Куда ушла ты, юность золотая

Валентин Спицин
Сегодня замечательный день в моей жизни. Я решил поехать в лес за зверобоем. Лет 10 не ездил, а тут мешочек с сушеной травкой стал уже таким неприлично лёгким, что поневоле пришлось. 1 июня у меня день рождения, хотел себя порадовать.

Я с детства любитель травяного чая, мне бы в Германии родиться, там во всех магазинах Kreutertee десятков сортов, а у нас вот приходится за ним ехать за тридевять земель, подальше от шума городского.

Да, впрочем, нет худа без добра, - заодно на природе прогуляешься, а по дороге ноги разомнешь, крутя педали велосипеда. Велосипедик у меня будь здоров, мне почти ровесник, я с 41-го, а он с 45-го. Марки Diamant. Трофейный, немецкой фирмы Diamant Fahrradwerke AG, основанной аж в 1885 году. Отцу моему прямо после войны пожаловали право на его покупку, тогда купить новый велосипед, да еще заграничный, было как по облигации сто тысяч выиграть. А что, так оно и было, тогда ничего ни за какие деньги купить было невозможно, на всё карточки. Или блат.

В общем, велосипед возрастом древний, но по конструкции, я считаю, много умнее нынешних. Так или иначе, сохранился вот до сих пор. Правда, от родного в нем остались только рама, педали да колёса, остальное всё русское.

А ехать нужно аж километров за 15 от города, за канал «Волга-Уводь» - наш местный аналог Северокрымского канала. Там у деревни Иванцево, вдали от дорог с их этилбензольными парами, которые рак делают только так, когда-то располагался колхоз, куда нас в бытность от школы гоняли, я тогда местечко это и присмотрел. Хорошее местечко, купочки деревьев как островки среди бесконечных полей, и между полем и островком этим столько этого зверобоя, что хоть косой коси.

А зверобой – самое главное лекарственное растение из всех нам известных! По терапевтической силе его можно сравнить только с земляникой. Но земляничный сезон длится 3-4 недели, а будучи высушенной, земляника в основном теряет свои лекарственные свойства. Зверобой же и свежий, и сушёный всегда эффективен. Можно с уверенностью сказать, что во флоре Земли нет растения, подобного по лечебной силе зверобою. Люди называют его «травой от 99 болезней». Народная мудрость гласит: «Как без муки нельзя испечь хлеб, так без зверобоя нельзя вылечить человека». Такая вот волшебная травка. А там еще и тысячелистник, и клевер и много всего иного полезного росло.

Почему «росло»? Да потому что приехал я нынче и с горечью констатировал смерть моего заветного местечка. Ничего кроме одуванчика теперь там не растет.

Я лет 10 не ездил, тогда это не так заметно было, а теперь колхоза давно уж нет, земля непаханая стоит, сначала было полезные мои травки чайные обрадовались «рыночным реформам» гайдарочубайсов, и рванули отвоевывать пространства у полей. А потом случилось нечто неожиданное, почему я и решил об этом написать: наступление вдруг захлебнулось, встретив противника в лице более примитивной и потому более неприхотливой травы – осоки и одуванчика. Не поверите, даже одного из «чайных» растений не нашел. Все островки-купочки сорняком поросли!

Сейчас если и надумают америкашки нам еду импортную заблокадить, а наши безальтернативно-незаменимые решат снова пахать заброшенные в нефте-газовом экстазе бывшие сельхозугодья, так ничего кроме конфуза не выйдет!

Землю, выведенную из оборота, восстанавливать придется веками, так, как делали наши предки, горбатившие на этой земле. Поля не сразу стали полями. Не зря первопахари пахали на «гарях»: сначала выжигали лес, и в огне этом сгорали все сорняки с их семенами, а потом уже и пахали. И то, через какое-то время сорняки брали свое, и приходилось снова выжигать уже новый участок. Гаревое земледелие, называлось. И это продолжалось до тех пор, пока сорняки генетически не ослабли, и не отступили к человеческому жилью.

Изолированные же лесопосадки, служившие для снегозадержания, и опушки лесов, соседствующие с окультуренными полями, избавленные от агрессивных «дикарей», стали постепенно обживать благородные и более уязвимые травы.

Вывести землю из сельхозоборота, дать ей одичать, просто. А вот отыграть назад – десятка жизней не хватит. Я с этим впервые столкнулся в Германии, где в саду у моих детей попытался посеять что-нибудь вкусненькое: сельдерей там, эстрагон и т.п. Ничего не получилось! Немцы не зря сажают в своих садиках только цветочки. Там на одичавшей земле развелись орды слизней размером в ладонь! И они сжирают всё подряд, кроме тех цветочков, горьких настолько, что даже слизень ими брезгует.

В общем, вернулся я ни с чем. Только ноги действительно размял. Никогда не думал, что в 70 с лишним так тяжело ехать против ветра! А как назло туда ветер дул в спину, а оттуда, соответственно, наоборот. Настрадался «как раб на галерах», по выражению обладателя заоблачного рейтинга. Раньше я бы дороги этой и вообще не заметил, а тут едешь-едешь, да на обочинке посидишь. Куда ушла ты, юность золотая…

А придется-таки еще раз туда съездить, 7 июля, на Иванов день, поскольку в это время растение находится в расцвете своих сил. Много, думаю, уже не соберу, - как раньше по целому абалаковскому рюкзаку, но интересно все же проверить описанные выше предположения.

Сельское хозяйство дело тонкое, это не Крым воссоединять. Тут никакой рейтинг не поможет. А в Вашингтоне вон «новый пакет санкций» уже сверстали и отпечатали. Ну как 70% импортной еды отберут, что делать будем? Неужто как в бытность рекомендовал доктор Геббельс, на одуванчики перейдем? А что, говорят не вкусно, зато калорийно.

Валентин Спицин.