Веданга - 6 предметов и 3 уровня получения знания

Дмитрий Надеин
Веданга - 6 предметов и 3 уровня получения знания
Издание второе, выверенное и дополненное.

"Из всех бесчисленных живых существ наилучшими считаются одушевлённые, среди одушевлённых – разумные, а среди разумных – люди. Знай же, что самые лучшие люди – это брахманы, лучшие брахманы – те, кто знает Веды, а среди них – признающие, между признающими – исполняющие, а между исполняющими – познающие Абсолют.
Само рождение брахмана – вечное воплощение дхармы, ибо он рождён для дхармы и предназначен для отождествления с Абсолютной Истиной.
Ведь брахман, рождаясь для охранения сокровищницы дхармы, занимает высшее место на земле как владыка всех существ.
Всё, что существует в этом мире – это собственность брахмана; вследствие превосходства рождения именно брахман имеет право на всё это.
Знай же, что брахман ест только своё, носит – своё и раздаёт – своё, ведь все остальные люди существуют лишь по милости брахмана"
Законы Ману, глава 1, стихи 96-101

В этой статье мы будем рассматривать три уровня интеллектуального развития человека. Любой человек рождается в невежестве – это факт! Поэтому хотя бы первый уровень должен пройти каждый. А дальше – уж как получится.
Чтобы было ясно, приведём очень понятную аналогию: 1-й уровень соответствует школе, 2-й уровень – это институт, а 3-й – это уже Академия наук. Итак, по уровню образования можно разделить людей:
· на тех, кто только закончил школу (колледж, лицей и т.д.),
· тех, кто получил высшее образование
· и тех, кто имеет учёную степень и двигает науку.

Существует шестиступенчатая система изучения санскрита и всей Ведической мудрости. От самого примитивного уровня до самого высокого. Она называется шад-веданга. Веда переводится как "знание", шат – "шесть", анга – "ступень" или "этап".
То есть человека обучают _постепенно_. Сразу всё на него не вываливают. Есть люди не слишком разумные, и им нет смысла изучать сложные науки, либо у человека может быть мало времени и много забот.
Поскольку санскрит - это очень практический язык, то почти сразу уже можно участвовать в церемониях (йагйах) [Подробнее о йагйах в нашей следующей (и основной) статье "Вы всегда участвуете в религиозных церемониях"
http://www.proza.ru/2014/10/13/1604].
То есть, мы не ждём пока человек станет великим учёным. Чуть-чуть чем-то овладел – уже участвуешь в общественных делах. Сначала в качестве массовки. На среднем уровне – уже как организатор. А на самом высшем этапе – сам становишься учителем. Это не значит, что мы чем-то пренебрегаем, просто обучение постепенное. Как в школе: сначала арифметика идёт, потом геометрия и алгебра в старших классах. А в вузе (если мозги есть) можно уже поизучать сложную высшую математику.

Итак, всего есть три уровня и на каждом добавляется по две новых дисциплины.
На самом начальном уровне изучается Шикша (фонетика) и Чханда (ритмика). Процесс устный, учитель говорит слоги, ученики повторяют. Когда они уже хорошо с этим справляются, учатся слова. Также устно. Далее уже предложения, затем шлоки (стихи), и в конце уже главы. И ученик по завершению этого уровня должен _чётко_ и _наизусть_ процитировать, к примеру, 2-ю Главу Бхагавад-гиты (72 стиха) или 1-ю Главу Вишну-пураны (32 стиха). Причём синхронно с учителем или группой своих соклассников. То есть, как хор получается. Все звуки должны проговариваться (за это отвечает шикша), размеры шлок соблюдаться (за это отвечает чханда), дыхание должно быть ровным (за это отвечает пранайама), а память идеальной (за это отвечает смарана). Поэтому детей обучают с 5-6 лет, иначе ничего не успеют.
Длится это обучение примерно 10 лет. По окончании этого уровня подросток уже может участвовать в йагйах наравне со взрослыми. Но пока ещё не может их проводить.

На втором (среднем) уровне добавляются Нирукти (дословная (внешняя) и внутренняя семантика) и Калпа (применение в искусстве и церемониях). Здесь уже делается упор на организацию процесса и общую грамотность. То есть ученикам говорят, что вы не должны повторять как попугаи всё, что скажет вам учитель, а вам нужно понимать то, что вы произносите. И ученикам объясняют значение слов, а также учат читать и запоминать большие тексты.
Этот этап длится также 10 лет, с тем расчётом, чтобы 25-летний молодой человек был полностью подготовлен к жизни и смог успешно создать семью и обеспечивать её. А не сидеть на шеях родителей и тусоваться с утра до вечера. Причём девочек обычно здесь уже не ждут, поскольку им надо выйти замуж в молодом возрасте. Но если ученица очень разумна и её не сильно привлекает семейная жизнь, то для неё могут сделать исключение. Однако будущая брахмани должна хорошо понимать, что скидку на якобы слабый пол ей никто делать не собирается и никаких поблажек никому не будет!
В Ведах очень большое внимание уделяется церемониям (йагйам), и по окончанию второго этапа обучения человек должен уметь сделать йагйу в своём доме или дворе, и его также учат разным _практическим_ вещам (например как надо воспитывать детей), которые могут пригодиться в реальной жизни.
В частности о воспитании сыновей в Ведической традиции можно узнать здесь: http://www.proza.ru/2014/06/01/1601
По окончании второго этапа подавляющая часть учеников женится, работает, ходит друг другу в гости, растит детей и помогает (в т.ч. финансово) брахманам в организации йагий.

До третьего уровня доходят только безнадёжные "ботаники", которых процесс обучения привлекает больше чем семья, зарабатывание денег и все прочие временные мирские заботы. Именно из них вырастают будущие учителя, философы, писатели, учёные и духовные авторитеты.
На этом этапе добавляются Джйотиша (наука) и Вйакарана (грамматика). Грамматика нужна для того, чтоб человек умел не только читать, но и записывать свои мысли и доходчиво объяснять, так же как и ему, в своё время, объясняли его учителя. Также обычно изучается Нйайа (логика), Сиддханта (философия) и прочие сопутствующие предметы.

На этом уровне уже всё по взрослому! Во-первых, процесс обучения длится до конца жизни. Во-вторых, чела (ученик) должен перелопатить горы текстов как сакральных (шрути), так и написанных предыдущими учителями за много веков (смрити). Эти тексты он должен досконально разобрать и выделить там основные мысли. Теперь он уже должен соображать, что он делает, а не просто "быть как все". В-третьих, ему нужно выбрать одну из шести основных философских традиций (шад-даршанам), поскольку нельзя объять необъятное, и прокомментировать в рамках этой традиции основные тексты. В-четвёртых, такой ученик уже не может рассчитывать на снисхождение ни от своего учителя, ни от оппонентов - все его ошибки и неточности будут сразу же ему предъявлены безо всяких сантиментов. "Взялся за гуж", как говорится...

Таких людей даже в идеальном обществе совсем немного, и они пользуются огромным уважением у простых людей и среднего класса за их мудрость, опыт, скромность, внутреннюю и внешнюю чистоту и пр. Это настоящие брахманы, а не просто двиджа-бандху, то есть те, кто лишь родился в семье брахмана, но не прошёл соответствующее обучение и не приобрёл должных качеств. Бхагавад-гита описывает 9 качеств для брахмана, а именно: шама (спокойствие, умиротворённость), дама (самоконтроль, самообладание), тапа (аскетизм), шуча (внешняя и внутренняя чистота), кшанта (терпение), арджава (честность), гйана (теоретическое знание, полученное от учителя и из авторитетных источников), вигйана (реализованное знание, опыт, мудрость) и астикйа (принятие Вед как авторитетного источника знаний). В Ману-самхите также подробно рассказывается о том как они должны себя вести.
Если вкратце, то истинный брахман должен изучать Веды сам (это называется "адхйайана") и обучать этому знанию других людей ("адхйапана"), а также организовывать и проводить различные церемонии для блага всех живых существ ("йаджана"). Поскольку ему нужно много времени тратить на эти дела, то он не может работать как все нормальные люди, и должен жить на пожертвования (это называется "пратиграха"). Но жить брахман обязан скромно, и не накапливать больших богатств, его богатство – это знания. Всё лишнее, что ему не нужно в его миссии и для поддержания жизни, брахману следует раздавать людям на йагйах (такое регулярное действие называется "дана").
Эти пять видов деятельности (панча-дхарма) предписывают брахману Законы Ману, Пураны, Упанишады и другие источники.