Воинские заповеди

Константин Александрович Филатов
Сила воина в вере

Это наставление предполагает, прежде всего, добровольное исполнение изложенных заповедей, оно рассчитано на естественный интерес христианских воинов, осмысляющих свою жизнь, а также как пособие для полковых священников.
Материал разбит на десять разделов по аналогии с десятью заповедями. В основе заповедей: «Катехизис для воинов» московского митрополита Филарета Дроздова (XIX в.), «Бусидо Сесинсю» (Наставление вступающему на путь воина) Тайра Сигэсукэ (XVIII в.) и «Хагакурэ» (Сокрытое в листве) Цунэтомо Ямамото (XVIII в.). Японцы в XVII - XVIII вв. создали целый ряд поучений, обращенных к профессиональным воинам (самураям) и подробно раскрыли как практические, так и морально-нравственные основы воинской службы. К сожалению, до XX в. европейские военные теоретики ничего даже отдаленно подобного не написали. Европейские военные трактаты с античных времен были традиционно обращены к полководцам. Неизвестно ни одного дидактического сочинения, обращенного, например, к европейским рыцарям. Авторов византийских стратегиконов эта тема тоже не особенно интересовала. Да и позднее наставления для европейских солдат, как правило, не поднимались до философского уровня японских самурайских сочинений. Та же прославленная суворовская «Наука побеждать» посвящена жизни солдат преимущественно во время боевых действий. Надеюсь, что эти заповеди помогут современным российским солдатам в их нелегкой службе Отечеству.


Наставление христианскому воину

1. Воин должен просыпаться рано утром и, помолившись Богу, укреплять себя упражнениями, совершенствовать свои навыки владения оружием и никогда не слоняться без дела. Нужно следить за чистотой своего тела и чистотой своего оружия, чтобы быть постоянно готовым к бою. Воин должен быть внимателен во всем. Делая что-либо, нужно полностью сосредоточивать на этом свое внимание, и не думать больше ни о чем.
2. Хороший воин – не обязательно первый всегда и во всем, но он никогда не должен оказаться последним. Если воин не отстает от других, то, независимо от ситуации, его действия и быстрота их выполнения будут достаточно хороши.
3. Находясь на службе, воин должен быть бережлив, жить в рамках собственных средств, избегая пустых трат и расходуя деньги только на обязательные нужды. По возможности нужно избегать участия в делах, связанных с деньгами. Одежда воина должна быть скромной, удобной и чистой. В доме его не должно быть ничего сверх необходимого, но порядок необходим во всем. Не пристало воину зависеть от роскоши и бытовых удобств, поскольку домашний отдых для него – только перерыв между военными походами.
4. По своей сути воин – защитник мирных людей, поэтому в отношениях с гражданским населением он обязан быть неизменно справедливым, вежливым, сдержанным и доброжелательным. Позорно для воина с оружием или кулаками нападать на человека, который не способен ему сопротивляться, еще более мерзко и недостойно вступать в оскорбительные словесные перепалки, уподобляясь глупцам.
5. Достоинство воина проявляется во многих чертах внешнего облика: в спокойном выражении лица и немногословности, в стройной осанке и умеренности за столом, в движениях и жестах; но в основе всего должно лежать главное – ясность мышления и сила духа. Хорошего воина отличает не высокий рост, не телесная сила, не суровый и сильный голос, но душевное благородство и стойкость в перенесении трудностей. Воину не подобает говорить о чем-либо неуверенным голосом. Если он в чем-то неуверен, он должен молчать, слушать и думать. Если есть выбор: говорить или не говорить – лучше не говорить. Но если дело нельзя выполнить должным образом без слов, воину нужно стремиться использовать одно слово вместо десяти.
6. Воин должен быть верным присяге, неукоснительно и незамедлительно исполнять приказы своего начальника. При этом хороший воин служит безупречно не для того, чтобы получить награду, но, прежде всего, чтобы исполнить свой долг перед Богом. Кто нарушает подчиненность, а тем более отступает от верности, тот не только нарушает порядок воинский, но и противится воле Божией, являясь мятежником против Бога. Не бывает идеальных решений, но если воин замечает только отрицательные стороны тех дел, которые ему поручают, то его отношение к службе по большей части будет недостойным. Он неизбежно лишится доверия людей и как воин станет бесполезен.
7. К делам большой важности воину следует относиться легко, к делам маловажным следует относиться серьезно. В этом нет противоречия. Действительно важных дел в жизни очень немного и все, что касается их, нужно обдумывать заранее. Тогда в нужное время будет легко использовать готовое решение, не допуская ошибок. Чтобы подготовить себя к возможному развитию событий, на досуге  должно размышлять, изучать воинские наставления, слова и деяния прославленных воинов былых времен, постигать искусство войны. Но когда наступает решительный момент, нет времени для долгих размышлений. Ощущение настоятельной необходимости, решимость и желание достичь результата позволят воину принять решение за время семи вдохов и выдохов. Если размышления длятся дольше, появляются излишние сомнения, разум начинает блуждать, и раздумья будут бесплодны. Поэтому нерешительный воин обречен на поражение.
8. Определив свои действия, воин должен быть тверд в своей решимости. Победа в бою – это цель военачальника, а долг воина – выполнить приказ своего военачальника любой ценой. Поэтому главная задача воина не в том, чтобы победить всех врагов, а в том, чтобы победить собственную слабость, боль и страх. Только смерть может помешать воину исполнить свой долг, но и к смерти он должен быть готов в любую минуту. Пусть у противника тысячи людей, он выступит против них, исполненный решимости уничтожить их всех от первого до последнего. Ни мудрость, ни опыт не имеют к этому отношения, и здравый смысл должен уступить место героизму и ярости, ибо долг превыше способности к здравомыслию. Когда встает выбор между жизнью и смертью, становится не важной возможность достижения цели, важно лишь не ошибиться, не уклониться от цели, и тогда смерть  станет безупречным завершением достойной жизни. Однако при этом нужно избегать сильных сторон противника, и наносить удары в уязвимые места. В сражениях воин должен быть грозен и дерзок, его дело – убивать врагов в бою, но он не должен оскорблять противников, среди которых могут быть и достойные воины.
9. Высшая сила воина в вере и уповании на Господа сил. Чтобы перед сражениями укрепить волю и возвысить воинский дух, должно обращаться к Богу с молитвами и псалмами. Перед схваткой и в пылу битвы нужно повторять: «Благословен Господь, твердыня моя, научающий руки мои битве и персты мои брани» (Пс. 143: 1), «Господь – свет… и спасение мое: кого мне бояться? Господь – крепость жизни моей: кого мне страшиться? Если будут наступать на меня… враги мои, то… преткнутся и падут. Если ополчится против меня полк, не убоится сердце мое; если восстанет на меня война, и тогда буду надеяться» (Пс. 26: 1-3) и «Господь – Пастырь мой; я ни в чем не буду нуждаться: Он покоит меня на злачных пажитях и водит меня к водам тихим, подкрепляет душу мою, направляет меня на стези правды ради имени Своего. Если я пойду и долиной смертной тени, не убоюсь зла, потому что Ты со мной; Твой жезл и Твой посох… успокаивают меня» (Пс. 22: 1-4). Всякий воин в сердце должен хранить слова Господа: «Если вы будете поступать по уставам Моим и заповеди Мои будете хранить и исполнять их, то... будете прогонять врагов ваших, и падут они пред вами от меча; пятеро из вас прогонят сто, и сто из вас прогонят тьму, и падут враги ваши пред вами от меча» (Лев. 26: 3, 78). Словами этими Бог обещал сделать избранный народ Свой победоносным в награду за исполнение заповедей Своих. И всякий воин, живущий по заповедям Божиим, обретет помощь Его.
10. Земная жизнь дается на время, но многие растрачивают ее попусту. Высшая цель каждого хорошего воина – ценой жизни своей приобрести Родине спокойствие, победы, славу, сделать жизнь свою священной жертвой верности и любви к Отечеству, приблизиться через самопожертвование к высшей степени святой любви, ибо «нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих (Ин. 15: 13).