Житейские истории. Лошадь

Владлен Шинкарев
Лошадь-  животное довольно любопытное. Очень уж у неё ум совершенен, как бы сказать, чисто человеческий.
 Никакого, знаете, сходства с животным миром.
 Если лошадь привязалась к человеку или к какому-то месту, её и кнутом не отвяжешь. Я это испытал на своих ногах, а они- то у меня не казённые.  Уже второй месяц, как я на практике в колхозе, и лишь сейчас мне выделили лошадку и бедарку. Ноги отбил,  как -никак пять тысяч гектаров одной только пашни в бригаде, а сколько виноградников да садов,  везде нужен глаз да глаз. И некому подсказать.
 Перед моим приездом уволился агроном бригады, перебрался в райцентр с семьёй. Пятнадцать лет отмахал  в   этой бригаде добросовестно и аккуратно.  Спроси его, что было посеяно на таком –то поле десять лет тому назад, без запинки ответит.
А здесь случилась беда: то ли  лошадь подвела, то ли сам не досмотрел, может быть, чувства взыграли по весне. Стала его лошадка часто возить не к своему дому, а к чужому. Вот такое несчастье случилось, и кто в этом виноват – разберись,  попробуй: то ли его лошадка, то ли весна.
Запрягает лошадку конюх, а меня предупреждает:
-За лошадкой, Петрович, нужен уход, как за женщиной, она, лошадка, твои ноги, глаза и уши. Да смотри, не гоняй её сильно. На поле , вдали от бригады снимай уздечку, пусть пасётся свободно все дни недели , кроме пятницы. В пятницу привязывай в лесополосе…
-Почему? - закономерен мой вопрос. А конюх:
-Много будешь знать, быстро состаришься!
 Езжу одну неделю, езжу вторую- без проблем.  В начале третьей недели мне конюх и подсказывает:
- Студент, все дни недели, кроме пятницы, можешь лошадку от своей калитки отправлять на конюшню без присмотра. Она дорогу хорошо знает, сама в любую погоду дорогу найдёт, не переживай. И снова:
-Только вот в пятницу - приводи на конюшню сам .
Я смотрю на конюха с удивлением, а спросить стесняюсь, в чем  дело? Сдалась ему эта пятница!
 Прошёл  ещё месяц моей практики, наступил май.  Кругом, куда не поедешь, цветут сады, трава по пояс, я и потерял бдительность, а может и дни перепутал.
Приехал на самое отдаленное поле, пятнадцать километров от села, снял уздечку и пустил лошадку пастись. Она, как обычно,  с жадностью  набросилась на травку.
Ничего не предвещало необычного в её поведении.
 После обследования двух смежных полей пшеницы прихожу к месту, где паслась лошадка, а её и след простыл.
 Я пробежал вдоль лесополосы километра два вперёд и столько же назад, лошадку не встретил. Вот тут-то только и вспомнил наказ конюха , стал считать дни недели:  точно, сегодня пятница. Как же я забыл об этом? Стал перед собой оправдываться: столько забот свалилось тогда на неокрепшие плечи молодого специалиста.  А  страдают ноги. Когда отмахал  я пятнадцать километров до усадьбы, вспомнил русскую поговорку «От дурной головы и ногам нет покоя». Прихожу на конюшню. Спрашиваю конюха:
 -Лошадка не приходила? А конюх отвечает, глядя на часы:
 -Знаешь, где живёт заведующая сельмагом Катерина?
- Как не знать самую красивую женщину в бригаде!
-Так вот, иди к её двору, время вечернее , наверняка,  твоя лошадка там.
Я туда, вижу издалека, стоит моя лошадка около калитки Екатерины, только головой крутит.
Я подхожу ближе, глядь, она  из ведра овёс уплетает и не фыркает, меня такое зло взяло, хотел её кнутом ударить. И в это время хозяйка дома Катерина выходит на крылечко, и как-то с издевкой спрашивает:
 -Что, агроном, потерял лошадь?
И не дожидаясь ответа:
- Смотри, не потеряй голову!
Она вышла из калитки и медленно, покачивая бёдрами, отправилась в сторону магазина. Я посмотрел ей вслед и соблазнительно подумал;
- Да-а , от такой женщины и голову не грех потерять!
Надел я уздечку на лошадь и на конюшню, а самого любопытство распирает, как  подробней узнать, почему  лошадка ведёт себя так загадочно и странно? Поразмыслил, уж не связано ли это с отъездом бывшего агронома?
 За ужином я и спрашиваю у своей хозяйки, знатной звеньевой и известной своей осведомленностью обо всех в бригаде:
 - Что у вас здесь в бригаде случилось, что в разгар весенних работ  бригада осталась без агронома?
И здесь моя хозяйка и поведала печальную историю лошади.
 Наш сельмаг был долго закрыт. И наконец, прислали из райцентра новую  заведующую.  Как она согласилась ехать в такую глушь? Красавица, глаз не оторвать. Не иначе, в любовную историю вляпалась, разведенка, с маленьким ребенком на руках. Правда, дом ей сразу дали. В день открытия магазина людей собралось  больше, чем мух у дверей.  Всех женщин  интересовал один житейский вопрос: « Какая опасность их подстерегает?» Когда женщины увидели Катерину, у них на лоб глаза полезли и в срочном порядке приняли экстренные меры. Стали в магазин сами ходить, даже за сигаретами, пивом и  водкой.
Ещё задолго до приезда в нашу бригаду Екатерины, у нас было заведено: осенью, во время уборки винограда, Гришка, местный сторож, варил чачу.  Все специалисты  в конце недели, в пятницу,  съезжались на дегустацию. Это чтоб  отдохнуть подальше от жён - стрессы снять… Так наклюкаются порой, что и не помнят, как садятся в бедарки и как до дома добираются.
А у лошадки агронома особое серебристое ржанье, далеко слышно. Жена агронома Анна только услышит, отворяет ворота, лошадка прямо к крылечку и подвозит агронома. Сыновья и высаживают отца с бедарки, ещё не успеют они его в дом затащить, а лошадка развёрнётся и на конюшню рысцой. И так всю осень. Кипит работа, как на хлебной ниве, так и на поле зеленого  змия. Наш-то Григорий за короткий срок успевает заготовить чачи на всю зиму. А по весне только сельмаг и выручает.  Бывшая заведующая сельмагом не жалела ни сил, ни средств на приобретение спиртного. Сколько не боролось правление колхоза с этим пагубным явлением в рабочее время , но райпотребсоюз ноль внимания на все требования. Наконец, по весне, в прошлом году кормилицу всех местных мужиков сняли с работы. Не подумай, не за нарушение правил торговли, а за растрату средств пайщиков. На её место прислали новую заведующую, сам видел, какой красоты. Теперь, если раньше голова болела у мужиков, то сейчас она болит у всех замужних баб.  В первую же пятницу сунулся наш бывший агроном Михаил Иванович за водкой в магазин, а новая продавщица и говорит:
- Не велено продавать в рабочее время.
И показывает пальцем на  строгий распорядок продажи алкогольных напитков,  причём с ограничением: в одни руки - по одной бутылке. А что тыкать-то, если сам агроном вместе с правлением эти правила утверждали…
 Но наш Михаил Иванович не  лыком шитый, знает, как обходить даже им принятые правила!
 Стал он водочку возить из дома Екатерины, причём ящиками, усугубляя и так дефицит этого товара.
 Погрузит водочку в бедарку и на виноградник, а мужики ему комплимент виде анекдота сипят.
 Буквально через пару таких ходок лошадь, умнейшая животина, и стала возить агронома не домой, а к разлюбезнейшей Екатерине. А Катерина, хотя и молодая женщина, знает, когда надо открывать ворота, чтобы не спугнуть лошадь.
 Лошадь, как и прежде успешно находит дорогу на конюшню, а вот  дом Анны стала забывать. И тогда жена агронома и подалась  во всесильный партком колхоза.
На заседании парткома секретарь партийной организации, согласно морального кодекса советского человека, потребовал это баловство прекратить и заменить совсем испорченную лошадь на морально устойчивую..
 Так и сделали!
 Агроном избежал партийного взыскания, а новая лошадь, не подозревая о моральном кодексе, как ни в чём не бывало, продолжала по пятницам пьяного агронома возить ко двору Екатерины. Здесь вся бригада стала на защиту Анны. Это и понятно, интересы ячейки общества превыше всего…  Конюха вызвали на правление колхоза с объяснением: как такое могло случиться. Тот повинился.
Мол,  по своему недосмотру  в пьяном состоянии выделил агроному лошадку, на которой Екатерина несколько раз ездила за товаром в райцентр.
Вот что значит сила привычки, с ней просто невозможно бороться! Но только после этого случая агроном  поменял место жительства. Как хорошо, что в современной деревне специалисты не желают связываться с лошадью!