О науке..

Валерий Попов 3
Учёными принято считать людей официально имеющих учёную степень  кандидата или доктора каких либо наук, что далеко не всегда соответствует действительности.  Уже давно не секрет, что всё продаётся и покупается, стало модным всем чиновникам и их свите иметь учёное звание, появились даже академии, где можно за деньги стать почётным академиком и это нормально воспринимается, только вот непонятно, для чего всё это? Ведь учёный в первую очередь должен иметь труды, заслуги, быть известным в своей области, только тогда звание что-то значит.
В своё время я учился в аспирантуре, была тема диссертации и была возможность защитится, но так уж сложилось, что надо было выживать и не хватило энергии завершить работу.  Мне повезло, я учился на машфаке Тульского политеха по
новой специальности «Электрофизические и электрохимические методы обработки»
на кафедре профессора Седыкина. У него была своя научная школа, регулярно проводились семинары, приезжали с докладами учёные со всей страны. Это было интересное время, я видел, как внедряются достижения науки в производство, каким образом появляются настоящие кандидаты и доктора наук.
Последнее время появилось много публикаций на тему плагиата, когда на всех уровнях государства обнаружились практически списанные диссертации и это не удивительно, такое наше общество, мы списываем на уроках, на экзаменах, чем 
же отличаются диссеры? Если честно признаться, мне не очень понятно, как можно написать диссертацию по истории, философии, экономике,не заимствуя других разработок, но что касается техники, то здесь всё предельно ясно, изобретение или новую разработку просто так не украдёшь и словоблудием не отделаешься.
В аспирантуру к Седыкину попасть в то время было не просто, много было блатных соискателей и желающих толковых ребят , которых брали работать пару лет на дядю, а уж потом, если повезёт,  немного на себя. Нужно было делать чёрную экспериментальную работу для очередного блатного, не выступать, терпеть, ждать своей очереди, когда тебе разрешат делать свою работу. Многие мои сокурсники прошли этот путь и успешно защитились, мне же такая рабская  система была неприемлема. Нужно было искать место в жизни, достойную работу, жильё, так я  попал в ИФВЭ – институт физики высоких энергий. Красивый молодой город науки, построенный в лесу вместе с первым крупнейшим ускорителем, прекрасные условия для работы. Так случилось, что меня взял на работу В.А. Тепляков в отдел линейных ускорителей, это направление было востребовано и нужны были специалисты.  Мы должны были разработать малогабаритный линейный ускоритель на основе открытия Теплякова, создать экспериментальную базу. Я с благодарностью вспоминаю то время, наш коллектив был заряжен на творчество и многое нам удалось сделать. Впоследствии открытие Теплякова – ускоритель с ВЧК-фокусировкой был признан лучшим во всём мире и  начальные части линейных   ускорителей  теперь везде имеют ВЧК-фокусировку. Уже работая в Германии, я участвовал в разработке линейного ВЧК ускорителя для американского института
и мои коллеги были немного удивлены, когда узнали, что я работал вместе с В.А.Тепляковым над созданием экспериментальных линейных ускорителей.  Один американец даже начал писать историю этих ускорителей, ведь это было революционное открытие, и просил дать комментарии о Теплякове. В. А. Тепляков был настоящим учёным, под его руководством и непосредственном участии был создан первый в мире линейный ускоритель с ВЧК-фокусировкой УРАЛ-30 на энергию 30 млн. электроновольт. Работы по этой тематике были удостоены Ленинской премии, Премии американской ускорительной школы и Ускорительной премии Европейского физического общества.
В проекте КАТРИН в исследовательском центре в Карлсруе работает много учёных,
в том числе и много молодых, защитивших диссертацию недавно. Здесь более 20 институтов по разным направлениям науки и техники. Чем же здесь  отличается подготовка научных кадров?
Следует отметить, что в работе над проектом КАТРИН участвуют специалисты самых разных направлений, но основное это, конечно, физика . Физика правит бал и физики в почёте, но есть ещё и люди, работающие с радиоактивным тритием, до мелочей знающие все тонкости и задающие тон в работе. Подготовка эксперимента требует изучения широкого спектра и физических и технических вопросов, поэтому для молодых ребят всегда есть задачи, которые могут стать диссертацией. Они приходят и работают на эксперимент и на себя, подходит время – защищаются и продолжают работать.  Просто и без всякого блата. Конечно, не все попадают сюда, а скорее всего лучшие, но было бы желание!  На первый взгляд, как то
всё уж очень просто,  нет у них деления на кандидатов, докторов, есть просто доктор, который может стать профессором, выиграв конкурс, но наука от этого не страдает, а выигрывает, поскольку ценится действительно учёный, а не диплом учёного, звание профессора без задела в науке вряд ли можно получить. Мне довелось вместе работать в проекте КАТРИН с одним криогенщиком, впоследствии ставшим профессором. Ему где-то лет 40 или немногим больше, он тоже работал в ЦЕРНе  в проекте коллайдера, защитился и участвовал в проекте КАТРИН основным экспертом по криогенике. В университете периодически проходят конкурсы на замешение вакантных должностей и вот, однажды, он стал профессором по совокупности всех работ в его биографии. Правда, после этого он ушёл из проекта, полностью переключившись на работу в университете,ведь с молодёжью общаться намного интереснее.  Наш проект КАТРИН ведёт тоже относительно молодой  профессор, физик по специальности, очень приятный в общении человек. Здесь, в исследовательском центре, работают в основном молодые учёные, многие приезжают по контракту из других стран, есть и из России. Они ведут свою научную тему,имеют все условия для плодотворной работы и хорошую зарплату.Не так давно я познакомился с двумя ребятами из России, они защитились в Москве
в институте стали и сплавов и получили контракты в центре в институте материаловедения. Мы вместе жили в гостинице и немного общались, мне было интересно, чем они занимаются. Оказалось, они ведущие, каждый по своему направлению, не прерывают контактов с Россией, часто участвуют в семинарах.
У одного заканчивался контракт, он решил уехать в научный центр в Мадрид и специализироваться с уклоном в экономику, хотя ему предлагали продлиться на более хороших условиях.  Вот так, молодым везде у нас дорога, молодых и умных везде у нас  берут.. Следует отметить, что очень важно для становления учёного хорошее базовое образование, знание языков, стремление к познанию. Сегодня в мире нет границ для науки, дерзай, твори! Дух захватывает, когда видишь перспективы создания первой в мире управляемой термоядерной станции (ИТЕР) во Франции или, когда знакомишься с достижениями современной астрологии,  физики или генной инженерии. Человечество стоит на пороге величайших открытий и мы, возможно, станем  свидетелями многих..