, что хочет есть художник.
 
            – То же, что и вчера, – ответил он, опустив взгляд на пол.
 
             Виноград в мраморе был на месте. Гроздь видна – как на ладони. Крупные бордовые ягоды переливались в свете лампы ярким – кровавым цветом. Странно, что гроздь видит только он. Люди ходили мимо ничего не замечая, смотрели вниз, ища то, на что смотрел художник. Вот и юноша с подносом стоял над ней.
 
            Болью вспыхнуло плечо. Стиснув зубы, художник повернулся на скрип входной двери и тяжело вздохнул.

            На пороге стоял его "старый знакомый". В этот раз он был в форме легионера, шлем которого был под султаном центуриона. Римлянин встретил взгляд художника, приветственно кивнув, он подошел к столу.
 
            Посмотрев на пол, он увидел оброненную им лозу и улыбнулся.

            – Будто в воздухе висит, правда?

            Не ожидая ответа, он сел напротив.

            – Вижу по глазам, дорога правильна. Ты помнишь, что должно быть на полотне?
            Художник утвердительно кивнул.

            – Но как я буду писать, если тебя нет рядом?

            – Ты уже знаешь, что тебе дан дар видеть то, чего не видят другие. Достаточно посмотреть на место, где ты хотел бы увидеть меня, и ...можешь советовать без промедления  – как мне быть там, как позировать.

            Каждое слово легионера принималось художником как истина и ложилось в память тяжелым камнем.

            – Мой господин, я хочу видеть эту лозу в руках матроны. Как сделать это?

            Незнакомец наклонился и поднял виноград с пола. Искрою блеснули капли утренней росы, будто гроздь только снята с виноградника. Достав из-под панциря платок, он вытер ягоды чистой тканью.

           – Это не простая гроздь. Силы в ней – Божественны! Держать ее в руках могу только Я! Других богов рядом – нет. Надобен будет виноград и матрона с оным, препятствий не будет. Достаточно только захотеть. А буду я, не будет вопросов. У меня мало времени и у тебя тоже. Завтра тяжелый день. Итак, жду приглашения.

           К столу с кувшином в руках подошел юноша. Римлянин положил гроздь на край стола, принял у юноши кувшин с вином и поднес горлышко к носу.

           – Прекрасный запах! Этот напиток даст тебе сил.

          Сказав, незнакомец встал, улыбнулся и пошел к выходу из таверны.

          Проводив его взглядом, художник налил в чашу вина подвинул к себе кашу с мясом жареного цыпленка. Вино действительно было превосходным, но думы о работе были слаще!

          Наскоро поев, мастер расплатился и собрался было идти к ночлегу, но взгляд упал на свисшую с угла стола забытую Диамином – гроздь. Она манила, звала и Квинт протянув к ней руку, встал.

          Неловко сдвинутый стол качнул гроздь, и она упала на пол. Что будет дальше, художник знал. Он вновь опустился на скамью и налил в чашу вина. Смотреть на виноград, утонувший  в камне, ему было не интересно.