Поль Фридман Падение Древнего Рима Лекция 10

Юрий Шибаловский
                ЛЕКЦИЯ 10


                ФРАНКИ И ХЛОДВИГ


Рассказывая о франках, Григорий Турский особенно выделяет, как наиважнейшую черту, то что они были христианами католиками.  Они не запятнали себя арианством, как многие из завоевателей западной Империи.  Язычник Хлодвиг, по мнению Григория Турского, сразу был обращён в правильную христианскую веру.
  Григорий Турский писал в конце шестого века, несколько десятилетий позднее Прокопия.  Григорий родился в 539 г., а умер в 594 г.  В это время римляне жёстко отделяли себя от варваров, и Григорий Турский гордится своим римским происхождением. Более того, он происходил из знатного сенаторского рода, при чём Григорий использует обозначение "сенаторский", как ранг, почитаемый в Римской Империи, хотя самой Римской Империи, как таковой, уже не существует лет сто.
Он отмечает, что из восемнадцати епископов Тура, его епархии -  все, кроме пяти, были связаны с ним. Это показывает, что, сан епископа являлся  элитной римской должностью, даже в варварской период.     Епископы в некоторой степени унаследовали римские права и римские обязанности. Они являются частью правительства, и в некотором смысле находятся в оппозиции более брутальному правительству Меровингов государства франков.
 Григорий стал епископом Тура в 573 г. и пробыл епископом двадцать один год.
  Он начинает писать Книгу Историй сразу после назначения его епископом и продолжает работу над ней до 590х годов.
   Он начинает книгу первую с описания создания и заканчивает смертью св. Мартина, великого покровителя Тура.
 Далее он излагает легендарную историю династии франкских королей, потомков  Meровеха, отсюда Меровинги, название этой династии.
  Григорий много места уделяет описанию жития святых и мучеников.
 Самым любимым из них был св. Мартин.  Так  Григорий пишет: " Если вы празднуете день Св. Мартина надлежащим образом, то вам будет обеспечена защита как в этом мире, так и в следующем." Далее, Хлодвиг говорит, что  будет атаковать вестготов, потому что  не может смириться с мыслью о том, что  в Галлии господствует арианство. Хлодвиг говорит своим людям: " Сердце разрывается, глядя на то как арианство оскверняет  и глумится над Галлией.  Именем Бога пойдём и завоюем землю для Него."   
 Какой -то  солдат  отбирает сено от бедной крестьянской семьи. Это обычная практика: солдаты на марше, им нужно сено, они берут его у мирных жителей.
Но этот крестьянин проживает на земле, находящейся под покровительством св. Мартина и Тура.  Король, хотя и жестокий по натуре, издал указ, запрещающий войскам брать что-либо у населения, кроме воды и фуража.  Хотя сено  в общем, является фуражом,  король говорит: " Как мы сможем надеется на победу, если мы обидим св. Мартина?" и убивает солдата.
     Что послужило моделью для Григория Турского? Если  Прокопий берёт за образец Фукидида, то источники Григория не очень ясны, но, тем не менее, его писания очень важны, потому что о Меровингах мы знаем в основном только от него. Его описания несколько хаотичны, но точны и детализированы. 
  Вообще, если уж и говорить о модели, то, пожалуй таковой для Григория Турского можно считать Ветхий Завет, потому что он так же переполнен перемешанными в нём преступлениями, жестокостями и чудесами.
 В Библии очень чётко просматривается рука Бога, который жестоко наказывает тех, кто Его ослушался или сделал что-либо Ему не угодное. 
  Нечто подобное мы находим у Григория Турского, разве что рука Бога опосредована святыми фигурами - святыми, отшельниками, епископами.
Но ведь и в Библии имеются посредники, как Моисей, или Джошуа, который способен остановить солнце.
   Можно предположить, что Григорий допускал непрерывную связь между библейской историей и историей его времени. В прологе ко второй книге он говорит, что собирается описать святые деяния святых и каким образом целые народы были истреблены.
  Григорий выступает в двух качествах: как историк и как политический деятель.
  В жизни он проявляет себя ещё и как мужественный человек. Он отказывается выдать беглецов, укрывшихся в его соборе, по требованию королевских уполномоченных.  Он вступается за Претекстата, тоже епископа и его друга, который был обвинён королём в измене.  Он вступает в спор с королём относительно Троицы и защищает себя от обвинения, выдвинутого против него королём, в клевете на фаворитку короля Фредегунду.
 Григорий был человеком маленького роста, страдал от болезней, или, по крайней мере, он был слишком мнительным в отношении своего здоровья.
 Он верил в снадобья, изготовленные из праха и земли из могил святых.
 Григорий считает франков  разбойниками и варварами, и, вместе с тем, он считает их людьми Израиля, возродившимся народом, который Бог благословил.
  Франки утверждали, что они являлись потомками беженцев из поверженной Трои. Недостаток источников не позволяет нам ни опровергнуть это заявление, ни подтвердить его.
 Отец Константина в конце третьего века расселил их на территории нынешней Голландии и Бельгии.  Они являлись федератами, союзнической армией Римской Империи. Они честно служили империи в четвёртом веке, и многие из них даже нажили состояния на этой службе.
Достоверно не известно, является ли предполагаемый дед Хлодвига, Меровех, реальной исторической личностью.  Об отце Хлодвига нам кое-что известно, а именно, то что его звали Чилперик. Захоронение с его останками было обнаружено в семнадцатом веке.  К сожалению, основная часть из обнаруженного в захоронении, было украдено в 1831 г.   Но к счастью, до кражи были сделаны рисунки всех предметов:   мантии, расшитой цикадами,  хрустального глобуса, золотого браслета, франкского амулета, черепа его лошади, покрытого драгоценным металлом, также 100 золотых монет и 200 серебряных, перстень, на котором он изображён с длинными волосами, с надписью - Король Чилперик.
Как вы знаете, длинные волосы являлись символом власти  франкских правителей, своего рода династической харизмой. Кстати, одна из самых лучших исторических книг, посвящённых тому периоду, называется "Длинноволосые Короли", написанная английским историком.
Все эти предметы, захороненные с Чилпериком,  были в основном предположительно византийского происхождения. Можно также предположить, что это были взятки или подарки от императоров Восточной Империи, которые желали, поддерживать номинальные отношения с вождями варваров, захвативших Западную Империю.
   Хлодвиг был преемником своего отца Чилперика в качестве лидера племени федератов уже не существующей империи.  Как рассказывается в житии св. Антонина из Норика,  армия послала эмиссара в Империю для того чтобы получить причитающееся солдатам жалованье, и этот посланник, прибыв на место, узнаёт, что империи больше нет.
 Сиагрий был генералом в северной Галлии, входившей в состав Римской Империи, а поскольку Империя рухнула, то он, оставшись сам по себе, является соперником Хлодвига и первой целью его агрессии.
Григорий называет его "королём Римлян." Мы не знаем, какой на самом деле он носил титул, потому что ни документов, ни монет, способных пролить на это свет, не сохранилось.  Похоже, что Восточная Империя не очень любила Сиагрия, и поддерживала Хлодвига. Во всяком случае, он был убит в 486, и следующей целью Хлодвига  стали вестготы.
   Как я уже говорил,Хлодвиг убивает почти всех своих родственников, и к сожалению, почти общепринятая традиция у варварских вождей. Вообще говоря, традиция зачищения политической поляны прижилась крепко в тоталитарных государствах. Вспомните расправу Сталина над ленинской гвардией. Или назовите крупного политического деятеля в нынешней России, способного на равных конкурировать с президентом на выборах или, в случае чего сменить президента. Не получится. А почему? Нет талантливых политиков?  Конечно есть, но едва он начинает подавать признаки крупнокалиберного лидерства, его, словно газон, либо аккуратно выстригают, либо укатывают катком, предотвращая таким образом, перспективного конкурента.  Из этого вовсе не следует, что нынешняя Россия  является тем же самым, что и империя Сталина или королевство Хлодвига. Сейчас это страна сильно продвинулась в политическом и цивилизационном смысле, но синдром Хлодвига ещё таится в виде рудимента в политическом и общественном сознании и проявляется в более гуманной, цивилизованной форме. 
  Тем не менее, Хлодвиг является христианином и достаточно усердным. 
 Однажды он со своей дружиной ограбил церковь в Реймсе.
 Епископ просит его вернуть священную серебряную чашу, и на это Хлодвиг отвечает, что ему нужно посоветоваться с дружиной, потому что у них в обычае делить всю добычу поровну. 
Он обращается к своим людям с просьбой не считать эту чашу добычей, подлежащей разделу, и вернуть её епископу.  Один из его дружины взял топор и разрубил чашу пополам со словами. "Вот твоя доля и можешь вернуть её епископу, остальное наше и нам нет дела до епископа, потому что мы не христиане, каким являешься ты!" Хлодвиг ничего не ответил на такую дерзкую речь, но некоторое время спустя после очередного грабежа он подошёл к тому воину и со словами " Зачем тебе столько хлама ?" выбил у него что-то из рук.
 Воин наклонился чтобы поднять упавшую вещь, и тогда Хлодвиг выхватил топор и рассёк голову воина пополам со словами "Так же ты поступил со священной чашей в Суассоне!"
   Удивляет тот факт, что Хлодвиг здесь выступает не в роли монарха, а как один из равных или, по крайней мере как главарь банды и при этом выказывает фанатичную набожность. Но и в наше время наш президент ведёт себя сходным образом: во имя высочайшей справедливости он считает возможным убить человека без суда и следствия, просто как месть за 11 сентября.
 Вы понимаете о ком идёт речь, не будем лишний раз повторять имя того, кто принимал участие в организации взрыва башен близнецов.   
  Я это говорю для того, чтобы  показать, что ничего невероятного нет в этом поступке Хлодвига, как и в том, когда он убивает солдата, отнявшего сено у жителей земли, находящейся под покровительством св. Мартина.  Просто, по его мнению, эти поступки  оскверняли великую  фигуру, которая могла жестоко наказать за это. Вспомните Константина, который искренне полагал, что всем своим удачам обязан покровительству Бога, начертавшему на небесах знамения перед битвой, и чрезвычайно боялся, что Бог отвернётся от него.
  Такая набожность выглядит несколько странно, потому что, веру принимали не из стремления к нравственному образу жизни, а из самых корыстных и прагматических интересов. Церковь входила в контакт со сверх естественной силой, Богом, который  способен преодолеть физическое оружие мира.
  Григорий Турский считает Хлодвига новым Константином, потому что он таким же чудесным образом был приобщён к Богу.  Однако он показывает его объективно, изображая его коварным варваром, последовательно истребившим свою семью.
 При этом очень трогательно выглядит описание Хлодвига, горько сетующего на то что у него почти не осталось родственников. Но когда он нашёл ещё  где-то скрывающихся родственников, то он безжалостно убивает их. 
Тем не менее, в той же главе, описывающей его шутку над Клодериком, Григорий говорит нам: "  Захватив царство Зигиберта и его казну, он также получил людей его под свою власть.  В единый день Господь возложил врагов под его правление и увеличил его царство, потому что он ходил пред Ним с честным сердцем и сделал то, что было похвальным в очах Его."   Что же именно?
Хлодвиг после смерти Зигиберта призывает всех людей вместе, говорит: "Я не знаю, что случилось с сыновьями Зигиберта, но, кажется, они умерли, когда показывали сокровища моего посланника. Вот мое предложение: сделайте меня   царем вашим." И они говорят: " Хорошо. Мы согласны. Встаньте на щит, и мы поднимем и понесём вас, как и подобает римским императорам."
 Григорий описывает это в комическом свете. 
Григорий в целом понимает, что будь Хлодвиг нравственно чистой и даже интеллектуальной  личностью, он не мог бы быть эффективным правителем.
 Григорий предпочитает жестокого, грубого и решительного правителя неэффективному, потому что он понимает, что для того чтобы успешно править в варварском мире, нельзя проявлять слабость, сентиментальность и нерешительность.
  В этом Григорий сходится с Августином. Мир плохой, подлый и продажный, и поэтому откуда во власти взяться нравственным людям? И даже если они туда каким то образом попадут, то будут выглядеть белыми воронами и долго там не продержатся. Поэтому, для того чтобы пробиться и удержаться во власти, необходимо проявлять жестокость и хитрость и не признавать никаких нравственных преград.
      Григорий исходил из того убеждения, что великий проект Бога - Церковь, должна быть защищена любой  и  всякой властью, какая бы не установилась с течением времени. Как предсказывал св. Августин, Империя может рухнуть, но Церковь останется, с чем вполне был согласен и Григорий.  И как охранители Церкви, по мнению Григория, вполне подходили и варвары во главе с Хлодвигом и его сыновьями.
  Обстоятельства обращения Хлодвига нам не вполне известны, потому что Григорий предлагает нам историю, напоминающую обращение Константина.
  Перед битвой, он договаривается с Богом, что если он победит, то примет христианство. Мы даже не знаем наверняка, имеется ли в виду сражение в 494 г. или сражение с вестготами в 506 г. , хотя, конечно, сути это не меняет.
  Неприязнь Григория к арианству выражается в его рассказе, синопсис которого заключается в следующем:   Арианский епископ по имени Крайола раздражён тем обстоятельством, что католические священники повсюду являют чудеса.
 Тогда он подкупает бедняка с тем чтобы тот, притворившись слепым, подошёл к нему в церкви и умолял его вернуть ему зрение, а затем, "прозрев", кричал во все горло, что Крайола исцелил его и теперь он видит.   
Но Бог, узнав об этом, лишил бедняка зрения по настоящему,и тогда бедняк отправился к католическому  священнику и рассказал про подлое мошенничество Крайолы.  Католический епископ, выслушав его раскаяние, вернул ему зрение.
  Однако у Григория имеется и другая история, показывающая арианство с иной точки зрения.   Франки взяли в осаду испанский город Сарогосса. Но вестготы, бывшие арианами, отбили их атаки чудесным образом: "Они облачились в туники св. Винсента, расположились  вокруг города на стенах и распевали псалмы. Их женщины, одетые в чёрное, стояли с распущенными волосами, посыпали свои головы пеплом и выли.  Увидев всю эту вакханалию, Теодеберт приказал прекратить осаду и двинулся с войском прочь от города. "
Конечно, ариане были еретиками, но туники св. Винсента, важного святого и защитника Сарагоссы, являлись неоспоримым аргументом. 
 Таким образом, ортодоксальные христиане допускали связь арианства со сверх естественными силами.
  Хлодвиг формирует королевство, территория  которого в конце концов станет Францией. Название это образовалось от франков, оттеснивших вестготов в Испанию и положивших начало этому королевству.
  Церковь симпатизировала Хлодвигу, потому что он являлся католиком.
 Его обращение, состоявшееся в 500 г., произошло на девяносто лет ранее обращения  в католицизм вестготов.  Это обстоятельство сильно помогло Хлодвигу, потому что Церковь имела учёных людей, финансы и духовную власть.
 Византийский император посылает ему  титул консула, и Хлодвиг с радостью принимает его. Он считает себя представителем Византийской Империи, хотя эта  должность, в сущности, его ни к чему не обязывает.
 Во время правления Хлодвига франки становятся доминантной группой в пост-римской империи на западе.
  Хлодвиг разделил королевство в равных долях между сыновьями: Клошаром, Хильдебертом, Хлодомером и Теодорихом.  Скорее всего он имел в виду цель не допустить раздора между сыновьями. Эта надежда была наивной, ибо наследники враждовали друг с другом, как описано в Книге 3 Григория.
   Григорий описывает их жестокость даже с некоторой долей юмора.
 Например, Клошар и Теодерик приглашают к себе в гости совсем ещё юных племянников и удерживая их у себя, посылают королеве Клотильде меч и ножницы. Это означает, что она должна выбрать судьбу для мальчиков: пострижение в монахи и лишение власти навсегда или смерть.   Она выбирает последнее.  Дяди убивают племянников.
  Теодорих в свою очередь приглашает Клошара в гости и когда тот приходит, то замечает в низу портьеры ноги наёмных убийц. Он резко оборачивается и стремительно уходит, а Теодорих догоняет его и вручает ему чашу со словами  "Ты не правильно меня понял! Я всего лишь хотел подарить этот серебряный кубок?" Клошар хватает кубок и убегает. Теодорих, разозлившись из-за неудачи своего замысла, посылает своего слугу к Клошару для того чтобы забрать кубок назад со словами " Ты меня не правильно понял. Я хотел не подарить тебе этот кубок, а налить в него тебе вина."
 Несмотря на варварские манеры правителей,  общество продолжало управляться вполне грамотно при содействии довольно искусной администрации.  Чеканились золотые монеты, и, согласно письменным отчётам, собирались налоги. Короли назначали епископов.   
 Сыновей Хлодвига Григорий описывает как мужественных и воинственных правителей, которые всю свою силу тратили на войны друг с другом. Григорий также замечает, что они вполне нормальные правители для своего времени.
Хильдеберт и Теодорик идут войной на Клошара, и хотя последний является персонажем не очень нравственным, т. к. убивает двух своих юных племянников, а также изменяет жене, его мать, королева Клотильда, молится за него св. Мартину. Сильный град обрушивается на войска Хильдеберта и Теодорика, и они отступают, и победа остаётся за Клошаром.
  Что же удержало королевство от распада, несмотря на постоянную жестокую  борьбу сыновей Хлодвига между собой?  Постарайтесь догадаться, а если не получится, то я расскажу вам об этом на следующей лекции.



 [end of transcript]