Отчет о поездке в Париж

Борис Васильев 2
…читаю утром последнее, полученное перед отъездом из Москвы письмо:
Пишет партнер: а вот это мне не понятно…?
Отвечаю: смотрите такой-то документ.
Его ответ: понятно, надо учить матчасть…

В самолете Эйр-Франс-КЛМ нет русскоязычных газет. Я высказал свое возмущение.

Первая француженка, притянувшая на себя мое внимание ещё в аэропорту – трех лет, чернокожая.
Получив от меня робкую шоколадку, тут же запихнула ее в рот, растопила незаметно по кофейным щекам.
Использовав мою бумажную салфетку, мне же ее высокомерно вернула.
Символ?
Чего?

Едем в минибасе из аэропорта.
Проезжаем Мулен-Руж.
Голос спутника сзади: ну Руж – это понятно – красный. А вот Мулен, что значит?
Отвечаю: Мельница.
Голос: Да…Понятно…Надо было раньше…учить матчасть…
Хотелось обернуться: не тот ли партнер?...
Да нет, просто мы все одинаковыми армейскими оборотами всю жизнь общаемся…

Номер у меня ужасный (типа из романов 19 века про нищих студентов в Париже), но с душем и телефоном и с телевизором на французском (учу потихоньку).
Кругом одни французы, доброжелательные.

Сижу в Макдональдсе, работаю. И это не так просто было – устроиться: не в каждом Макдональдсе лафа - то нет Wi-Fi, то нет электричества в розетках, а то и просто розеток нет. Но вот в этом вроде меня приняли как родного – выделили второй этаж целиком с роялем, только пианистку не выдали.
Рядом Пляс-Пигаль, так даже не пройти по Бульвару Клише к лучшему Маку - в прямом смысле хватают негритянки за мягкие места, что бы затащить в стриптиз-бары, агрессивные ужас, есть хотят, а всё дорого: эклеры по 2,5 евро.

На башню Эйфеля огромная очередь, стоять бы мне часа три, но отделался получасом - подсмотрел как шустрить...
Решился на подвиг: поднялся на второй этаж пешком (метров 100), выпил кофе, там опять очередь на 30 минут, отстоял 10. Лифт до верха. Везде сфотографировался.
Наверху столкнулся с мужчиной, у него на руках девица месяцев 3х.
Спрашиваю: она ПЕРВЫЙ раз здесь?
Вся его компания долго смеялась, на меня пальцем показывали, подтвердили, что ДА, ПЕРВЫЙ)))
Потом пообщался с ремонтником, что висел в сетке снаружи стекла башни - чистят они ее как раз (когда поднимаешься пешком, для развлечения – развешаны в самых неожиданных, страшноватых местах макеты (мумии?...) ремонтников.
Обратно пешком вниз идти не решился, впереди был большой путь по Парижу, обошел весь центр (Елисейские поля, площадь Согласия).
Цветет сакура, махрово и темно-розово (не знал, что есть она в Париже), зацветают каштаны.

Сошел с моста у Трокадеро, гляжу табличка на доме: Авеню Вильсона, ДОМ 50 (помню адрес того француза, с которым я познакомился в Болгарии 30 лет назад; среди прочего, он интересен тем, что родился в Петрограде 25 октября 1917 года; каждые несколько лет, а в советские времена и чаще – смотрел на его адрес и вздыхал…звонил ему перед отъездом, но неудачно).

Дверь подъезда закрыта, консьержки нет.
Зашел в соседний магазин, объяснил ситуацию.
Через интернет молодой душевный референт моментально пробил, оказалось, есть такой Андре, живет теперь в 500 метрах, в шикарном доме, якобы - точно с консьержкой.
Дошел, как раз открылась дверь огромного холла, я вошел, коньсержки нет, есть список с кнопками.
Звоню - ЕГО голос, по английски попросил меня подождать.
Пока он спускалася - изучил список из 19 жильцов подъезда; судя по фамилиям:
- три араба
- три итальянца
- грек
- 5 евреев
- остальные 5 - без видимых национальных признаков (типа, французы).

Спустился Андре: ОН! 91 год! Мне хочется думать, он всё ещё жив благодаря моему 30-летнему желанию его увидеть в Париже.
Но как и все долгие сильные желания - они сбываются немножко не так...
Он после микроинсульта абсолютно не помнил нашего знакомства (как и всю свою с женой поездку в Болгарию на курорт...). Хотя по русски говорил по прежнему прекрасно.
Мило поболтали, о Франции-России, его семье и наших похожих болях в спине, видно было, что он удивлен встречей и восхищен приводимыми мною деталями нашего знакомства (назад треть его жизни, а моей – половины), но вежлив и доброжелателен.

При прощании (он спешил к врачу, как раз к остеопату), дал ему свою визитку.
Но когда мы сегодня утром созвонились, оказалось, что он вечером звонил на мой московский телефон (типа, для проверки?...) ему секретарь ответила, что я в Париже (я номер переадресовал).
Он рассказал по телефону о нашей встрече своей жене (ей 80 лет, живет на загородной вилле), и что она вспомнила прекрасно наше знакомство, совместные велосипедные прогулки, мои советские анекдоты, и теперь уже он был само радушие, очень хочет опять меня видеть в Париже, а сейчас не может, так как пасха, и он должен ехать к жене.

Пошел дождь (это опять вчера), вернулся к себе на метро. Торопясь по московской привычке, впрыгнул в вагон метро сквозь закрывающиеся двери и сильно толкнул в область заднего брючного кармана низенького афропарижанина. Извинился, конечно. Тот невозмутимо, глядя мимо меня, достал из кармана бумажник, убедился в его сохранности, засунул обратно. А ведь мог и попросить добавить денюжку.

Отдохнул, решил оригинально пообедать. Поискал на бульварах кафешку, везде, поскольку дождь, много народу. Поколение гарсонов, запуганных русскими казаками (бИстро, бистРО!!!) - вымерло, шевелятся как мухи, причем мухи наглые...
Наконец сел, ткнул пальцем в мясное блюдо, говорят: NO CUKING.
Так приготовьте, говорю!
Приносят СЫРОЙ рубленный бифштекс!!!
Правда, с чипсами, салатом, кетчупом, перцем и горчицей потихоньку значительную часть умял.
Вечером увеличился пульс, поднялась температура, но йоговским самовнушением, с добавкой хорошего мата, переварил всё что съел, и даже энергично спал.

Утром сегодня подхожу к семи (до завтрака) к Макдональдсу, для WI-FI, там ждут 4 просто негра и две проститутки, тоже черные.
Здоровенный негр со стороны улицы подходит с толстым шлангом, с льющейся из него водой, грит на площадном французском (даже я понял): сматывайтесь, счас мыть буду тротуар!
Эти стоят, а я, щадя костюм, зашел в соседнюю кондитерскую - сладко пахнет, и сухо.
Гляжу, самый случайно умный из негров, одобрительно глядя на мою сообразительность, пошел за мной, остальное стадо овец подтянулось за ним.
Мак вскоре открылся, голодные и усталые после ночной смены афро-проститутки бросились к прилавку, а я в почту, в ноутбук.

Через час позавтракал в отеле и прямиком к Гранд Опера, на встречу с гидом (чуть не потерялся, поскольку огромное здание, и я не враз нашел главный вход).
Экскурсия обзорная нормальная, дополнила вчерашние впечатления, с обедом.
Потом были еще на Монмартре, вечером за час купил рубашку, костюм, брюки (+ подшил обе пары), посидел в кафе, где «работала Амели» (оказалось оно рядом с отелем, тоже с с WI-FI).


С утра сфотографировал:
1)кафе, в котором работала Амели, и
2)себя в нём (сижу под портетом Амели, за ноутбуком, вообще один в зале!!!).
На сайте размещу фото с текстом:

1)"Кафе, где работала Амели".
2)"Теперь здесь работаю Я.

Потом обошел ту часть города, где ещё не был, и куда не поведут на экскурсию.
Делал снимки.
На набережной просился на баржу в семейную компанию - две тетки испугались, засомневались - давайте, лучше мы Вам станцуем, а Вы нас сфотографируете – но с берега.
На том и порешили.
Как эти баржи там пристроены и почему-зачем люди там живут - не понятно.

Обедал в китайском ресторанчике - "буфет"; чуть не лопнул за 9 евро. Черти, у них под видом кетчупа оказалась аджика.
Правда, вода входит в стоимость.
Рядом сидели почти настоящие китайцы, долго ели, видимо, начав еще до меня. А перед уходом им принесли каждому по не очень большому тазику с разноцветным рисом. Умяли рис за 5 минут.
Потом на их место села француженка-блондинка, хорошо за 50 лет. Уставилась на меня – глаз не сводила под апперетив, пока не пришел ее опоздавший муж.

Напротив сидели две разноцветные дамы, при них состоял и их обслуживал 10летний внук.
Каждые 5 минут приносил им, иногда забирая для подогрева, по большой тарелке разных вкусностей. Они их запивали винами, тоже разноцветными.

Вчера выходил вечером из метро, а после турникетов, на полу у стены как бы "спят" две девчонки лет по 19, а третья их фотографирует.
Эти "спящие" - спят с закрытыми глазами, и потому не сразу заметили, что я пристроился "спать " рядом с ними, махнув рукой фотографу, что бы и меня в кадр разместила.
Мои длинные ноги окончательно перегородили выходы из обоих турникетов, но поскольку вечером народу немного, толпа собралась не сразу.
Фотографша долго выбирала точку съемки, от хохота пару раз роняя аппарат, я устал, и прислонился плечом к крайней девушке.
В результате мизансцена приобрела другое направление и звуковое оформление.

Наконец, под давлением толпы и ажана процесс был завершен. Ажану пришлось объяснить, что основная съемочная группа счас подъедет, а у нас только репетиция. Он отнесся с пониманием. Действительно, последние три дня в районе наших площадей Бланш-Пигаль шли непрерывные телесъемки. Я потребовал выслать мне фотосессию на майл, вручил адрес участницам и умчался в Макдональдс смотреть почту.

Сегодня Нотр дам де Пари.
Грандиозно, сложно.
Наверх подниматься дорого, долго, да и я не отошел ещё от подъема на Тур Эффель.
Долго искали статую Свободы (подлинник, с которого тот же Эффель со-товарищи сделал громадную копию для Нью-Йорка).
И случилось то же, что и вчера в одном из музеев (не в Лувре): самые лучшие картины оказались (вместе со статуей) на выставке в Японии. Причем я так и предположил (в шутку, не думая всерьёз о возможности отправки в Японию 5-метрового монумента), и...сглазил.

Цветут уже в полную силу каштаны (начинали, когда я прилетел), отцветает сакура (ей срок отведен две недели), в полной силе сирень.
Были у Клоде де Лила (к слову о сирени), в Ротонде - это всё писательско-художнические - Хемингуэевские и Ахматовские места (сюда следует добавить и Люксембургский сад).

Сегодня утром опять бегом в Макдональдс. Там отдельная история: он опять еще оказался закрыт, но я вычислил, что они вряд ли отключают на ночь WI-FI, подошел к соседнему какому-то заведению, поставил на мусорный бак ноутбук, открыл его, нажал кнопку включения, И...С ГРОХОТОМ стали подниматься металлические жалюзи забегаловки. А она оказалась с историей: 400 лет в ней продают устрицы.

Вышел заспанный очаровательный французик, робко спросил о моих целях, и типа, сколько мне дать денег, что бы я это прекратил.
Я говорю, что цели мои вполне вегетарианские и мирные - реклама его заведения, и можно ли мне продолжать жить на мусорном баке.
Он сказал, что лучше внутри, ему же дешевле обойдется.

Проверил почту, интернет оказался с запахом вчерашних устриц, и с хорошей скоростью (из того же всё-таки соседнего Макдональдса). Далее бегом в отель на континетальный завтрак в ресторане (круассан с джемом, багет с маслом, сок, кофе)
и бегом в метро (УФФФ).
Вчерашних девушек там уже (ещё) не было.

Гуляли по Булонскому Лесу недолго. Где пахнет цветами шикарно, где гнилью застойной воды, где шумом водопада, а где и химией ДДТ (не того, что поет, а того, что боролся с тлёй когда-то, был запрещен ещё в СССР, но иногда проникает с польскими яблоками, и вот вдруг – в Париже).

Бредем по узкой тропинке, нас пытается обогнать деловой походкой парижанка.
Вдруг ее на полном ходу чуть не сбил с ног здоровенный бегун.
Она заверещала ему возмущенно вслед, морщась и потирая ушибленное плечо, и обратилась ко мне за поддержкой, размахивая руками.
Видя на моем лице психологическое однозначное одобрение и полное лингвистическое непонимание, уточнив, перешла на английский:
- Sportish men…
Я поддакнул:
- Sportish men without brain…
Она расхохоталась, чуть успокоилась, кивнула, торопясь:
- Nace day!)))

Потом заблудились слегка, дорогу показал типичный красавец-француз, высокий, по карте водил длинными прямыми пальцами.
Я ему откомплиментил:
- Вы настоящий гостеприимный Парижанин! - а оказалось, он немец, в Париже живет 7 месяцев.

Проходя мимо ограды памятника маршалу Нею, обратил внимание: кто-то (наверняка русские туристы) бросил к подножию статуи коробку из-под тульских пряников. Так-то, prince de la Moskowa.

Возвращался поздно вечером из Мака, у стены дома сидит типичный клошар, вытянув ноги, между стоптанных ботинок стоит пластмассовая обычная баночка для мелочи, правая рука лежит на крупе здоровенного черного пса, в левой руке мобильник.
Прохожу мимо, не сбавляя шага. В стене подряд три банкомата (понятно, хорошее место он нагрел для сбора подаяний). И минуя третий «источник питания», слышу, отлично поставленный, властный голос клошара, ПО-РУССКИ:
- Приезжай быстро, мы готовы, время…

Я машинально сбавил шаг, прислушался, повернулся к банкоматам, сделал вид, что выбираю из трех – самый «сладкий», скосил глаз назад…
Собачища приподнялась, зарычала, очевидно, повинуясь ладони клошара, сжавшего ей круп для отрепетированной команды.

По винтовой лестнице в свой «студенческий» номер я поднялся быстрее обычного. Что всё это с клошаром было – не понятно.

В самолете опять обкормила Эйр-Франс-КЛМ, а русскоязычных газет не дали, как ни требовал.
2009г.

Дополнение от 2013 года:
Поездка в Париж с посадкой в Берлине на день (аэропорт Тигель, почти в центре города).
Полезно:
- в Берлине у выхода из аэропорта купить билет автобусный дневной; до многих мест доехать быстро и просто;
- входной билет в рейхстаг (варианты - общая экскурсия или только галерея, построеная Фостером) - заказывать за 1-2 месяца через инет; есть аудиогид на русском (ну, ещё бы);

- в Париже, для экскурсии на Эйфелеву башню - билет лучше заказывать за 1-2 месяца через инет; внизу очереди нет (тогда не было), а что бы она была меньше на втором этаже при пересадке на второй лифт - приходить лучше с самого утра;
- в Лувр - окончательно убедился: с утра приходить; Мона Лиза без толпы чувствует себя спокойнее и смотрится лучше;
- в Версаль экскурсию заказывать нет смысла: справиться легко, на поезде близко.