Каков Балда?! читая Пушкина

Григорий Рейнгольд
Каков Балда?!
(Читая Пушкина)

Время идёт быстро, хотя и незаметно, и вот уже мои внуки подросли и приобщаются к богатствам мировой литературы, отечественной и зарубежной, пока в основном к сказкам. Пока ещё слушают, что им читают вслух, но уже скоро и сами уразумеют грамоту. А пока только слушают... И мы, взрослые, вместе с детьми уже в который раз возвращаемся к книгам знакомым с детства, книгам на которых и сами выросли.
Вот я как-то раз перед сном Ване читаю книжку, на этот раз попались сказки А.С. Пушкина. Вот прочли «Сказку о царе Салтане», я, начал было, следующую сказку читать, о золотом петушке, но времени уже много, Ваня засыпать начал. Когда он заснул, я всё-таки сказку сам уже дочитал. Думаю, ребёнку ещё рановато. Он непременно спросит, кто такой «скопец», и ответить четырёхлетнему малышу будет не так просто. Это надо целую лекцию прочесть...  Или лучше как-нибудь отговориться и увести разговор в сторону. Но это мелочь. И царь, главный герой, в противовес предыдущему царю (Салтану), глупому, но доброму, простившему своих смертельных врагов, совсем не вызывает сочувствия. Потерял двух сыновей, и тут же забыл о своём горе, увлёкшись молодой девицей...
Тут я за следующую сказку взялся, о попе и работнике его Балде. Сказка, знакомая с детства, с детства запомнившаяся почти наизусть. Но в этот раз она вызвала у меня совсем иные чувства и мысли, которыми и хочу с вами поделиться, уважаемые читатели.
Я рос в советское время, во время, когда нам с юных лет было авторитетно сказано, что Бога нет. И, как и положено нормальным детям, мы это восприняли, как истину. Эту истину  мы слушали постоянно в детском саду, школе и даже дома. А раз бога нет, то отсюда автоматически следует, что все священнослужители не что иное, как жулики, тунеядцы, проходимцы, прислужники эксплуататоров трудового народа, и сами эксплуататоры народа, которые только и думают, как бы за счёт этого народа поживиться. Пожалуй тогда слово «поп» и приобрело негативный, оскорбительный оттенок, и было окончательно выведено из официального употребления. И сейчас его почти не услышишь. Говорят «батюшка», что является переводом на русский язык.
И пушкинская сказка тут была очень хорошим подспорьем, подспорьем в деле атеистического воспитания молодёжи. Как повезло коммунистическим идеологам, обнаружить в числе наследия великого русского поэта, Первого среди русских поэтов, такое произведение! Эта сказка была написана Пушкиным в Болдино в 1831 году, и ей было суждено навсегда остаться неопубликованной по понятным причинам. Вроде бы написана она была под впечатлением от одной из народных сказок, рассказанных Ариной Родионовной.  Была такая традиция в устных сказках, смеяться над барами и попами, которых в реальной жизни побаивались, а значит и уважали. Уже после смерти поэта, его друг и тоже поэт Василий Жуковский опубликовал эту сказку, заменив попа на купца Кузьму-остолопа.
Но я отвлёкся от существа дела. Давайте, разберёмся в сути сказки и её главных героях. Как казалось мне раньше, тут всё просто: до крайности глупый и жадный поп, и умный и добрый Балда, праведник, мудрый и святой. Сейчас мне это представилось несколько в ином свете. Поп, каким был, таким и остался, его даже немного жалко, как было бы жалко дурачка от рождения. А он и есть дурачок-олигофрен по сказке. Но, каков Балда! Да, он совершенный бессребреник. Но бескорыстный ли он бессребреник? Он готов пойти на целый год в рабство к попу (работая лишь за еду), чтобы потом получить право избить своего господина до полусмерти и получить от этого избиения удовольствие! И эту жестокость вряд ли удастся скрыть от ребёнка, дети гораздо умнее, чем принято думать. В детстве жестокость Балды ассоциировалась с неизбежной жестокостью народа по отношению к помещикам и буржуям во время революции, и казалась оправданной.
Но дело не только в жестокости. Чему ещё учит нас этот герой. Он нас учит жульничеству. Это «надувательство, как точная наука» в чистом виде. Попробую пояснить. Поп отправил Балду собирать оброк с чертей. Неважно, что это против всякого здравого смысла. Поп, выражаясь современным языком, «крышует» нечистую силу, имея свою долю с их делишек? Скорей всего, он просто обманул Балду, а черти ему ничего не были должны, тем более, что никаких документов у него нет.
Это так же нелепо, как если бы прокурор получал деньги с бандитов.
Балда мог никуда и не идти, не получив свидетельств долга. Но он, прикинувшись дурачком, пошёл. И ему удалось, опять же выражаясь современным жаргоном, «взять на понт» чертей, «наехать» на них. У Пушкина черти, как и сам поп, ярко выраженные олигофрены, почти идиоты. Но идиотизм, как следует из русской литературы, не исключает таких черт, как добродушность, честность и прочее. Ей богу, дурачок-чертёнок, вызывает у меня сочувствие. Добрая и наивная душа, если это слово подходит для чёрта, в чём я не уверен. Он пытается устроить честное спортивное соревнование с Балдой, не видя, что имеет дело с прожжённым мошенником. Если бы у него работала хотя бы одна извилина... Но не работает! И тут на ум приходит сравнение. Нечто похожее в «Золотом ключике». Глупый, но добрый Буратино с одной стороны, и умные мошенники лиса Алиса и кот Базилио с другой стороны. И нам искренни жаль обманутого дурачка-Буратино. И точно такую же жалость вызвал у меня дурачок-чертёнок, потерпевший поражение в нечестном, неблагородном, я бы сказал, подлом, поединке с жуликом-Балдой.
Я не вчера родился, и, прожив на этом свете более полувека, знаю, что в жизни не всё так просто. Что порой для того, чтобы победить Зло, приходится действовать не самым благородным образом. С волками жить – по-волчьи выть. И путём несложных рассуждений можно доказать, что нечестность Балды в данном случае была оправдана Великой целью (стремлением жестоко наказать попа за его жадность и природную тупость). Но почему-то не лежит душа к таким рассуждениям. Я бы понял, если бы это была хитрость ради спасения чьей-то жизни (как во многих сказках). Тем более, что в сказочной традиции доброта часто сочетается с недалёким умом (как у того же Салтана). А тут хитрость ради того, чтобы отнять золото у одних жуликов и отдать другому.
Как-то мы забыли про попа, увлёкшись рассуждениями о Балде, человеке жестоком и бесчестном, хотя и бескорыстном. Ну не тянет Балда на положительного героя! Положительного героя тут нет.
Но не будем забывать, что Пушкин рассказал устную народную сказку. Я вовсе не хочу петь дифирамбы православному духовенству, либо любому другому, это такие же живые люди со всеми людскими недостатками.
Но я вот о чём подумал. Если бы Пушкин знал, что не пройдёт и сотни лет, и Россию опять «поднимут на дыбы». Что польются реки крови, хотя и за Великую цель. Что тысячи и тысячи православных попов будут расстреляны, пойдут в лагеря только за то, что они служители культа. Что не поздоровится попадьям, поповичам и поповнам. Что его сказку будут использовать для оправдания этих жестокостей. Может быть, он бы ещё подумал, писать ли сказку именно в таком виде? Ведь после революционных репрессий священнослужителей, мы просто не можем точно так же читать эту сказку, так, как тогда! Не имеем морального права.
 Нам говорят: «Вы что совсем чувства юмора не имеете? Тут же написано только про одного попа. Тут вовсе нет огульного обвинения всех священнослужителей!» Что на это можно сказать? Такие рассуждения можно адресовать лишь идиотам вроде героев этой сказки. Если бы  попы встречались во многих сказках, и были бы порой положительными героями, а порой и отрицательными, тогда да. Но это единственное детское произведение с попом. Первое и последнее. И поп представлен подлецом. Дети и будут всех попов считать подлецами! И, возможно, встретив батюшку на улице, крикнут: «поп – толоконный лоб!».
Ещё одна мысль. В данной сказке, хоть один из героев поп, но эта тема нигде не развивается. Нет богослужений и так далее. В определённом смысле профессия героя случайна. Не даром, Жуковский легко заменил попа на купца, и ничего не изменилось!
Давайте пофантазируем. Если заменить слово «поп» на слово «раввин», или даже на слово «жид» (ныне совсем неполиткорректное), то наверняка евреи бы возмутились, и поступили бы правильно! И я бы возмутился первый. Получилось бы произведение, разжигающее религиозную и национальную ненависть, хотя и очень остроумное и весёлое. Но в ответ возмущённые люди слышали бы: «Имейте чувство юмора, тут только один ***, а вы на свой счёт принимаете!»
Такие вот мысли. И я подумал, пусть Ваня сперва подрастёт, а эта сказка подождёт.