Зинка-Зинаида

Александра Мазманиди
               
             Моя секретарь-машинистка не скажу,что внезапно, но ушла в декретный отпуск (кстати, она обещала привести девочку вместо себя, но что- то не срослось) и я  довольно долго не могла найти ей замену. Вроде не такая уж приметная должность, но я без неё была как без рук: обзвонить, распечатать, разослать и т.д. Печатать  никто из моих работников толком не умел, кроме Ирины Ивановны,поэтому часто приходилось просить её  отпечатать тот или иной документ, но это было в ущерб её основной работе.

           Признаюсь, я даже  сама приезжала на работу пораньше и одним пальцем, тюкая в буковки, печатала  свои приказы, доклады, намучившись изрядно, отстукивала наконец какое-нибудь письмо или распоряжение. Потом, со временем правда, я сносно научилась печатать, а лет через двадцать, этот опыт неожиданно пригодился, когда у меня появился ноутбук и я стала печатать свои собственные сочинения - любое ремесло не бывает лишним. Никогда.
 
           И вот пришла ко мне женщина без возраста: тёмненькая, щупленькая, совсем неприметная, более чем скромно и совершенно вне моды одетая, не очень густые каштановые волосы туго собраны в пучок, переходящий в дульку,  явно повидавшая лиха, может даже выпивающая. Но мне так надоело выполнять двойные обязанности, что я, почти не раздумывая,  решила временно взять её на работу.

       - Зинка, ой, извините, Зинаида Каировна, - представилась она, беззастенчиво разглядывая меня. Я стала расспрашивать её, где и кем она работала, есть ли дети маленькие, далеко ли от работы живёт.

         Она бойко отвечала на мои вопросы, что совсем недавно закончила курсы секретарей-машинисток, что детей у неё трое и они уже самостоятельные, могут обойтись без присмотра, что живёт она далековато, но это не проблема - первой электричкой Зинаида будет приезжать  без опозданий. Я поняла, что эта странная женщина из какого-то другого, абсолютно незнакомого мне мира.

          Но разглагольствовать было некогда, и я велела удивлённой  зав.кадрами  Валентине Николаевне оформить на время декретного отпуска, с позволения сказать, эту даму, в должности секретаря-машинистки и рассказать Зинаиде о её обязанностях, а сама, подмахнув заявление, уехала по делам.

          Когда я вернулась Зинаида уже бойко печатала, а на моем рабочем столе лежали аккуратной стопкой уже отпечатанные документы, кстати, без ошибок. Я облегченно вздохнула и решила ей дать дополнительный заработок - техничкой -уборщицей, ( теперь эта должность называется - менеджер по уборке- - смех). Ей было это выгодно, тем более, что приезжала она за два часа до начала работы и зря болталась по городу.

         Утром я приезжала на работу раньше всех, но пол уже был чисто вымыт, на моём столе стоял букетик полевых  цветов, а если я приезжала позже, после каких-то визитов утренних по делам и начальству, то чашка горячего ароматного чая приносилась ею незамедлительно.

         Без доклада ко мне никого не пускала, хотя так у нас раньше не было заведено. Она стучалась в дверь моего кабинета, входила с папкой и ручкой в руке, торжественно ждала приказаний. Мне было смешно, что эта не молоденькая уже женщина играет роль важной секретарши, ей явно нравилось быть  нужной, незаменимой.
 
          После того, как я давала ей задания, она почти шёпотом  доверительно сообщала, что в ближайшем магазине после обеда будут продаваться куры или ещё что-нибудь и что, если я позволю, то она с нашей Мариной - инструктором сбегают и купят на всех работников продуктов. Как-будто иначе они ничего не купят. Ведь всё равно в тихую  будут бегать, уж лучше разрешить, думаю я.

          "А вам чего и сколько купить?"- спрашивает она подобострастно. И затем Зинаида важно и гордо, почти победоносно, удаляется. Сколько я её не ругала за такое поведение, она всё равно относилась ко мне как к идолу, что меня сначала смешило, а потом стало раздражать.

      Но вот однажды (месяца через три-четыре) Зинаида не пришла на работу и не сообщила ничего. Я посылаю к ней своего шофёра Толика, чтобы узнать, что случилось. Оказалось, что она вместе с детьми заболела и нЕкому было даже сходить к телефону-автомату позвонить на работу и купить лекарства.

      В следующий раз, когда она не появилась на работе, я ехала мимо посёлка, в котором она жила, в командировку в район, и заехали мы к ней домой. У Зины было две комнаты и каморка-кухонька, с бедненькой обстановкой, но везде очень чисто и опрятно, на полу - домотканые дорожки.

      Я отдала детям гостинцы, прихваченные на всякий случай,  спросила, где мама? Зинаида, увидев машину, забежала испуганная тем, что начальница приехала к ней, удостоила визитом. Для всего посёлка это было событие,как потом рассказывала Зина.Но автоматически на заметку себе взяла, что надо покопаться дома в шифоньерах и выбрать одежду, обувь дочери, чтобы отдать Зинаиде и её детям.

         Однажды мы с Зинаидой оказались на работе  вдвоём, это был  суматошный день, впрочем, это была почти норма, всё время  были какие-то экстримы. На этот раз в Армении произошло страшное землетрясение, и мы срочно собирали  одежду, постельные принадлежности для отправки в Спитак, так что девочки были заняты, а мы, уставшие пошли в контору приготовить на всех горячий чай и перекус. И  Зинаида  разоткровенничалась почему-то, пока мы готовили  бутерброды.
 
           Вот  какую незатейливую, но довольно трудную историю своей жизни поведала мне Зинаида. Родилась и выросла она в семье не совсем благополучной: отец её был казахом, украинские родители  матери, да и родители отца, были против этого брака, поэтому мать с отцом сбежали из родного аула в ближний город. Там кое-как в городе прижились, образование у них не оконченное среднее, работа только физическая, тяжелая. Угол снимали в саманном домишке, денег было в обрез, а тут ещё стали появляться дети каждый год.

        - Отец и мать мои старались из последних сил, построили домишко маленький, работали как каторжные и днём и ночью, а потом, видимо, устали страшно, стали потихоньку  пить сивуху, да самогон (этого добра в нашем посёлке за бесценок было полно и днём, и ночью) от нужды и безысходности.

         -Дети, а нас было шестеро, росли как трава в поле, пока нас не  забрали в интернат. В интернат мы попали, когда отца посадили за то, что в пьяной драке он убил человека, хотя мама уверяла, что убил не папа, а его подставили дружки.
Как было на самом деле я не знаю, но маме верю, мы люди маленькие, обидеть нас просто.
 
          Зинаида помолчала, зорко поглядывая на вошедшую в мой кабинет Рымкеш Шакаровну, главного бухгалтера,  срочно принесшую на подпись финансовые  документы.
 
           Зина продолжала свой рассказ.
          -Окончив школу,сразу же поступила в профессионально-техническое училище на маляра, училась я хорошо, была очень смышленой, вы не думайте, что я такая уж дура. Я была шустрая, бойкая, скорая на руку, довольно симпатичная метиска - скажу без скромности, (это сейчас у меня зубы щербатые, волос мало стало) но это было так.

          На танцах в клубе познакомилась с Коляшей, влюбилась без памяти и через полгода мы поженились, жили в бараках в пригороде, бросила я, дурёха, на последнем курсе училище, (до сих пор жалею) потом вскоре родилась дочь, через год - сын.

       Муженек работал один, денег не хватало и цыгане -соседи предложили ему подзаработать. И "заработали" по два года тюрьмы, так как украли из колхозной отары двух баранов. Осталась я одна с двумя детьми, правда, моя мама помогла очень (в то время она уже не пила), приехала нянчиться с моими погодками.

       Мы с ней разбили огородик под окнами, посеяли  зелень, картошку и другие овощи, приволокли из леса малиновые кустики, посадили тоже - всё поддержка, опять же, витамины для детей, покупать-то не за что.

       Соседи удивлялись, как мы пахали неутомимо с утра до ночи, дом покрасили внутри и снаружи.  Я же пошла на стройку, разнорабочей, потихоньку таскала краску для ремонта, для блага детей я была готова на всё.

       Тяжкий физический труд скажу вам, особенно для такой малявки, как я, хотя я сильная и упорная, но после кормления двух детей подряд, да и какая  у нас  пища была. Всё лучшее - детям, а сама перебивалась с хлеба на воду, да и хлеба-то вдоволь не было. Натерпелась, да вы не думайте, я не жалуюсь.
 
      Так вот, вернулся мой благоверный из мест заключения без пальцев левой руки, злой на весь белый свет, на работу его никуда не брали, стал пить и мне наливать и заставлял пить вместе с ним, чуть не допились, у нас хотели детей отобрать ( мама сразу к себе уехала, как он вернулся).

      Напугали так сильно, что я сразу вспомнила своё трудное детство и  стала отказываться пить и ему запрещала, стращала, что заберу детей (он их любит очень) и уйду. А куда?

        Родители мои умерли к тому времени, наследства никакого не оставили, кроме собаки Тузика, которого привезли мы к себе после похорон, не будешь выбрасывать животину на улицу. Да и детям какое-никакое развлечение.

       Муж мой красиво рисует с детства, у него прямо-таки талант, и я его сама кое-как, всеми правдами и неправдами устроила в наш дом культуры, художником-оформителем. Получал он не очень много, но отвлекался таким образом от дружков-собутыльников, да ещё дома работы хватало. Я родила ещё одного сына, так что надо было пристроить комнатку для детей.

         И всё было бы хорошо, но он опять попал в плохую историю, а так как у него уже была судимость, то и разбираться не стали -"замели" его без разговоров.  Вот и сейчас он в колонии, здесь недалеко отбывает срок, а я одна маюсь с тремя детками.

         Но я не ропщу, он, Коля мой, человек хороший, но слабохарактерный, бесхребетный, как говорила моя мама, царство ей небесного.
 
- Может отпустите меня на трехдневную свиданку ? -  бухнула она вдруг без предисловий.

         Я опешила от неожиданности. Но отпустила, предварительно взяв с неё слово  предохраняться. Надо этих детей довести до ума, не дать повторить ваши судьбы. Она радостно согласилась со мной.

        Но в положенный срок она не явилась на работу и я опять послала шофёра за ней. Он привёз её с синяком под глазом, с запахом сивушных масел и она сходу начала плакаться, как трудно её Коленьке, как непросто ей.

        Думала, что я начну сочувствовать, жалеть её, как всегда, а я позвала всех работников и сказала, что это совещание по поводу беспричинного невыхода на работу  секретаря-машинистки.

        В общем, всыпала ей по первое число, прочистила мозги, напомнив, что детям путёвки в пионерские лагеря получает регулярно, денежную помощь профсоюз по возможности даёт и т.д. и т.п. Встряхнула Зиночку порядком, пригрозила уволить по статье. Вылетела она после собрания, как ошпаренная, но протрезвела сразу, а я  предупредила  её, чтобы завтра на работе была, как штык.

       На другой день Зинаида пришла овечкой кроткой, старалась изо всех сил мне угодить. Я её остановила, сказав, что она нужна собственным детям прежде всего трезвая и разумная, чтобы быть примером в жизни. Так Зинаида проработала ещё три месяца без замечаний.

       Вскоре  вышла на работу из декрета моя прежняя  работница, и мы распрощались с Зинаидой по-доброму. О дальнейшей её судьбе я ничего не знаю, но надеюсь,у неё всё в порядке.

27 марта 2013г.