Читая старые газеты

Константин Александрович Филатов
Не так давно, когда я искал в старых газетах в краевой библиотеке стихи алтайских поэтов, попался мне на глаза случайно номер «Вечернего Барнаула» от 20 августа 1997 года. А в нем обнаружилась рецензия на книжицу моих притчей, изданную в Барнауле в 1996 году. Рецензию эту я ранее не читал, и даже не знал о ее существовании, зато автор (ныне покойный) был мне известен достаточно хорошо. Говорю о Владиславе Козодоеве. Владислав Игнатьевич был одним из моих предшественников на должности редактора отдела публицистики в «Алтае». Хороший он был, в сущности человек, небездарный литератор, но, как и многие писатели его поколения, не сумел вписаться в новую постперестроечную действительность, не смог найти своего достойного места в новой жизни и умер в 1998 году. При этом был он сугубым материалистом, циником, по образованию – зоотехником, ни в какого бога никогда не верил, и от духовной жизни и богословских вопросов был «страшно далек», а в Московском патриархате (не без определенного основания, увы), видел преимущественно корпорацию по изыманию денег у обнищавшего населения. В последние годы жизни он преимущественно зарабатывал копейки на гонорарах в различных газетах и журналах. Писал все, за что кто-то мог хоть что-то заплатить. Только этим, вероятно, и можно объяснить, почему он взялся за написание рецензии на изданную Барнаульской епархией «Книгу притчей Константиновых». Но, возможно, что сами тексты задели его за живое. Человек эмоциональный, страстный, который ищет и не находит счастье в реальной жизни, наполненной «свинцовыми мерзостями», не обнаружив в каком-то тексте (ну, например, в «Притче о счастье») доступного пониманию его рецепта достижения искомого, может, разгорячившись, впасть в гнев, и наговорить (написать) немало ерунды, что внезапно нахлынет в кипящий мозг. Статья В.И.Козодоева «Так вот в чем счастье. Притча о притчах» - служит наглядным примером этого. Кроме того, Владислав Игнатьевич посчитал мои притчи – «наивными сказками», вероятно решив, что они – плод моей авторской фантазии. Не знал он, что я как писатель никогда ничего не «придумываю», пишу только о том, что реально случилось на этом свете, и чему есть документальные свидетельства. Сюжет моей притчи о счастье – абсолютно достоверен, известны имена главных героев. Более того, людям, хорошо знающим русскую классическую литературу, этот сюжет, наверняка, знаком. Не кто иной, как Николай Алексеевич Некрасов написал на него свое стихотворение «Влас», которое, впрочем, в советские школьные хрестоматии  (по понятным причинам) не попало, и, наверное, поэтому Козодоев о нем не знал. Вторая притча, о которой в своей заметке рассуждает Владислав Игнатьевич, не менее исторична. Все эти сюжеты – правда, а не сказки.
Вот, в общем-то, и все, что можно сказать об этом пожелтевшем от времени листе газетной бумаги, с текстом, набранным и отпечатанным типографским способом. Большая и лучшая часть в этой статье – цитаты из моих притчей, что, на мой взгляд, могло кому-то из читателей «Вечернего Барнаула» и определенную пользу принести в свое время. А в целом эта заметка – несомненно крохотный индикатор идеологической катастрофы, что случилась в умах русских людей в XX веке, когда идеалы подлинные попытались заменить суррогатами, а затем и вовсе отказались от каких-либо идеалов. И стал наш народ, потерявший смысловые ориентиры в жизни, в 1990-е годы похож на бомжа, сидящего на мусорной куче и пьяно матерящегося «в бога-душу-мать»… Оно бы и порадоваться теперь, что времена те позади. Но не впереди ли?

15 марта 2013 г.