Крестник Черной кошки

Юрий Овтин
Юрий Овтин

К 70-летию Леонида Шемякина

Крестник «Черной кошки»

Рассказ

Герой нашего рассказа, а речь пойдет об известном в Одессе хозяйственнике Леониде Шемякине, который в юбилейный для города год отмечает и свое семидесятилетие, родился свободным человеком в уже освобожденной от фашистской нечисти Одессе в одном из типичных одесских домиков на Молдаванке. Память его запечатлела террасы, опоясывающие периметр второго этажа, прогнувшиеся перила, увешанные гирляндами свежевыстиранного белья и глубокие подвалы, из которых можно было попасть в катакомбы.
Самым близким для него человеком была горячо любимая мать, которая выносила, выкормила своего ребенка в годину лихолетья.
Что бы заработать на кусок хлеба, она трудилась секретарем директора на заводе им. Иванова, на котором во время войны, как это ни странно, изготавливали чернила. Помимо работы она еще выполняла особое задание, поддерживая связь с подпольем в одесских катакомбах. Именно на этот завод, ставший в дальнейшем метизным производством, она и устроила работать своего сына, когда ему исполнилось аж … восемь (!) лет.
Именно директор этого завода, инвалид с большим, добрым сердцем, законспирированный подпольщик, выполнявший в оккупации задания советского командования, преподавал пацану уроки человеколюбия и прививал любовь к труду.
И именно тогда Шемякин и решил для себя также стать директором завода и в конце концов стал им.
А ведь все могло повернуться совершенно иначе…
… Проблемы с питьевой водой были бичом одесситов еще со дня основания города. Во время оккупации жители Молдаванки ходили за водой в Дюковский сад, где был самый низкий уровень водопровода и практически всегда можно было набрать воду. Зимой емкости с водой перевозили на санках, а летом на импровизированных колясках.
Ходила за водой в Дюковский сад и мать Шемякина. Как-то вечером, отлежавшись после рабочего дня, с уже округлившимся животом, она тащила домой тележку с полными кастрюлями воды. Неожиданно, тяжело дыша, ее догнали трое мужиков, из под телогреек которых выглядывали  обрезы.
- Стой, девка! – приказали они
- А ну-ка, дай напиться!
Увидев выпирающий живот, они сбавили тон и спросили, а где же ее мужик, почему не таскает воду он?
- Нет мужика, - тихо сказала она.
- Пропал без вести, - и это была сущая правда.
Напившись, один из бандитов вдруг спросил, перейдя на шепот:
- А про «Черную кошку» слыхала?
Она утвердительно кивнула головой.
- Будет кто обижать, - дай знать, - и он назвал имя одноногого сапожника на Преображенской.
- Ну, а если родишь пацана, - будет нашим крестником, - добавил он и вся троица мгновенно растаяла в ночной мгле…
Знали бы бандиты, что разговаривали они с офицером Советской армии, старшим лейтенантом автобата, активной участницей военных действий, награжденной боевыми орденами и медалями, которая, потеряв в бою любимого человека решила во что бы то ни стало сохранить от него ребенка. Пойдя навстречу, командование направило ее помогать подполью в оккупированную врагом Одессу…
… А послевоенная Одесса жила своей жизнью.
Помимо «Черной кошки» в полуголодном городе промышляли и другие банды. В трамваях орудовали карманники, так называемые «щипачи». Оравы беспризорных пацанов облепливали трамвайные вагоны, наблюдая через открытые окна за работой «щипачей» и отвлекали внимание пассажиров.
Любимым занятием пацанов было гонять голубей, благо голубятни были в каждом одесском дворе. Порой во двор залетали чужаки и на них тот час же начиналась охота. В число лучших стрелков из рогатки входил и Леонид. Он мог попасть металлической гайкой голубю прямо в голову. А потом из голубей ребята варили суп, чтобы как-то утолить постоянный голод. Улица с ее бесшабашной, безответственной и бесконтрольной жизнью засасывала, словно центростремительная сила водоворота… И кто знает, какой дорогой пошел бы Леонид, если бы не завод, который дал ему путевку в жизнь…
…– Детство своё Леня практически провёл на заводе, – вспоминает Михаил Александрович Меламед, 94х -летний пенсионер, инвалид войны 1-й  группы, орденоносец, командовавший в годы войны взводом разведки 85-й морской бригады. Именно его, работавшего, в ту пору на заводе им. Иванова начальником ОТК, Леонид Петрович считает своим наставником.
– Представьте себе, приходит на завод восьмилетний сопливый пацан, которого мать, буквально, вырвала с улицы, – продолжает свой рассказ Михаил Александрович, – заходит в механический цех, подходит к токарному станку и часами завораживающе следит за каждым движением токаря. И так изо дня в день.
Вскоре Лёня освоил токарный, фрезерный и шлифовальный станки и мог работать на трёх типах станков. Он отличался своей любознательностью, хотел вникнуть и познать каждую мелочь. Лёня был хорошим спортсменом, наравне со взрослыми, в дальнейшем, играл в волейбол и футбол, но особенно любил настольный теннис.
– Есть такое выражение: сын полка. Перефразировав его, скажу, Шемякин был у нас вроде бы, как сын завода им. Иванова. Поэтому, когда он, работая на заводе, окончил среднюю школу, коллектив рекомендовал его на учёбу в одесский Политехнический институт и все годы учёбы выплачивал ему стипендию. Вернулся Леонид к нам на завод уже с дипломом инженера-механика по специальности: «Технология машиностроения, металлорежущие станки и инструменты» и был принят на инженерную должность. А ушёл он от нас на более крупное производство уже с должности начальника производственно-диспетчерского отдела…
…– В те годы я работал на Одесском сталепрокатном производственном объединении им. Дзержинского начальником сталепроволочно-канатного производства и принимал Шемякина к нам на работу, – рассказывает Александр Евсеевич Ольхович, ныне директор фирмы «Союзстандартюг».
– Определили мы его, для начала, начальником гвоздильного отделения, надо сказать, самого тяжелого на заводе. Благодаря своим производственным и экономическим знаниям, умению найти общий язык с людьми, он быстро вписался в нашу среду и стал душой коллектива.
– До прихода Шемякина, в должности начальника гвоздильного  отделения сумел поработать и я, – продолжает рассказ Александр  Иванович Рудицкий, девятнадцать лет проработавший с Леонидом Петровичем, сначала председателем заводского комитета профсоюза, а затем заместителем генерального директора по вопросам социального развития, ныне директор ООО «Теплоснаб».
– Мы, его коллеги, начальники отделений и цехов, поначалу присматривались к новичку. Он, так же, как и мы крутился, как «белка в колесе», решая производственные вопросы и носясь по территории завода в промасленном ватнике.
Но, как-то после смены, мы, то есть, заводской комсостав, собрались по какому-то поводу в комнате отдыха.
И вот тут-то Леонид распахнул, что называется, настежь, перед нами всю свою душу, показав необыкновенную эрудицию, кругозор знаний и фонтаны юмора.
Он как будто всю жизнь проработал на нашем заводе и в мгновенье стал в доску своим, надёжным человеком и специалистом.
Прекрасные деловые качества помогли ему стремительно пойти вверх по служебной лестнице. Вскоре Шемякина назначают начальником блока метизных цехов, а затем и заместителем генерального директора по производству. Здесь он становится инициатором ряда инновационных проектов, направленных на создание сервисных услуг для потребителей стальных канатов и производства высокопрочной проволоки  для изготовления канатов шахтного подъема, что приносит весомый экономический эффект.
В 1985 году Леонида Петровича Шемякина назначают директором сталепроволочно-канатного завода. В начале 90-х годов, с распадом Советского Союза, завод почти полностью теряет внутренние рынки сбыта продукции.
– Главная заслуга Шемякина была в умении практически с нуля восстановить внешнеэкономические связи, когда в период становления молодой государственности Украины, в условиях новых экономических реалий приходилось самостоятельно завоёвывать рынки, – говорит Игорь Ильич Зубок, бывший коммерческий директор «Стальканата», ныне председатель Совета директоров метизной компании «Южметиз».
– Приведу такой пример.
Леонид Петрович близко дружил с одним из известнейших одесских учёных, директором НИИ Виноградарства и виноделия им. Таирова – академиком Анатолием Гульчаком.
– А какая же,  – спросите Вы, – связь между вином и метизами? (для неискушенных в металлургии читателей, поясним, что метизы – это стандартизованные металлические изделия: стальная проволока, канаты, гвозди, болты и т.п.)
- А вот Шемякин эту связь находит и везёт знаменитого академика – винодела к его заграничным друзьям в Чехию и Словакию. И результатом этой поездки, является подписание контрактов на поставку в эти страны проволоки для виноградников.
Далее – Болгария, Греция и ряд других европейских винодельческих стран.
Благодаря активным действиям Шемякина, предприятие было безболезненно переориентировано на рынки ближнего и дальнего зарубежья. Было освоено более 20-ти новых технологий и впервые в Украине сертифицировано производство по требованиям ISO 9001, а завод был принят в Международную ассоциацию разработчиков и производителей стальных канатов. Благодаря этим мерам, завод сохранил более двух тысяч рабочих мест и стал крупным экспортёром, что привело к росту валютных поступлений в Украину и отчислений в городской бюджет.
И в 1995 году, после реорганизации предприятия Леонид Петрович Шемякин был впервые избран Председателем правления ОАО « Стальканат» и работал на этой должности до 2002 года.
Годы работы на «Стальканате» были самой яркой страницей в жизни настоящего одессита, Леонида Петровича Шемякина.
Помимо решения, стоящих перед ним, производственных задач, много внимания он уделяет и социальному развитию предприятия.
– При Леониде Петровиче, для работников  «Стальканата» были построены два многоквартирных дома: 90 – квартирный дом на улице Королёва и 160 – квартирный дом в Хвойном переулке, – рассказывает Александр Иванович Рудицкий, десять лет проработавший с Шемякиным его заместителем по вопросам социального развития завода.
– А какие концерты он организовывал в заводском дворце культуры для наших работников, посвященные годовщине создания завода. Неизменным участником всех концертов, был Национальный одесский филармонический оркестр, под руководством его художественного руководителя и главного дирижера, Народного артиста Украины Хобарта Эрла, с которым Шемякин был в дружеских отношениях. На эти концерты, как правило, приглашались работники соседних с нами предприятий: масложиркомбината и кондитерской фабрики.
А вот что говорит о Шемякине сам Хобарт Эрл:
– Леонид Петрович Шемякин – интересный человек, незаурядная личность, благодаря его поддержке состоялось историческое выступление Национального одесского филармонического оркестра в Карнеги-Холл в Нью-Йорке в 1993 году. Тогда оркестр стал первым симфоническим оркестром во всем бывшем Советском Союзе за пределами Москвы и Санкт-Петербурга, выступавшим в этом концертном зале. Я так же помню с большим теплом неоднократные выступления нашего оркестра в клубе «Стальканата» в 1990-х годах.
– Или, скажем, морские круизы в Болгарию, Румынию, Турцию, Грецию и другие страны Черноморского бассейна для всех желающих заводчан на морских пассажирских лайнерах, до того, как было разворовано Черноморское морское пароходство? – продолжает Александр Рудицкий.
– В такой круиз отправлялось сразу до трехсот работников завода.
А вот, вице-президент Всемирного клуба одесситов, Евгений Михайлович Голубовский, со свойственным человеку, занимающему такой пост, юмором, характеризует Леонида Петровича, как лучшего преферансиста среди всех директоров промышленных предприятий, вышедших с Молдаванки. Именно он создал в заводском дворце культуры клуб преферансистов «Тотус», в котором, по выходным отдыхали за этой интеллектуальной карточной игрой руководители многих одесских предприятий.
– Но, если говорить серьёзно, – уточняет Евгений Михайлович, то этот замечательный человек сделал немало добрых дел и начинаний. Чего только стоит созданный им на заводе «Стальканат» медицинский центр, который по объему и качеству предоставляемых услуг превосходил любую городскую поликлинику!
О широте души Леонида Петровича Шемякина и его необычайных организаторских способностях говорит и первый проректор одесского Национального медицинского университета, член – корреспондент Национальной академии медицинских наук Украины, Валентин Иосифович Кресюн:
– Леонид Петрович в тяжелые для всех нас девяностые годы ушедшего века был Председателем попечительского совета нашего университета. Это великолепный организатор и меценат. Его вклад в работу университета и спонсорскую помощь трудно переоценить. Учёные – медики нашей страны, наши зарубежные гости, приезжавшие к нам в Одессу, на различные симпозиумы и конференции обожали Шемякина, знавшего  множество остроумнейших анекдотов и различных весёлых историй, считали его эталоном среди одесситов. Поэтому, когда у нас собирался научный бомонд, мы всегда просили его быть неизменным тамадой на проводимых мероприятиях и банкетах.
И сегодня, Леонид Петрович очень гордится тем, что представлен в библиотеке им. Горького в галерее меценатов Одессы.
Леонид Петрович принимает активное участие и в общественно- политической жизни города, области и государства. Он неоднократно избирался депутатом Одесского городского совета, а в 2001 и 2002 годах назначается внештатным советником Премьер-министра Украины. При его непосредственном участии были созданы одесская областная организация работодателей, которую он возглавлял с 1999 года и объединение организаций работодателей Одесской области, которым он руководит по настоящее время.
Государство по достоинству оценило трудовую и общественно-политическую деятельность Леонида Шемякина. Он награждён орденом «За заслуги» III степени, медалью «За доблестный труд», Почётным званием «Заслуженный работник промышленности Украины» и Почётной грамотой Кабинета министров Украины.
… Поддерживать столь напряженный жизненный ритм Шемякину помогают здоровый образ жизни и активные занятия любимым видом спорта – большим теннисом.
– С Леонидом мы познакомились более 30ти лет назад, когда нас одновременно утверждали на директорские должности, – вспоминает Григорий Николаевич Соломаха, генеральный директор завода «Одессельмаш», Заслуженный работник промышленности Украины, академик Академии инженерных наук Украины.
– И с тех пор, более надёжного друга, чем Шемякин, у меня нет. Мы помогаем друг другу в решении производственных задач, вместе отдыхаем с семьями и все эти годы, он мой постоянный спарринг – партнёр по игре в большой теннис. Хочу сказать, что горжусь этой дружбой, проверенной десятилетиями.
Леонид Шемякин счастлив и в личной жизни. У него трое детей и девять внуков, считай целый взвод. И для каждого из них у него находится время уделить внимание.
Леонид Петрович коллекционирует живопись одесских художников. Особенно любит работы Заслуженного художника Украины Юлия Аркадьевича Гальперина. Особую гордость Шемякина вызывает триптих всемирно известного художника и его однофамильца Михаила Шемякина, купленный по случаю на одном вернисаже.
Шемякин любит путешествовать по земному шару. Он побывал почти во всех странах Европы, изучал историю и культуру Японии и Китая.
Тесные рамки нашего рассказа не позволяют раскрыть всю глубину этой незаурядной и неординарной личности.
Он и сегодня по-прежнему в строю, подтянут и элегантен, в неизменных очках в тонкой золочёной оправе, внимательно и изучающее рассматривает собеседника, неторопливо и взвешено высказывающий своё мнение. Глядя на него, так и хочется перефразировать классика: «Лёня, говорит мало, но Лёня говорит смачно! Когда Лёня говорит, хочется, чтобы он говорил ещё!». Ну, что тут скажешь? Наш человек! Настоящий одессит!