Как правильно произвести деловой фильм 3

Борис Васильев 2
Начало см. на  http://www.proza.ru/2014/05/27/1965

• Мидеакаталог изделий (количество, где будут демонстрироваться, необходимо ли присутствие моделей или актеров).
• Компьютерная графика (отметить необходимое):
– логотип компании (статический, динамический, трехмерный), титры, субтитры;
– карты (мира, России, Москвы) со схемой системы поставок, международных связей;
– разрезы изделий, показывающие их конструкцию, принцип работы;
– схемы конкретных производственных технологических процессов;
– примеры уникальных технологий;
– фантастические элементы продукции, подчеркивающие ее качество, надежность, эффективность.
• Надо ли выпускать иноязычные, сокращенную выставочную и другие версии.
• Есть ли необходимость в использовании фото-, видео¬архива.
• Планируемый срок создания фильма (к выставке, юбилею и др.).
• Требования по голосу диктора, музыке, стилю, шумам
и т.д.

                Начало переговоров

Вопросы к исполнителю:

Неправильный — сколько стоит ваш фильм (для нас)? Каков вопрос— таков ответ (любой ответ будет неправильным).

Правильный (но бессмысленный, поскольку большинство ответов будут похожи и расплывчаты) — какова минимальная стоимость, за которую вы беретесь сделать фильм?

Наилучший — какой фильм, решающий (в какой-то степени) наши проблемы, за наш бюджет Х вы бы порекомендовали делать нашей компании в нашей маркетинговой ситуации?
Ответ — представляется сценарный план фильма с вариантом использования бюджета на оптимальное, по мнению маркетологов, сочетание сценарных, литературных, режиссерских, съемочных, компьютерно-графических, монтажных работ, работы диктора, музыкального редактора, продюсера и т.д.

                Требования к исполнителю

Неправильное — я хочу поговорить с режиссером. (О чем и зачем говорить с режиссером на этой стадии? Вы-то уже поняли, что все начинается с концепции и с целевой аудитории.)
Правильное — потребовать гарантии продюсера на успешное решение задач, поставленных в ТЗ, средствами, раскрытыми в сценарном плане.

                Реальное положение вещей

Вы можете столкнуться с фактом, когда продюсер и сценарист или сценарист и режиссер в компании–исполнителе — одни и те же лица. Это не страшно.
Важно обеим сторонам всегда отделять в переговорах две части — коммерческую и творческую. (Помните, как у Пушкина в «Египетских ночах» был поражен герой, обнаружив в талантливом итальянском импровизаторе–поэте расчетливость и даже жадность антрепренера?).

Решив вопрос с бюджетом, постарайтесь повернуться спинами друг к другу— как плательщик и продюсер, и обратиться друг к другу лицами — как заказчик и автор.
Во время производства фильма вам часто придется участвовать в обсуждении творческих решений. К вашему мнению будут прислушиваться, но обычно поступят по-своему, следуя внутренней логике команды авторов, основываясь на теории, технологии и опыте производства. Крайне желательно сохранить теплый климат в этих отношениях, чреватых мелкими, но многими источниками конфликтов.

                А вот и Смета

Сколько чаще всего стоят хорошие фильмы?
В смете, расписанной для скрупулезного бухгалтера, может быть 50–150 позиций. Но обычно вам сообщают, что фильм на основе видеоматериала, отснятого за одну смену (7–9 ч, 2–5 видеокассет продолжительностью по 32 мин., 1–2 места съемки, минимум компьютерной графики — логотип, титры, субтитры) стоит 3000–5000 долл. Цена съемок в течение каждого следующего дня — 800–1500 долл.

Что входит в эти маленькие, но приличные деньги?
• Работа людей (состав команды мы перечисляли).
• Оборудование (камера, свет, микрофоны, линейная и цифровая монтажные, станция компьютерной графики, студия звукозаписи, дополнительное оборудование).
• Видео- и аудиоархивы (их перезапись и права на использование).
• Видеокассеты (если исходные материалы не передаются заказчику, то износ видеокассет).
• Транспорт и связь (в пределах города).
• Прочие расходы.
• Общехозяйственные расходы.
• Прибыль.
• Налоги.

Что не входит:
• компьютерная графика по отдельному сценарию (100–1500 долл. за эпизод продолжительностью 4–8 сек.). Стоимость зависит от того, плоская или объемная графика, статичная или динамичная, от числа и степени проработанности объектов и фона, от скорости и способов движения объектов в кадре и т.д.;
• кастинг актеров и оплата их работы;
• иноязычные версии;
• сокращенная версия для выставок; вещательная версия для ТВ (любая переделка влечет за собой значительные расходы);
• транспорт, проживание и питание съемочных групп за пределами города;
• тираж видеоносителей (кассеты, CD-Rom, DVD).

                Проблемы с людьми в кадре

«Эсть человэк, эсть проблема».
            И. Сталин, топ-менеджер СССР, заказчик многих деловых и очень деловых фильмов.

Если у вас в фильме снимаются много людей, особенно взаимодействующих друг с другом, проблемы, сроки и стоимость производства могут сильно возрасти.
1. Вот вы, например, выбрали на кастинге фотомодель (не за красивые глаза, а за внешность). А обратили вы внимание, как она, стоя в очереди на просмотр, пританцовывала в уголке (с наушниками плеера в ушах, или еще хуже — без наушников)?
Следите внимательно за ее личной жизнью, ибо она может:
• в ночь перед съемками уйти в клуб и явиться на работу не в 9.00, а после обеда, причем с распухшими губами и расширенными зрачками;
• объесться шоколадом, клубникой или белковым коктейлем. В результате всё её лицо и декольте покроются высыпаниями;
• вслед за движением луны на ее лице появятся прыщи и т.д.
2. Некоторые люди могут неправильно одеться. Женщины способны отлакировать прически, одеть огромные серьги и кольца, переборщить с косметикой.
3. Трудно снимать диалог стоящих людей, сильно различающихся ростом.
4. Если разговаривают (действуют) более двух человек одновременно, один из них по закону подлости обязательно «выбьется» из видео-ряда (повернется, взглянет, сделает ненужный жест, или шагнет в сторону).
5. Нужно приготовиться объяснить генеральному директору, что во время интервью он не директор, а актер, играющий роль директора, и поэтому, хотя он и плательщик, ему следует подчиняться и режиссеру, и оператору.
6. Спецодежда для рабочих может оказаться на два размера больше габаритов тела самой квалифицированной и симпатичной девушки–автомеханика, а любимый фикус на столе главного бухгалтера не позволит хорошо выставить свет в кабинете.
7. Рабочие в цехах могут разбегаться при виде камеры, потому что их забыли предупредить (или потому, что предупредили в безапеляционном, приказном порядке!).
8. Все люди имеют права на свое изображение, и лучше письменно согласовать их участие в фильме.

(Продолжение см. в следующей статье "Эпизоды из жизни продюсера «делового видео»")