Агент КГБ. ил цикла морские байки

Вадим Шрейдер
          Я уже рассказывал как меня принимали за агента ЦРУ.  Пришло время рассказать как меня принимали за агента КГБ.  И так: 
               
                Агент КГБ.  ( время правления Андропова)
               
     Зашел я как-то в отдел кадров базы. А надо сказать. что отдел кадров представлял собой два пятиэтажных здания, расположенных на некотором удалении друг от друга. Так вот: на первом этаже, в холле на стене висела доска объявлений, лучше сказать доска с информацией. Все всегда просматривали ее, польза от нее была  и ощутимая.  Смотрю крупным шрифтом на большом листе текст:  Желающие поехать в тур поездку  в Польшу, просьба записаться и т. д.

     Ну... Не плохо... Отдых в Клайпеде, между рейсами приелся, по времени мне подходит ( как раз вернусь из рейса), да и половину путевки профсоюз оплачивает. Ну почему-бы не съездить за сто рублей на две недели?!  В Клайпеде у меня больше уходило и без развлечений. Решено, иду записываюсь. Ничего делать не надо, все оформление на себя база берет, приезжаешь и на готовенькое.

     Ушел в рейс, любимая Мавритания, подмена Канары (вообще дом родной) и забыл про все это.

     Как-то раз объявление по "матюгальнику" ( общесудовая ретрасляционная система). такому-то такому зайти в каюту первого помошника. Не доумовеваю, но иду, ведь первый это замполит, дела политические-нехорошие, надзор за моральным обликом.,курирование внештатников ( люди негласно сотрудничавшие с органами) и все в таком-же роде. Настороженный захожу... выясняется следующее.  База запрашивает подтверждение, что такой-то такой,  действительно находится в рейсе на таком-то судне, и его характеристику. Замполит мужик неплохой. даже в силу своей профессии. уладили дела с ним быстро. Но. вызов слышали все, начинаются вопросы: а что и как и почему? Отмазываюсь, но правды не говорю: стыдно, что на какую-то Польшу польстился! Потом еще раз вызов, и еще... Нет конечно, отношения ровные дружеские с ребятами, но чувствую в разговорах со мной осторожничают!  Ну а финишом конечно было, когда во время полдника ( смена еще не кончилась), замполит сам спустился в салон команды. мы чай уже допивали, попросил разрешения сесть рядом со мной, вытащил из кармана  какую-то бумажку, развернул и протянул ее мне так  чтобы я мог прочитать. От любопытства у ребят, носы удлинились, уши оттопырились, челюсти прекратили жевать, а в глазах появился блеск!

     А в бумажке-то... Смех просто: - Просим подтвердить такого-то такого, что он действительно согласен поехать в турпоездку в такую-то страну?!

      Читаю я. а сам одним глазом наблюдаю за реакцией смены. Застыли, не жуют, не говорят меж собой, смотрят в никуда.. .Один лишь "узелок" парень неплохой, но не далекий, взял и спросил: - А.что там такое?

     - Вам знать не положено!- ответсвовал первый помошник. Узелок, судорожно сглотнул и сник.

     - Какой ответ. давать будем?! - это уже ко мне.

    Чувствуя общую напряженность, я решил немного усилить эффект. Вальяжно так откинулся на кресле, неторопливо при хлебнул чая, еще раз кинул взгляд на текст, выдержал паузу, и ответил:

     - Ну что-же...  Давайте добро!

     Замполит свернул бумажку, сунул в карман, пожелал всем приятного аппетита. поднялся и ушел.

     Расспросов больше не было. А отношение ко мне переросло в робко-уважительное! Не знаю, что там думали ребята, но ощущение исключительности оставалось до конца рейса!


                                Часть вторая ( береговая)               
            Уже после рейса,   когда я отгулял все свои отгулы и отпуск, и думать забыл про Польшу, мало того записался на следующий рейс, и опять в Мавританию. Меня известили, что надо готовится к поездке буквально через неделю. Вопрос курировал райком ВЛКСМ, я туда!!!

    - Ребята! Так и так, я не могу, отпуск отгулял. пароход отходит через 15 дней! Рейс в Мавританию!!!  На что мне отвечают: Документы оформлены, если Вы сейчас откажетесь, можете подумать о дальнейшей работе у нас!

     Скромненько так и со смыслом!

     - Отпуска нет!

     - Оформим дополнительный по служебной необходимости.

     - Рейс в Мавританию!!! - я чуть не плакал. Ведь это заработок, хорошая валюта, заход Канары и до дому всего 6 часов лету!

      - Место оставим, списывать не дадим, пароход опоздает с выходом.

     Оба-на...  Я про такое конечно слышал, но как байки. Самому сталкиваться не приходилось! Пароход конечно может задержаться, но уйти в отпуск, мало того уехать из страны, когда ты записан на судно, а оно стоит в порту у стенки Базы техобслуживания!!!  Да я там  обязан находится!!!

      В общем собираю я вещички, еду на вокзал и с мыслью: Шо-о я там забыл, в этой Польше....  беру билет до Вильнюса.  Надо сказать, что вся поездка задумывалась как поезд ДРУЖБЫ. От каждого управления выделялось 40 мест. Были и рижане и эстонцы, калининградцы, мурмончане.... Даже дальневосточники вроде были. Правда плавсостав манкировал этой поездкой, поэтому в основном были те кто просто относился к рыбной промышленности, а посему,  всем надо было прибыть для дальнейшего инструктажа в ЦК ВЛКСМ.

      Уже в купе поезда Клайпеда - Вильнюс, я обнаружил двух ребятишек, которые возбужденно рассказывали уже расположившейся там женщине, что они едут за границу! Так и так, мол! Она завистливо вздыхала и расспрашивала,что и как.  Я сразу понял, что они мои будующие спутники, но ни чего по этому поводу говорить не стал.

      Приехав утром, я зашел к тетке, благо она жила рядом с вокзалом, отдохнул, пообщался с родными и только потом, как и было назначено к 10.00, поехал в ЦК.

     На входе в здание  царила небольшая суета. Молодые люди толпились у входа или робко спрашивали у стоящего на вахте милиционера, как им пройти туда-то туда? Там-же были и мои ночные спутники. Только они радостно заулыбались мне, как я вальяжно - целеустремленно, не замечая в упор стоящего на входе мента, прошествовал мимо.  В общем я делал все, чтобы меня сняли с этой поездки! Косячил как мог! Ни кого не спрашивая где и что, поднялся в актовый зал и уселся подальше от трибуны и поближе к выходу. Когда зал наполнился народом, и второй секретарь ЦК начал читать мораль объясняя, как себя вести, что везти и т. д.  Я демонстративно задремал, а потом вообще во время его речи, поднялся и вышел из зала.

     Во время двухчасовой. занудной речи, я заметил, что еще несколько человек ведут себя так-же как я. Как и оказалось потом, это был плавсостав.

     Уже потом, после столь длительного инструктажа. мои ночные попутчики, кинулись ко мне: Как-же так.... Вот не знали....

      -  Ну кому положено тот знал! - степенно так, я ответил, и не прощаясь пошел к выходу...               


                ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ   ( ПОЛЬША)                Поезд уходил в тот-же день вечером, подходя к перрону, я увидел необъяснимую суету и гвалт!  Ну конечно...  Путешественники - пионеры, провожаемые кучей родственников, обвешанные кучей сумок. непрестанно передвигались, галдели. перекликались, опять рассыпались....  Кто-то кого-то догонял, искал переспрашивал....  Ну....  вавилонское столпотворение в миниатюре!

      Постояв немного в сторонке я дождался погрузки в вагон, когда секретарь ЦК, потный, с красным лицом, почти сорвавший голос, какой раз делал переклиичку присутствующих и ставил галочки. Спокойно залез в вагон в числе последних, и пока народ разбирался кто с кем хочет ехать, занял свободную нижнюю полку в первом попавшемся купе. Только кто-то попробовал заявить право на это место, и вообще на все купе, я его послал....  Послал к секретарю ЦК,  который ехал с нами начальником группы, с просьбой уточнить кто - где едет и мое право на это место! Естественно вопрос сразу был снят!

     Как оказалось, мы не ехали сразу в Польшу. Здесь ехала только наша литовская группа, а весь поезд " ДРУЖБЫ" собирался в Киеве, куда мы и направлялись.

   Разместили нас в Киеве роскошно, неплохая интуристовская гостиница с валютным магазином внизу. Просторный ресторан с хорошей кухней, ну экскурсии по городу в ожидании полного сбора  всех групп. Еще в поезде, мы сдружились, с одним парнем, который ходил на малышах в БОРФ-е, ну как водится...   РЫБАК- РЫБАКА.... Ему то-же эта поездка была как бы не так уж важна, и настроившись на это изначально мы и начали куролесить.  Когда группа построившись, двигалась куда либо, мы демонстративно шли в валютный магазин, заговаривали или отвечали на вопросы иностранцев, благо нас принимали по одежке - то есть за своих. 

     Ну наконец-то все группы собрались!  И для последнего инструктажа и напутственнного слова посла Польши в Украине, нас собрали в каком-то огромном кинотеатре или концентром зале. Наказали сидеть смирно!  Где надо хлопать! И не двигаться с места!!!

      Естественно после получаса жевания" ваты" мы стали подремымать и что бы не заснуть окончательно, достали приготовленные бутылки с пивом, из наплечных сумочек, которые сейчас носит почти каждый. а тогда было редкостью. Развалились в креслах и стали прихлебывать прямо из горлышка, чем вызвали гневные взгляды и даже шиканье, каких-то людей в костюмах стоящих в проходах. Но видимо даже они не могли нарушить торжественное спокойствие происходящего. Но когда стал выступать консул Польши в Украине, и произнесь, что мы едем поездом " ДРУЖДЫ И БРАТСТВА" ....   из-за сильного польского акцента получилось:  поездом ДРЮЧЬБЫ И БЛЯТСТВА...  Что бы не заржать в полный голос, мы стали выбираться из середины ряда, поднимая людей, вышли в проход и направились к выходу, где нам и пеградили выход трое людей... Всед нам смотрели половина людей нашей группы и выглядивший бедно - ее руководитель.

      Громким шопотом, с гневными интонациями, один из них произнес что-то типа: Что вы себе позволяете?!  Да вы что, хотите быть снятыми с поездки?!    Мы обрадовавшись - дружно ответили: ДА!!!!   Чем вызвали удивленное замешательство. Тогда я наклонился к уху старшего из них, и объяснил кто мы, что для нас заграница, и почему мы так " рвемся" в эту турпоездку!!!

      -  Ну нельзя же так!- Уже спокойней, ответил старший - как  бы по уважительней надо!  И кивнул своим - пропустить! Выходя из зала , я оглянулся и мельком заметил изумленные лица людей из нашей группы и слегка ошалелый взгяд старшего. Видимо они ожидали что нас немедленно задержат!

       Ну поехали... Уже из Киева к Бресту. Почти перед самой таможней, старший группы подошел ко мне, попросил отойти в сторонку и немного помявшись обратился с просьбой. Суть - все везут с собой 30 рублей которые можно обменять за границей, а некоторые люди, и в их числе и я, почему-то нет, и не мог бы я провезти для него " случайно" оказавшиеся лишними 30 рублей. Ну я конечно согласился. ну зачем отказывать человеку в такой малости!  И конечно не надо ему говорить (кондратий хватит) Что у меня с собой немного баксов!

     Первый город - Лодзь. Старший с трудом объясняясь по польски, разместил людей в гостинице. Пока все сидели и ждали распоряжений, и бегали друг к другу в номер, мы с товарищем направились в город на разведку и конечно через полчасика обнаружили "черный рынок" рядом с магазинчиком типа нашей "Березки" и конечно там-же и обменяли рубли по более выгодному курсу.

    Вернувшись в гостиницу  и войдя в холл, увидели толпящихся людей нашей группы,  которые бегали в отделение банка при гостинице.  Наш старшой бдил за этой процедурой, и кивнув мне предложил пройти обменять деньги...    Я улыбнувшись, порсто протянул ему деньги. Но когда он пересчитал их, и увидел что их больше чем положено! Округлив глаза пытался дать мне сдачу! Я ему спокойно обьяснил, что в банках деньги меняют только лохи, для этого есть более выгодные места! Рассыпаясь в благодарностях, коммунист,  член ЦК, запихивал незаконно привезенные и незаконно обмененые деньги себе в бумажник!!!

      Потом был еще город, и опять старший группы пытался объяснится с портье мешая польско - литовско -русские слова,  тут мой товарищ не выдержал, подошел, спокойно забрал из рук старшего бумагу с выделенными нам номерами и обратился к портье на чистейшем польском! Портье облегченно вздохнул, они о чем-то оживленно заболтали! Буквально через полминуты все стали размещаться по номерам, единственое мы поинтересовались у старшего, что он себе предпочитает: люкс на двух или полу-люкс на одного....  Пока он чесал репу, мы отправили его в полу-люкс, объяснив это тем. что него-же такому человеку как руководитель группы проживать с кем-то! Он сразу нас зауважал и отправился довольный спать!   Ну а мы конечно в люкс! 

      По дороге я поинтересовался у спутника своего: где это он так насобачился? Валера усмехнулся, и ответил, что он в Гданьске полгода на ремонте стоял, ну как всегда подружка ( полька)  А учили они язык примерно так:

      -  Смотри!  Собака побежала!  Следовал легкий подзатыльник и сразу перевод на польский:

      - То, Пес побег!   

      Что в общем-то могло соответствовать действительности,  в дальнейшем если надо Валера переводил синхронно!

       Можно было рассказывать очень много и очень долго! Например про то как подвыпивший поляк узнав что тур - группа из России, ругал все нас и нашу страну чуть ли не матом, в кафе где мы обедали.  Руководство группы и коммунисты, уткнув носы в тарелки - молча жевало!  Ну я оскорбил в ответ его по польски, там самым спровоцировав его на действия, замахав руками он задел меня. что и позволило нам с другом скрутить его и выставить из кафе пинком под зад! Валера сразу переговорил со швейцаром... Полицию вызывать не стали, но от кафе его отогнали сами служащие.

        После обеда, к нам подошел старший группы и ехавшие вместе с нами кураторы из Москвы....

     - Ну да ...Ну честь страны... а конфликты нам...

     - ЧТО-ТО Я НЕ ЗАМЕТИЛ, ЧТО КТО-ТО КРОМЕ НАС РОДИНУ ЛЮБИТ!!! -  это уже я.

    Вопрос был снят и навсегда!

       И начался морской разгул!!!

     На экскурсии мы ездили только если они нас интересовали. Вечером после ужина, мы договаривались с водителем автобуса, Войцехом, брали понравившихся нам девчонок и уезжали в ночной ресторанчик гулять, просыпались через раз в своем номере....  Ну девчонкам то-же где-то надо спать! Раз удивили не только, ко всему уже привыкшему, старшего группы, но и гида - поляка, устроив ужин в ресторане, где по словам гида, ужинают только дорогие гости из-за границы!!! Там очень дорого!!! Цены там были действительно запредельные! Но когда рядом со столиком суетится польский халдей, подогревая мясо на открытом огне, раскладывающий закуски и закусочки на отдельных тарелочках, поднося влажные- теплые салфетки после перемены блюд, а девки рядом млеют и не понимают куда они попали! Тогда и в кино такого еще не показывали! А ресторанная певичка исполняя песню пропела и несколько строк возле нашего столика.  Да РЫБАКИ МЫ... или как?!!! РЫБАКИ!!!  Прошедшие полмира - побывавшие на нескольких континентах!

      Как-то утром отсыпаясь после ночного гулянья, мы услашали разговор нескольких человек. Надо сказать, что наш номер был за углом в тупичке и дверь мы в номер не закрывали.

      - Шо там наши панове дрыхнут?

      - Да даже на завтрак не пришли...

      - Ты смотри шо робят - шо робят.....

      - А что такого... Гуляют по полной! -кто-то зависливо вздохнул.

      - Та и девки наши - подлюки- только с ними хороводятся...

      - Да что им не хороводятся!!! - зло и раздраженно кто-то вставил.

      - Тут на поездку деньги собирал. себе домой что-то купить. родным. подруге....Каждую злотую считаешь в магазинах торгуешься. А они ничего не покупают по рынкам не ходять. денег не считают, на такси катаются до по ресторанам!!!

       - Ну та ладно...но що робят... Никого не слухают! Начальство им не указ, та и молчит оно!

       - А вы что думали? Кто так себя еще вести может? Агенты они ГБ-ешные... Точно вам говорю!

       - Та ты шо...?!!!!  Вона оно как!

       Разговор как -то сразу притих и голоса стали удалятся. Мы с другом посмеялись немного над такой интерпритацией происходящего, и забыли.

       Но самая злостная наша выходка произошла в Катовице, там не далеко расположена деревенька Ауштвиц или по польски Освенцим. Все слышали это название!  Концлагерь! Лагерь смерти - где погибло около 6 миллионов человек!!!

       До этого несколько дней шли дожди, мы ездили только на экскурсии по мемориальным местам. Общались с представителями местных обществ памяти жертв, вымокали постоянно и кажется так, что и в номере одежда не высыхала. И опять надо было куда-то ехать и переводить... опять возложение цветов...  дождь...  слякоть...  и унылое настроение.  Но как то, совершенно случайно в деревенском магазинчике мы наткнулись на армянское вино "Арарат". Вино (прошу не путать с коньяком) красное крепленое, натуральное и очень приличное! Опробовав бутылочку, мы сразу зацепили целый ящик. И жизнь стала веселей! Кто знает пусть вспомнит тропический паек!  Тут паек был " водяной", мы больше не были простужены, не хлюпали как все носами. Да и одежда. как не странно стала высыхать! Да потому что всегда " водяной"паек был с нами!

          Освенцим. Я не буду описывать центральный лагерь, где дорожки были асфальтированы, ровные аллеи и газоны возле бараков! В бараках центральное отопление, водопровод, и туалет с умывальником в конце коридора, оштукатуренные стены и покрашены панели.  Я скажу о лагере Освенцим - Бжезинка, именно он фигурирует во всех фильмах про войну. Да именно возле его центральных ворот стоит огромная вышка для охраны! Именно ее все видели в кино и вид на лагерь надо сказать удручающий...  Огромные дощатые бараки на 200-300 человек, с одной печкой на дровах в центре. И казалось нет конца и края этим баракам! Тишина...  запустение..  так и кажется, что из-за ближайшего угла вывернет отряд SS ... пройдется по территории. Общее удручение...  мелкий дождь...  просто влага капельками висит в воздухе... Все группы (экскурсионные) а там были и французы и немцы и англичане, во всяком случае я слышал звуки этой речи, разговаривали вполголоса или шепотом!

       Гид, показал и все объяснил на центральной вышке, и группа потихоньку стала спускаться, мы переглянулись с товарищем и остались на вышке, все равно они без нас ни куда не денутся, достав "водяной" паек начали прикладываться, закусывая польскими карамельками.  В окно было видно как удалялась наша группа. Ну пора догонять, и мы начали спускаться.  Как-так, мы были одеты: На Валерии длинный кожаный плащ, на мне черные джинсы и черная кожаная куртка, а может сказалась армейская привычка, но пошли в ногу! Сначала по ступеням вышки вниз, потом по асфальту. Шаг крепчал! Мы почти стали его печатать! Плечом к плечу!  Скосив глаз я увидел ответный взгляд, и не сговариваясь мы запели.... doychen zoldaten unter ofitsieren zonder komander....

     Голоса крепчали, а над притихшим Освецимом разносился знаменитый марш вермахта!
 
    Остановиться мы так и не смогли, что-то такое нашло, шли и пели...  так и прошагали мимо нашей группы, руководитель старательно отворачивал лицо, кураторы даже не повернули головы как-будто это их не касается!  Ну а просто остальных уже ничего не удивляло!  Ну что сделаешь....  АГЕНТЫ...

     Об этом в дальнейшем так ни кто и не вспоминал, и мы поняли что нам можно ВСЕ!!!

     Хотя куда больше... 

     Через несколько дней в Кракове, выйдя к завтраку я не обнаружил ни одного свободного места, кроме как за столиком, где сидел старший группы и кураторы. Пожелав доброго утра и приятного аппетита. я подсел к ним, разговор за завтраком шел ни о чем, то-есть что лучше есть, любимые десерты, и так далее...  Вдруг старший обратился ко мне на литовском, хорошо что я разобрал, что речь идет от названии ягоды на русском языке... я свободно перевел на русский -  клубника. ну и пошел дальше разговор... Вдруг один из кураторов остановился, откашлялся....  И сказал совсем в другую тему:
     - Ну что...  Будем считать вашу литовскую группу во время поездки, одной из самых подготовленных?!  Старшой замялся не зная как прокомментировать то-ли вопрос, то-ли утверждение... Тут вопросительный взгляд перевели на меня....  - Ну а разве можно считать иначе?! 
      - Я ответил легко, просто не задумываясь!

      - Ну что так и составим отчет, когда вернемся! - и куратор вернулся к своему кофе со сливками. Старший группы - третий секретарь литовского ЦК ВЛКСМ, просто лучился от счастья глядя на меня!!!  Я уже грешным делом подумал: надо бы вернувшись в базу, узнать а вдруг я и правду АГЕНТ! 

       Через пару дней я был уже в Клайпеде, пароход стоял у стенки БТО, а еще через пару суток я вышел в рейс в свою любимую Мавританию!
      
        Я иногда рассказываю эту историю, правда мало кто верит.