Пути к истине разные, дорога-то одна

Андрей Якуп
    Недавно один из моих постоянных собеседников, человек, которого я уважаю, назвал меня «адептом пути джнаны». Не буду голословным, процитирую: «Вы - … яркий представитель адептов пути джнаны. Для меня путь бхакти - основа моего существования. Обычно такие люди редко могут между собой договориться». И всё же, попытаемся договариваться.
В переводе на русский, «путь джнаны» и путь «бхакти» - это путь знания и путь Веры. (Этой терминологией и будем дальше пользоваться как более современной и привычной.)
   Путь Веры - более древний, более тщательно разработанный, чувственный путь, берущий своё начало с момента появления животного. Путь знаний -  его продолжение, он открылся только с появлением человека. Сегодня люди идут к истине обоими путями, в большей или меньшей степени пользуясь каждым из них.
Когда я был школьником, студентом, мне, для того, чтобы разобраться в материале, изложенном на языке знаний (а это физика, химия, теория машин и механизмов, механика, электричество, сопромат), нужно было "прочувствовать" проблему. (Я тогда не знал, что это «язык Веры».) Только после этого я уже легко и свободно шёл дальше, усваивая материал на языке знаний. Язык знаний - совсем малыш по сравнению с языком Веры, он - младенец, не умеющий ни, как следует, говорить, не знающий многих слов. Приведу пример. Для меня, «адепта пути джнаны» словосочетание «раскрытие чакры» не несло никакой информации. И только недавно, когда я почувствовал, как у меня раскрылась сердечная чакра (http://www.proza.ru/2012/06/16/1052) я понял, что это значит.  Но у пути знаний есть одно преимущество перед путём Веры: он передаваемую Верой в виде "образов", в "общем виде", информацию раздробил на слова, а затем на звуки. Это позволило более подробно и более полно передавать друг другу сведения о предметах и событиях. За ним – будущее. Уже сейчас Вера вынуждена вприпрыжку догонять язык знаний, пользуясь его достижениями и приспосабливая под них свои догмы.
   Христианство.   Тупиковая, северо-восточная, ветвь Древнеегипетской  религии - Христианство, зашла в тупик, одичав в турецких гаремах и скифских степях. В то время как основное русло Веры пролегало на восток в Арию, а потом в Индокитай, ветвясь, развиваясь, принимая формы Буддизма, Конфуцианства, Даосизма, Индуизма, Джайнизма, Агни-йоги и т.д.

   Путь знаний – логика, основанная на фактах. Точнее на том, что мы принимаем как наиболее вероятное с позиции логики и фактов. Как я думаю, Вера предшествовала знаниям. Когда поток внешней информации буквально захлёстывал человека, а знаний не хватало, он «хватался за соломинку» и верил тому, что ему «знакомый мальчик рассказывал». А «знакомый мальчик» мог умышленно обмануть, мог не учесть изменившихся обстоятельств, мог просто ошибиться.

   Так давайте не будем дискутировать, какой путь более правилен – веры или знаний, а возьмём всё полезное из обоих. Выберем дорогу, по которой 60 лет назад интуитивно пошёл тогда ещё зелёный студент, Ваш покорный слуга.