Добро и зло в романе В. Д. Дудинцева Белые одежды

Вера Вестникова
...Правду говорить легко и приятно, - заметил арестант...

...Тут Пилат вздрогнул. В последних строчках
 пергамента он разобрал слова: «...бОльшего
 порока...трусость...»
М.А.Булгаков «Мастер и Маргарита»


     В основу романа В.Д.Дудинцева положены реальные события: пятидесятые годы прошлого века — расцвет идей Т.Д.Лысенко и гонения на учёных-генетиков.

     Кажется, нет более далёких вещей, чем политика и биология — наука, основанная на фактах и естественных явлениях. Однако даже этой наукой пытались командовать партийные деятели, подменяя результаты экспериментов идеологическими догмами. И учёным приходилось отстаивать свои убеждения ценой жизни, подобно тому, как в Средневековье инакомыслящим грозили костры инквизиции.

     «Белые одежды» - роман философский.  Эпиграф, взятый из «Откровения Иоанна Богослова»: «Сии, облечённые в белые одежды, - кто они и откуда пришли?» - настраивает нас именно на такое восприятие произведения.

     Обратимся к Библии, ведь именно к этой мысли подводит нас писатель, взяв эпиграфом вопрос без ответа.

     Итак, читаем «Откровение»:  «И, начав речь, один из старцев спросил меня: сии, облечённые в белые одежды кто, и откуда пришли?
     Я сказал ему: ты знаешь, господин. И он сказал мне: это те, которые пришли от великой скорби; Они омыли одежды свои и убелили одежды свои кровию Агнца». (1)

      Именно «великая скорбь», страшное и жестокое время, в которое жили Дежкин, Стригалёв, академик Посошков, полковник Свешников, заставила их жертвовать собой.  Они не были фанатиками. Просто наступил в их жизни момент, когда невозможно стало скрывать, что их одежды — белые.


     В романе показано несколько типов учёных. К первому их них  относятся те, кто поставил свои личные интересы выше интересов науки. Эти люди переполнены завистью и ненавистью к добившимся чего-либо в  жизни и всегда принимают ту сторону, на которой им будет спокойнее и безопаснее.

     К таким псевдоучёным можно отнести, например, Краснова. Ради продвижения, ради карьеры он отрёкся от своих родителей, изменил фамилию, имя. Непорядочен он и в личной жизни. Краснов способен на предательство, если этого потребует его карьера. И таких как он немало.
 
      Происходящее в генетике являлось отражением того, что происходило в обществе, которым правили ложь и страх.   Исходя из этого, ко второму типу учёных можно отнести тех, кто, опасаясь за свою  жизнь, за жизнь близких, перестал различать ложь и правду. Не решаясь открыто отстаивать свои убеждения, эти учёные  стали считать своими убеждениями общепринятые догмы.

     Только небольшая горстка биологов смогла противостоять многочисленным последователям академика Рядно. После недолгих колебаний  к ним примкнул главный герой романа Фёдор Иванович Дежкин. Любимый ученик знаменитого академика, он не побоялся пересмотреть свои взгляды и встать на сторону генетиков, хотя прекрасно понимал, чем это ему грозит.

     Фёдор Иванович, талантливый учёный и мужественный человек, философ по складу ума, был готов к жестокой схватке. Со студенческих лет его занимала важнейшая философская проблема — проблема добра и зла. И теперь настала пора применить его знания в борьбе с подлинным злом, которое воплощала в себе сталинская система.

     Однако понять, что есть добро и что есть зло,  не всегда  просто, ведь зло, прекрасно понимая свою подлую суть, постоянно  маскируется добрыми намерениями.

     « Добру тягостно слушать, когда его благодарят, - размышляет Фёдор Иванович. - А вот зло — этот товарищ охотно принимает благодарность за свои благодеяния, даже за несуществующие, и любит, чтобы воздавали громко и при свидетелях. Добро беспечно, действует, не рассуждая, а зло — великий профессор нравственности. И обязательно даёт доброе обоснование своим пакостям. <...>
     Злу  иначе  вести себя нельзя. Как только скажет: вот, и у меня есть тёмные пятна, неподдельные, - критиканы и обрадуются, и заговорят. Не-ет, нельзя! Что добру выставлять свои достоинства  и подавлять людей своим благородством, что злу говорить о своей гадости — ни то, ни другое немыслимо». (2)

     Трудно не согласиться с выводами Дежкина. Особенно, если вспомнить, как продуманно, умело, целенаправленно «пиарит» себя академик Рядно: тут и нарочитая простонародность, и землица, которая сама ему в карман набилась, пока он «по делянкам лазил», и тулупчик, подаренный «любимому ученику Феде».

      А какой страшный и безжалостный оскал таится за маской всеми любимого «народного академика»!

     Понимая это, Дежкин хочет, чтобы добро перестало быть наивным и прекраснодушным и научилось смотреть на зло реально, распознавать его козни, побеждать его.

     Злой человек, по мысли Фёдора Ивановича, не любит копаться в своей душе (можно представить себе, какой смрад царит в душе подлеца), он живёт в мире вещей. « Ему нужно всё время бегать во внешнем пространстве, хватать у людей из-под носа блага и показывать всем, что он добряк, благородный жертвователь. И вся эта маскировка может быть хорошо видна добру, которое наблюдает из своего недоступного укрытия. Если оно постигло... Если научилось видеть. Добро, постигшее эту разницу, будет находиться в выгодном положении. Это сверхмогучая сила. Особенно если она осенена достаточно мощным умом». (3)

     Но уметь распознавать зло — недостаточно. Нужно иметь волю и мужество, чтобы вступить с ним в борьбу. И это будет борьба не на жизнь, а на смерть, ведь злу неведомы угрызения совести: оно способно наносить удары в спину и из-за угла, оно предаёт «друзей и сотрапезников», бьёт лежачего и добивает раненого. А ещё у зла есть такое страшное оружие как клевета.

     Всем своим романом писатель подводит нас к мысли, что вступивший в поединок со злом должен быть готов пожертвовать собой, чтобы победить и увидеть плоды победы над злом могли другие. Это горько осознавать, но это так: в борьбе со злом всегда будут потери. Мало того, без потерь, без жертв зла не победить. А жертвуют собой — всегда! - самые лучшие: самые мужественные и благородные.

    Конечно, самоубийство академика Посошкова нельзя расценивать как мужественный поступок, как сознательную жертву во имя торжества идеи. Однако это и не трусость, не уход от борьбы. Вот строки из его последнего письма, обращённого к Фёдору Ивановичу: «Желание смерти — не есть желание смерти. Это только поиск лучшего состояния. Что в конечном случае является крайним выражением желания жить». (4)

      И дальше в своём прощальном письме Светозар Алексеевич размышляет о том, почему зло умеет занимать господствующие высоты: «Если я туп, если я не понимаю ясных вещей и не имею достаточно глубокого образования, и при этом стремлюсь главенствовать и сумею захватить себе право лезть в дела, мне не понятные, но затрагивающие судьбу многих, может получиться то, что наш Хейфец назвал отбором глупых. Непонятное легкомысленно отбрасывается. Разумеется, большинством голосов. Теперь это всё — вредные идеи, вейсманизм-морганизм и кибернетика. <...>  А когда нас набирается достаточно, мы можем из своей среды назначить нового Бетховена — взамен того, непонятного и надоевшего». (5)

     Зло обычно пышно расцветает на почве глупости. Особенно если вокруг царит полное равнодушие.

     Писатель поднимает  вопрос пассивности людей, их равнодушия к проблемам добра и зла.

     Об этом размышляют герои, глядя на картину, изображающую святого Себастьяна. Вывод, к которому они приходят, неутешителен: людям абсолютно безразлично чужое страдание, а сочувствие рождается только тогда, когда страдание коснётся их самих. Может быть, поэтому у поднявшихся на борьбу со злом бывает так мало сторонников. Не замечать, отвернуться, затаиться и переждать — вот позиция подавляющего большинства.

     «Как открыл Фёдор Иванович ещё в свои студенческие годы, добро — это страдание». (6)  А принять на себя страдание — удел немногих, которые чаще всего и не задумываются о том, что совершают благородные поступки, подвиги.

      « Белые одежды! Он никогда их не видел на себе... - пишет В.Д.Дудинцев о главном герое романа. - «Сии, облечённые в белые одежды», - они приходят от великой скорби. А когда страдаешь — тут не до анализа своих качеств. Страдающего не тянет к зеркалу. И поэтому Фёдора Ивановича осаждали воспоминания, несущие с собой боль. Он видел Ивана Ильича, отхлёбывающего из своей бутылочки, или Свешникова, с окровавленным лицом продирающегося сквозь кусты ежевики. Но никогда он не видел около этих людей себя! Свою кровь на лице он не видел, хоть и ломился сквозь ежевику вместе со Свешниковым». (7)


     Годы борьбы и лишений понадобились для того, чтобы подлинно научная мысль одержала победу над домыслами и предрассудками. Роман заканчивается тем, что зло в лице академика Рядно повержено. Но писатель не приукрашивает действительности: зло разоблачено, но не наказано по заслугам. Академик Рядно до самой смерти работал в научно-исследовательском институте и был похоронен со всеми почестями. Генерал Ассикритов отправлен в отставку, но пенсия-то ему назначена генеральская. А Ивана Ильича Стригалёва, академика Посошкова, полковника Свешникова, юную Женю Бабич уже не вернуть...

     В  безжалостное, трагическое время пришлось жить героям романа «Белые одежды». Талантливые учёные тогда были неизвестными и даже гонимыми, а бездарные, жаждущие власти карьеристы становились во главе науки, распоряжались жизнями других людей. И трудно осуждать того, кто не смог тогда сделаться героем.

     Однако судьбу человека обуславливает не только время. Каждый делает свой собственный выбор, каждый для себя решает, быть ему «честным и битым» или же «лживым и сытым». И писатель приветствует тех, кто, как его главный герой Фёдор Иванович Дежкин, умеет понять зло, имеет мужество и волю противостоять злу и победить.
______________________________________
      
1. Откровение Святого Иоанна Богослова 7:13,14
2. В.Дудинцев «Белые одежды» М., Современник, 1989. С.289-290
3. Там же. С.195
4. Там же. С.452
5. Там же. С.453
6. Там же. С.576
7. Там же. С.576-577

     апрель 2004