Семинар в Лумшорах

Алла Валько
               

               Часть 1. Знакомство с основами буддийской медитации
 
Интеграция в экономике и других сферах деятельности человечества коснулась также объединения различных религий. Уже многие люди на Земле восприняли принципиальные положения и христианства, и буддизма. Они знают также, что христианство явилось прямым продолжением иудаизма. Недаром Мессия иудаизма стал Иисусом Христом в христианстве. Мировые религии прекрасно дополняют друг друга, позволяя ответить на многие вопросы. Индуизм дал миру понятия реинкарнации и помог осознать, почему некоторые люди проживают свою жизнь в бедности, а другие в знатности и богатстве. Будда указал человечеству восьмеричный путь внутренней гармонии и самосовершенствования. Христос преподал человечеству урок любви и прощения.
 
Я давно осознала, что помимо видимого, физического мира, в котором мы живём и который признаём как реально существующий, есть невидимые миры. Из-за того, что многие люди не признают этот факт, вовсе не значит, что эти миры не существуют, однако они иноприродны нашему. Своими физическими органами чувств мы воспринимаем низший, физический мир. Тонкие же миры находятся вне пределов человеческого восприятия.  Человеческое ухо, например, слышит звуки в определённом диапазоне частот и не слышит низкочастотные и ультра звуки. То же наблюдается и в области электромагнитных волн. В определённом диапазоне длин волн мы воспринимаем видимый цвет: красный, оранжевый, зелёный, голубой, синий, фиолетовый. Ниже этого диапазона находятся инфракрасные волны, выше – ультрафиолетовые, не видимые человеческим глазом.

Но то, что порой не слышит и не видит человек, слышат и видят многие животные. Иными словами, они видят и слышат тонкие миры. Видение тонких миров даровано лишь немногим людям. В нашем физическом мире фиолетовый свет имеет самую короткую длину волны и, следовательно, самую высокую частоту в видимой области спектра. Таким образом, фиолетовый свет, в некотором смысле, может рассматриваться как точка перехода от видимого к невидимому, от одного плана существования к следующему.  Высший план принадлежит Абсолютному Сознанию, Вселенскому Разуму, Космической Любви.
 
Согласно религиозно-философским воззрениям христианства, Бог - это Высшая Духовная Сущность, которой свойственно Абсолютное совершенство, Всемогущество и Верховная Власть над миром. Для христиан Бог персонифицирован в Иисусе Христе, явившем личностность самого Бога. Раньше, лет двадцать назад, когда я видела на улице крупного и внешне сильного православного монаха, с молитвой собирающего пожертвования на храм, я всегда этому удивлялась. Но позже поняла, что монах делает очень важную для мира работу: поскольку мысль материальна, то своими молитвами он создаёт в пространстве положительные мыслеформы и очищает низшие астральные планы, заполненные сущностями, порождёнными негативными эмоциями людей. То же относится и к духовной деятельности обычных людей.

В США, Канаде, Испании, России, Германии, странах ближнего зарубежья есть много людей – студентов Вершинного Университета, интересующихся  Учениями Христа, Будды  и других духовных учителей человечества.  Несколько лет назад в Закарпатье на турбазе в Лумшорах проходил семинар – ретрит - соискателей таких знаний. Ретрит — английское слово, вошедшее в русский язык как международное обозначение времяпрепровождения, посвящённого духовной практике.
 
Лумшоры – маленькое горное село в Перечинском районе на реке Туричка. Село окружают буковые и хвойные леса, произрастающие на склонах Карпат. На семинар прибыли слушатели из Москвы, Петербурга, Обнинска, Ростова, Киева, Ужгорода, Ивано-Франковска, Львова, Нефтеюганска, Омска, Калуги и других городов; из Норвегии прилетела молодая женщина, уроженка Одессы; из Исландии - молодая дама, уроженка России, и её муж, коренной житель этого государства.

Организатором семинара была киевская группа во главе с президентом Денисом Жуковым, востоковедом по профессии. Денис являлся также координатором команды переводчиков, поэтому заочно я была с ним знакома. Наше общение проходило по интернету. Сотрудничать с ним было легко, и порой мои письма были весьма шутливыми, так что у Дениса могло сложиться впечатление, будто я молодая и весёлая женщина. Надо ли говорить, что в письмах мы обращались друг к другу на “ты”, поскольку зачастую именно так обращаются друг к другу братья и сёстры в духовных сообществах?

Меня очень привлекало, что семинар состоится в Закарпатье. Я заранее попросила Дениса забронировать мне одноместный номер, на что получила заверение в том, что моя просьба будет удовлетворена. Перед поездкой в Ужгород  я поинтересовалась у своих духовных сестёр, как выглядит Денис, и они описали его как очень высокого, симпатичного, молодого человека. Тогда я подумала, что надо бы предупредить его, что в действительности я уже далеко не молодая и притом маленького роста женщина, но мне всё время было недосуг написать ему об этом.
 
Когда в числе других семи членов московской группы я приехала на турбазу, то убедилась, что Денис оказался именно таким, каким его описывали мои подруги. Я дождалась, когда будут расселены все участники нашей группы, и только потом решила обратиться к Денису. Меня смущало, что он как-то странно смотрел в пространство выше моей головы, как бы не видя меня, но ожидая увидеть кого-то другого. Может быть, так мне казалось из-за его высокого роста. На мою фразу, что он обещал выделить мне отдельный номер, Денис спросил: “А вы кто?” Я представилась.
 
Нужно было видеть его в эту минуту. От неожиданности он даже изменился в лице. Сразу начав говорить мне “вы” и чуть ли не заикаясь, он объяснил мне, что одноместных номеров на турбазе уже нет, но можно поселиться в так называемом “полулюксе”, где имеется отдельная комнатка, а в другой будет жить он вместе с тогдашним президентом ужгородской группы Сашей Макушиным. Общим у нас будет прихожая и туалет с душевой кабиной. На том и порешили.

У нас сложились самые хорошие, дружеские отношения. Позже Саша познакомил меня со своим родным Ужгородом, а с Денисом я до сих пор переписываюсь по электронной почте. Денис прекрасно организовал работу семинара, постоянно взаимодействуя с директором турбазы Ишем Юрием Ивановичем, который сам был не чужд духовных учений и поэтому относился к нам, слушателям, с большим пониманием. Здесь я также познакомилась  со многими людьми, а с некоторыми из них, например, с симпатичной и приятной в общении Раисой Цицика, живущей под Ужгородом, продолжаю общаться до сих пор.

Суточное проживание  и трёхразовое питание на турбазе стоили баснословно дешево: 320 рублей в домиках и 560 рублей в большом корпусе в номере на двоих. Некоторым приехавшим на семинар не хватило мест собственно на турбазе, или они сознательно захотели устроиться не на её территории, поэтому их поселили в частных домах.

 Лекции и семинары проводили Вадим и Людмила Долгочубы – руководители ростовской группы. Они – музыканты-профессионалы. Все усилия своей жизни они направили на служение Высшим Ценностям и людям. Вадим и Людмила постоянно проводят службы и семинары в своём родном городе, а начиная с 2011 года, и в Домбае. С лекциями по буддийской философии они исколесили всю Россию. Вадим к тому же является литературным переводчиком и на слух переводит с английского. Но их самым большим даром является любовь к людям и то тепло, которое исходит от них. Недаром на семинаре царила необыкновенно тёплая и дружеская атмосфера.

Каждый из нас приобрёл пособие по теме семинара “Домой, горней тропой”, помогающее самостоятельно повторять и закреплять услышанное на лекциях. Семинары проводятся в разных городах  и посвящаются разным темам. В этот раз большее внимание было уделено изучению основ буддийской медитации.  Мы прослушали лекции о Будде – “пробудившемся”, “просветлённом”,  историческом основателе духовной традиции буддизма, о Далай-ламе XIV  — духовном лидере буддистов-ламаистов, лауреате Нобелевской премии мира, об Эль Мории и Кутхуми – духовных учителях человечества, знакомых многим в России по труду Елены Ивановны Рерих “Живая этика”.
   
Вадим познакомил нас также с тремя китами Махаяны – крупнейшей разновидности буддизма. Это свод учений для идущих по Пути Бодхисаттвы, то есть существа, стремящегося к пробуждению или с уже пробуждённым сознанием. Первым уровнем Махаяны является достижение Шаматхи – сосредоточения, или умиротворения ума. Следующий уровень - достижение Випашьяны,  высшего видения. Третьим китом Махаяны является Учение Дзогчен, или Великое Совершенство. Вадим обучал слушателей поэтапному вхождению в медитацию на образ Будды. Умение успокоить наш блуждающий и беспокойный ум является бесценным качеством, позволяющим человеку сохранять выдержку и спокойствие в любой ситуации.
 
Об этом мы услышали в лекции о Сен-Жермене, духовном руководителе человечества в эру Водолея, который говорил: “…человек должен отделиться от своих собственных мыслей… Он должен отойти назад и наблюдать их движение, ибо тогда он сможет сказать их стае: “Направляйтесь туда или направляйтесь сюда”. Он же говорил о человеческих пороках: “…человек, наблюдая за другими в состоянии  высокомерия собственного эго, зачастую придирается к своим собратьям, из-за чего критицизм, суд и осуждение продолжаются оставаться проклятьем смертного существования…  От студентов света будет исходить очень малое количество критики, и они будут обладать неким миниатюрным скипетром власти. И когда эта ответственность широко распространится, это значительно изменит равновесие сил на планете, потому что на Земле воплощено  много замечательных людей”.

Многие из нас узнали, что аналогично Троице в христианстве существует Троица в Буддизме. Это Господь Брама – Бог Творения, или Сила Творения, творческая энергия в нашей вселенной; Господь Вишну – Великий Спаситель и Избавитель; Господь Шива – Великий Разрушитель, или Преобразователь. Точно так же, как Богородица, Мать Мария, является в христианстве женским аспектом Бога, Гуань Инь является одной из самых любимых и популярных божественных  сущностей на Востоке. Это и физически, и духовно прекрасная китайская богиня милосердия и защиты. Гуань Инь – одновременно и богиня, и бодхисаттва, “просветлённая сущность”. Вместо того чтобы вознестись и стать Буддой, она предпочла оставаться в человеческом облике до тех пор, пока каждый из нас не достигнет просветления. Она помогает нам выявить наши духовные дары, достичь глубокого познания и просветления и уменьшить бездну страданий.

Мы прослушали также лекции “О гностицизме”, “Стезя ученичества”, “Эволюция жизни”. Заключительной на семинаре стала лекция об Иисусе Христе, о тех принципах, которые он даровал людям: “Есть множество подходов к христианству и другим религиям, но войти можно только путём любви. И когда к этой любви добавляется мудрость и радость самоотдачи через само-опустошение, само наполнение и осуществление, то любовь усиливает горение сердца, поглощая человеческое эго. Как сказал Иоанн: “Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих”. Были у нас и психологические тренинги, и работа с нашим “внутренним ребёнком”, и собственно практика медитации.

Часто во время служб, которые проводили не только Денис, но и слушатели семинара, а также по их окончании мы пели песни, авторами слов и музыки которых были Людмила и Вадим. Эти песни наполнены любовью и светом, особенно ярко проявленными в песне “Мелодия души”:

       Беззвучная мелодия
       Чарует красотой,
       Когда звучит в людских сердцах
       Прощением, добротой…
                Беззвучная мелодия –
        Симфония души,
Чтоб слышать песнь ее в себе
Глас эго приглуши…

Торжественно звучал в нашем исполнении
                “Гимн Славы, Хвалы и Благодарности”:

        Ангелов защиты выступает строй,
        Их ведет Архангел Михаил Святой
        В предрассветный час души Света защищать,
        Орды тьмы со всей планеты изгонять.
                Слава! Слава легионам Света!
        Слава! И да здравствует победа
                Золотого Века в эру “Водолей”…

Следуя традициям “Живой этики” Елены Рерих и Николая Рериха, мы отдавали почести им самим и всему Великому Белому Братству, исполняя песни “Братство в белом” и “Мастер Рерих”:

        Есть Братство Мудрецов,
        Одетых в белый Свет,
        Что к счастью всех землян ведут
        Сквозь сотни тысяч лет.
               Эпоха Рыб уже прошла,
               И юный Водолей
               Пророчит Век Златой Земле
               На радость всех людей…

        Рерих – славный Мастер Света,
        Как маяк, твоя победа
        Освещает Путь для нас
        В этот предрассветный час…
               
С большим воодушевлением мы пели “НОВЫЙ ГИМН РОССИИ”:

        О, Мать златоглавая Россия,
        Страна великих душ огня,
        Твой покровитель – Мать Мария -
        В любви к Отцу хранит тебя.
              Твои просторы величавы,
              Прекрасен твой святой народ,
              Что, возродив былую славу,
              К победе в Боге вновь придёт!
               
Слова песен высвечивались на большом экране, чтобы в пении могли участвовать все слушатели семинара, а не только ростовской группы, хорошо знакомой с песнями своих руководителей. В одной из песен были слова:

        Христос, храни
        Алтарь Любви,
        В тишине с
        Я ЕСМЬ Присутствием
        Нас едини.

Слово “едини” было написано с буквой “е”. По этому поводу я сделала замечание Вадиму, на что этот никогда не унывающий человек весело ответил: “Ошибка – это не так важно, важен дух песни!”

На заключительном вечере по случаю завершения семинара с песней “Восемь ангелов” выступила маленькая девочка Богдана Грекова. Своим чистым голосочком она выводила:

        Солнышко лучистое
        Светит в вышине.
        Вдруг с небес лик ангельский
        Улыбнулся мне.
             - Кто ты? Как зовут тебя? -
             Я несмело спросил,
             И в ответ услышал я:
             - Имя мне – Михаил.
             Буду рядом я всегда,
             Чтоб тебя защищать.
             Он сказал: – Не забудь лишь
             Меня призывать.

        Утром следующего дня
        Вижу над собой
        Чистый, белоснежный лик,
        Радостный такой.
      - Кто ты? Как зовут тебя? -
            И его я спросил,
            А в ответ услышал я:
            - Имя мне – Гавриил.
        С вестью я пришел к тебе:
        Вознестись сможешь ты,
        Если сохранишь в себе
        Ты огонь Чистоты…

У всех присутствующих на глазах появились слёзы умиления.


                Часть 2. На досуге

Была у нас и обширная культурно-развлекательная программа. Ещё в первый день участница семинара из Ивано-Франковска рассказала нам об истории и достопримечательностях края, а на следующий день в перерыве между лекциями мы пошли на водопады вдоль Турички, быстрой горной речки, проложившей путь в каменистых породах Карпат. Вдоль ее русла устроены искусственные перекаты для повышения уровня воды. В одном из таких мест было устроено всеобщее купание. Самый высокий водопад на Туричке имеет высоту 12 метров. Пейзаж этой местности удивительно красив, он буквально очаровывает своей красотой. Обилие осадков способствует росту пышной ярко-зелёной растительности. В редкие свободные от занятий минутки удавалось сбегать на речку и посидеть на её берегу, любуясь прекрасной природой Закарпатья. Однажды несколько человек, в том числе и я, прогуляли лекции, отправившись  в поход к самой высокой местной вершине под предводительством Саши Макушина. За нехваткой времени нам пришлось вернуться назад, не дойдя до вершины. Но всё равно впечатлений от этого похода осталось предостаточно.

Многие слушатели совершали заранее запланированные восхождения на окрестные горы, на вершинах которых они встречали рассвет. Дважды мы проводили костры. В первый раз мы разожгли костёр на вершине близлежащего холма, а во второй раз отмечали языческий праздник Ивана Купалы, совпадающий с Рождеством Иоанна Крестителя. Вечером в ночь на 7 июля на большой поляне мы разожгли большой костер, через который сначала прыгали молодые, в одиночку и парами, а затем их примеру последовали и более пожилые люди, в том числе и я. По преданию, когда прыгают через костёр, то происходит своеобразный ритуал очищения.

Любители острых ощущений посещали баню и сауну, но самым интересным развлечением явилось купание в чане. Как пошутила наша дама из Норвегии: “Все мы заинены, теперь нужно заяниться”. Она имела в виду, что если сейчас в нас доминирует женский принцип, то нужно усилить мужской принцип.

В китайской философии ян и инь  символизируют взаимодействие крайних противоположностей: света и тьмы, солнца и луны, неба и земли, жары и холода, положительного и отрицательного, мужского и женского начала. Две противоположные субстанции — ян и инь едины и неделимы. Целью человеческого существования является баланс и гармония противоположностей. Для усиления мужского принципа рекомендуется использовать макробиотическое питание, основанное на сыроедении и приготовленных на огне зерновых кашах с растительными добавками. Этой же цели  способствовало купание в чанах с горячей водой.

Пропустить это интереснейшее мероприятие было невозможно, и я вместе с нашими молодыми дамами отправилась в бревенчатую избу, в которой был установлен огромный котёл, вмонтированный в печь, сложенную из кирпичей. Под чаном пылали настоящие поленья. Чан наполнялся либо минеральной сероводородной, либо простой водой, в которой запаривали травку и еловые ветви. Воду в чанах нагревали до 40-45 градусов Цельсия. Зрелище женщин, сидевших по горло в горячей воде чана, под которым горел костёр, было ошеломляющим. Я не нашла в себе сил залезть в эту дымящуюся “кастрюлю”, над которой поднимались клубы пара, и лишь наблюдала за весельем, царившим  в чане. Под конец женщины дружно запели, что и явилось заключительным аккордом этого полуфантастического действа.

Многие из нас покупали у сельских жителей парное молоко, яйца и зелень. Я познакомилась с бабой Катей, у которой брала молоко и ставила его на простоквашу, потому что не могла обходиться без кисломолочных продуктов. У неё, как и у почти всех её односельчан, была корова, которую она пасла в горах либо сама, либо отдавала её в стадо под присмотр общественного пастуха. В доме у жизнерадостной бабы Кати бродили цыплята, и было очень грязно, но, видно, её это совсем не беспокоило.
 
Мы совершили увлекательную экскурсию по замкам Закарпатья, многие из которых тесно связаны с родом Ракоци, к которому принадлежал и Сен-Жермен. Только средневековых замков насчитывается около двенадцати, а вместе с раннеславянскими и дославянскими укреплениями и того больше. Сначала  мы отправились в Мукачево, где находится “Паланок” – столица владений рода Ракоци в Закарпатье с 1633 по 1711 годы.
 
Замок “Паланок”, упоминаемый уже в исторических документах XI века, расположен на высоком холме. Первоначально это было небольшое фортификационное укрепление, но позже он был расширен и модернизирован. В ходе трёхлетней осады, начавшейся в 1685 году, крепость пала из-за предательства. В то время обороной крепости командовала Илона Зрини, мать Ференца II Ракоци. Крепость была сдана не в результате боя, а из-за отравления воды в колодце, что и привело к капитуляции. После падения крепости австрийское руководство укрепило замок, и в итоге он стал самой неприступной крепостью в восточной части Австрийской империи. На протяжении ста лет после подавления восстания против владычества венгров в замке находилась тюрьма для политзаключенных, в которой содержалось до двадцати тысяч узников. С 1919 по 1938 годы, в период правления Чехословацкой республики в “Паланке” размещался военизированный гарнизон. Сейчас в замке находится исторический музей.

Дальше наш путь лежал к замку Шенборнов, возвысившихся после подавления освободительной войны Ференца II Ракоци. Тогда  Мукачево и прилегающие к нему территории были переданы в пожизненное управление канцлеру Шенборну.  Замок, построенный в стиле французского ренессанса, популярного в то время в Европе, был построен за пять лет и стал излюбленным местом отдыха графской семьи.  Сейчас здесь размещается санаторий “Карпаты”, на фоне которого все мы сфотографировались.

На обратном пути мы осмотрели руины замка тамплиеров. Это укрепление было возведено в XII веке и предназначалось для обороны “соляного пути”, ведущего из рудников Закарпатской области в Европу. Замок-крепость позволял контролировать торговлю солью, которая в средние века являлась дорогостоящим товаром. Высота центральной башни замка достигала двадцати метров, что позволяло вовремя заметить вражеские войска. Толщина его стен превышала два с половиной метра. Впоследствии, когда замок как оборонное сооружение устарел морально и физически, он был заброшен, и в последние триста лет в нём не велись никакие реставрационные работы.
 
Мы возвращались на турбазу, полные ярких впечатлений от увиденного и услышанного. А завтра нас снова ждали лекции, практические занятия и увлекательные прогулки.

Продолжение www.proza.ru/2014/06/12/2164