Как я спасала животных

Марина Овчинникова 74
  У каждого в жизни бывали случаи, оставляющие неизгладимый след в душе. Вот и я, в очередной раз возвращаясь к своим воспоминаниям, оцениваю прежние поступки с позиций прожитых лет.  Почему я поступила так, а не иначе? А как бы поступил другой в этой ситуации? Права ли я была тогда? И сейчас прихожу к выводу, что по-другому я не могла, пусть это выглядело со стороны смешно, и, может быть, даже глупо…

  У бабушки был свой дом с банькой в огороде, а рядом, под навесом, большая кладка дров для растопки печи. Однажды утром я услышала жалобный писк, тонюсенький, с хрипотцой  крик о помощи. Облазив всё, я никак не могла понять, откуда доносятся звуки. Потом увидела соседскую кошку Баську. Она была полудикой, в доме не жила, но ежедневно наведывалась к тому месту, где ей иногда оставляли лакомые кусочки - куриную кожу, потроха.  Я несколько раз видела её и даже подкармливала, но в руки она не давалась.

  Кошка скребла землю возле дров, затем, запрыгнув на самый верх под навес, стала остервенело драть когтями дерево. По моему телу поползли мурашки, я поняла, в чём дело. Баська окотилась под навесом, на какой-то тряпке. Но, видимо, она была неопытной, и новорожденные котята провалились в щели между чурбачками. Неизвестно, сколько было котят, на какую глубину они провалились. Был слышен только писк и хриплое мяуканье.

  Голова моя просто вскипела от мыслей. Конечно, надо помочь! Нельзя спокойно ходить мимо и наблюдать мучение кошки и умирающих беспомощных котят.
  Я побежала к родителям, но после сбивчивого эмоционального рассказа никак не ожидала увидеть такое равнодушие. Как можно?! Сидеть, пить чай, что-то шить, мыть, когда там погибают живые существа? Ответ взрослых был простой: «Да, жаль, конечно, но что поделаешь, раз уж так получилось… Дровешки аккуратно сложены, столько труда затрачено. Да и зачем тебе спасать каких-то бездомных кошек? Они к вечеру уже сдохнут…»

  Вы не можете представить себе, что творилось в моей душе. Котята умрут от голода и холода, и с каждой минутой шансов на выживание у них всё меньше. Тогда я поняла, что только от меня и моих действий зависела их жизнь!
  Я ходила вокруг дров, ковыряла палочкой в щелях, пытаясь понять, как можно вызволить котят.
  "Как же угораздило вас так провалиться? Ничем не достать, -  сетовала я. - Только один способ остаётся – разобрать кладку дров".
  Приняв решение, я сообщила об этом взрослым. Реакция была следующей: «Если хочешь – делай сама, помогать тебе никто не будет, у нас другие заботы. Но учти, потом надо всё сложить, как было. Тебе физически не осилить, так что перестань ерундой заниматься, подумаешь, какие-то котята. Она ещё родит через два месяца...»

  Продолжения нотаций я уже не слушала. Стоя на высоком, устойчивом чурбане, я стаскивала очередной сверху, сбрасывала его, затем принималась за следующий. Руки быстро покрылись царапинами, болели занозы. Но ведь после каждого сброшенного чурбана я приближалась к бедненьким, замёрзшим котятам!  "Да где - же вы, в какую дыру провалились?" Наконец, увидела первого котенка. Слабенький, с чёрными пятнышками на мордочке в виде очков, весь покрытый каким-то мусором, паутиной, налипшими кусочками коры.

  Я сделала за баней гнёздышко из старого коврика, и через минуту кошка уже усердно вылизывала своё первое спасённое дитятко.
  Вновь за работу. "Сколько же вас?" Опять слышу писк, откуда-то снизу. "Хоть бы не задавить..." Тяжело вздыхаю, и опять чурбан за чурбаном бухаются на землю, а я пинаю их ногами. Вот и ещё один котёнок! Это кошечка красивого черепахового окраса, с трясущимся хвостиком, одна половина носа черная, а другая розовая. "Ладно,- говорю я себе, - разглядывать потом буду, сейчас не до этого".

  Вот и третий, последний. Все живые, все в гнёздышке. Котятки мнут лапками Баськин живот, а я смотрю на них. Хвостики тонкие, как ниточки, прозрачные коготки... Баська постоянно вылизывает то одного, то другого, успевая при этом громко мурчать. Какие смешные и трогательные! Уже сейчас, наблюдая за ними, можно понять характер. Вот этот чёрно-белый кот – боевой, активный, а черепаховая кошечка – тихоня, скромница.

  Что творилось внутри меня? Конечно, я была довольна собой. Но...Я обещала сложить дрова обратно. Посмотрев на исцарапанные руки и чёрные обломанные ногти, я стала придумывать разные обидные, на мой взгляд, обзывательства для дров. Это я так старалась разозлить себя, чтобы прибавилось сил. Помню, что фантазии моей хватило только на «ненавистные чурбаки» и «пни стоеросовые».  Они валялись повсюду, перегородив дорожку в огород.

  Бабушка готовила ужин, мама занималась уборкой в доме, то и дело слышался пьяный мат деда, у которого не клеился ремонт старого велосипеда.  Как ни странно, работа по складыванию дров заняла не так уж и много времени. Видимо, чувство выполненного долга помогало. Последние, самые большие поленья я просто откатила к забору.

  В тот вечер я ни с кем не разговаривала и рано легла спать, так как ныло всё тело. Утром первым делом побежала посмотреть, как там поживают котята, как гнёздышко? Его на месте не оказалось. Я подумала, что Баська перетащила котят, ведь такое часто бывает. Стала звать её, но поиски оказались безрезультатными.
  Бабушка мыла посуду, молча наблюдая за мной, а потом тихо сказала:               
  - Не шуми, нету их...
  Во мне бурлило желание закричать:"А где же они?? Куда вы их дели?!" - но я, будто остолбенев, молчала.  Дальше я услышала то, от чего могло остановиться сердце, боже, почему оно тогда не остановилось?
  - Соседка их утопила. Сказала, что Баська через два месяца опять выводок приведёт, куда же девать- то их...
  Слова доносились до меня как будто издалека, потому что в голове звенело, было пусто во всём теле, не было никаких чувств.
  - Утопили... Утопили... - вертелось в голове. Закрою глаза и вижу прозрачные коготки, розовые подушечки на лапках, разноцветные, черно-белые усики у черепаховой кошечки, трясущиеся тонкие хвостики.
  - Утопили...
  Вот она реальность, суровая правда жизни. Как повлиял этот случай на меня, девчонку – подростка? Не озлобил ведь, не ожесточил. Позже, вспоминая эту историю, я задавала себе вопрос – а правильно ли поступила тогда, зачем был нужен этот «трудовой» подвиг? И вновь понимала, что даже в том случае, если бы я знала, что котят завтра утопят, то всё равно стала бы их спасать. Да, уверена!         
  Сострадание – вот что руководило мной тогда и затмевало всё остальное.

  Я стала врачом и во время учёбы в аспирантуре, в Питере со мной произошёл ещё один случай, который невозможно забыть.
  Прохладным осенним утром я стояла на остановке в ожидании автобуса. В тяжёлой сумке лежали  папки с черновиками диссертации, которые я в тот день должна была показать своему научному руководителю. Очень важный день и опаздывать было никак нельзя.

  На противоположной стороне широкого проспекта, у входа в универсам я заметила очень красивую собаку, крупную, с волнистой коричневой шерстью. Я плохо разбираюсь в породах собак, кажется это был эрдельтерьер. Пёс, поджидая своих хозяев, рвался с привязи, всё время суетился, что-то очень сильно привлекало его на этой стороне. Я оглянулась и увидела объект его интереса. Рядом топталась бездомная грязная собачонка, вынюхивая что-то возле кустов. Через минуту из универсама вышла колоритная парочка. Неуверенным зигзагом  пьяная женщина подошла к собаке, отвязала, а дальше всё случилось молниеносно. Я услышала глухой звук удара. Иномарка быстро удалялась, а посреди дороги лежало тело собаки...

  Несколько человек, стоявших на остановке рядом со мной, так и продолжили стоять, засунув руки в карманы, безучастно наблюдая за происходящим.
Решение нужно было принимать мгновенно, потому что от светофора уже приближалась сплошная стена машин и если собаку не убрать с дороги, то от неё останется просто мокрое место. 

  Я выскочила на проезжую часть и подбежала к месту происшествия. Собака была без сознания, на шее виднелась кровь. Не раздумывая, я подхватила её и...вот тут поняла, что собака не просто большая, а огромная и очень, о-о-очень тяжёлая. Пальцы задрожали, я лихорадочно соображала:"Что делать? Звать на помощь? Кого, этих уродов с остановки, которые так и продолжают спать с открытыми глазами? Ещё несколько секунд и машины размажут меня по асфальту вместе с собакой. Ну, разве я не смогла бы вынести раненого с поля боя?"
  Перед глазами  почему-то промелькнули кадры из фильмов про войну: «Сестра, брось меня…»
  "Нет, не брошу!" Я закинула сумку на спину, прижала тело собаки к своей груди, но подняться с такой тяжестью не смогла. Тогда, падая на коленки, почти ползком утащила её на обочину.

  Пока я восстанавливала дыхание, только одна старушка поинтересовалась, жива ли собака. Через минуту и хозяйка подошла. По пьяному, одутловатому лицу текли слёзы. С трудом сохраняя равновесие, она пыталась погладить пса, не выпуская из руки полиэтиленовый пакет с батоном и двумя бутылками водки. Когда она наклонялась, мешок всё время съезжал вперед, бутылки ударяясь о землю, звенели, и ей так и не удалось прикоснуться к своему питомцу. Видимо, то, что находилось в пакете, было для неё гораздо важнее в жизни.
  - Как – же так…, как – же так… - повторяла она, всхлипывая. Рядом стоял её спутник, мужик с фиолетовыми губами, который постоянно сплёвывал и матерился. Было видно, что случившееся сильно нарушает его планы. Собутыльник дергал тетку за рукав.
  - Ну, ты чё? Пошли… Я его…это… потом под этим кустом зарою, да и всё!
  В толпе на остановке кто-то захихикал. Я попыталась четко и внятно объяснить женщине, что собака ещё жива, ей нужна срочная помощь ветеринара, возможно операция, но быстро замолчала, поняв абсурдность и трагическую нелепость всей этой ситуации.  Дальнейшего развития событий я не знаю.
 
  Опаздывать никак нельзя! В автобусе я стояла в каком-то ступоре, заметно тряслись руки. Девушка, протискивающаяся мимо меня, брезгливо отшатнулась и только тогда я заметила, что куртка испачкана кровью. Всю дорогу я пыталась мало-мальски привести себя в порядок носовым платком.
  Это была моя последняя поездка тем маршрутом. Я стала ездить с пересадками, другим транспортом, чтобы только не видеть больше этих кустов, под которыми была оставлена собака. Глупость, конечно, но мне было страшно, а вдруг там до сих пор она лежит, или, хуже того, свежая могилка...

  Вновь потом анализировала, вспоминая подробности. "Дура, ты, дура! Ведь никто из стоящих тогда на остановке не бросился на помощь, никто не испачкал одежду кровью. Тебе надо больше всех? Самая жалостливая, что-ли?" – корила я себя. Через некоторое время, наоборот, упрекала в том, что не довела дело до конца. "Почему не бросила все дела? Плюнула бы на профессора и отвезла собаку к ветеринару на такси!" Муки совести начинали терзать меня, и я находила оправдание в том, что денег с собой было тогда мало.
  Думаю, что каждый может вспомнить похожую историю из своей жизни. Важно почувствовать, найти ту зыбкую грань между добром и злом, которая позволяет оставаться Человеком во всех жизненных ситуациях.