Последнее письмо БЕЗ отвЕта приШЛО с ТОГО СВЕТа...

Владимир Крыленко
    (К ещё однОй печАльной дАте - 25 мая 1941-го)

20 мая 1947 рождён Дзагания Юрий Владимирович (в г.Петропавловск-на- Камчатке) -
ныне = Первый Секретарь Сочинского горКома Ком-Партии России.
45 лет назад - 26 мая 1969 во Львове рожден мой внучатый племянник -
Сергей Валериевич Владимирский. И с этой датой связана у меня -
ещё одна = печАльная дата - 25 мая 1941-го.
Тогда - в конце мая 1941-го - были призваны на "переподготовку" -
в Красную Армию - многие офицеры, занятые мирным трудом,
в том числе мой свояк - Евгений Николаевич Владимирский (дедушка Сергея
Валериевича - ГЛАВного СВЕТа-ТЕХНика и устроИтеля - Львовского Театра
Оперы и Балета III-го по РЕЙТингу в Европе!) и мой сват - Дзагания
Владимир Иосифович (будущий папа Дзагания Юрия Владимировича)...

Есть у меня ещё сестричка и такА - ЕлЕна:
Сверкающая Лена, Прекрасная Елена,
Славянская богиня Лёля (Любви и Красоты),
Славянская богиня Леля (Юности-Весны),
Дважды троюродная мне сестричка Люся
(а мне Она - Ленуся!).

А Ленусенька - явленье уникАльно-эпохАльное -
ЕЁ ещЁ зовут "Любовью БРЕЖнева" -
Зовут, зовут ещё по-прЕжнему,
Да не тогО, что у Кремля лежит по-прЕжнему,
(Хотя ОНА ещё сей год жилА в ЕГО квартире!),
А брАва генерАла ЛЁньки БРЕжнева!

В 1957-59г. Ленуся пела в Опере Берлина,
Ей немцы стОя подпевАли,
Когда для НИХ ОНА певАла
"Мой любимый старый Дед"
Из их любимой старой оперетты...

Да и теперь ОНА поёт,
А голосок ЕЁ ТАК нежен и хорош,
Что стыдно мне за "звёздочек" богатых,
С их голосом поистинне пугАщим-прыгачёвым -
Ворон пугать и воробьёв на поле убивать,
Чтобы не дать подсолнухи склевать...
В тридцать седьмом уж Лёля пела
(Солистка джаза уж тогда была!)
И чемпионкой Украины
По плАванью-нырЯнию былА...

Она ж уже рослА,
КогдА мой дЯдя и отец -
ГорЯщую КахОвку "брАли" -
("КрАсными" - НЕ "бЕлыми" же брАли!),
И ВрАнгель-фон-барОн -
Ещё в КрымУ сидЕл как господИн
(И не одИн, - а с дЯдей ВАНею моИм - другИм!),  ,
Ещё и не настАли, не нечтАлися "как в сказке -
Штурмовые ночи СпАсска и ВолочАевские нескончАемые боИ-дни"...

Да МНОГО ЧЁ ЕЩЁ -
Я про ЭТу ЛенУсю написАл,
Но СЁдня - НЕ о ЛЕне сказ - о ЕЁ ЖЕне.
НедАвно ЕЛЕну - невЕстка Аня -
К себе в квартИру большую забрАла...
А ЛЕНа, когда уезжАла,
ПИсьма пре-старые нашлА -
ПрочитАла и мне из НИХ кой-чё -
По телефОну - пропЕла, рассказАла:

Как и в свой 90-стый День Рождения,
ЕЛЕна мне пропЕла песню ТАК,
Что Ей могла-б -
Искренне позавИдовать Великая Клавдия ШульжЕнко -
Вот словА Елены Семёновны:

  <<В запылЁнной стОпке старых пИсем
    Мне - как рАньше -
    ВстрЕтилось случАйно -
    <Тре-угОлка> встрЕтилось писмО однО,
    Где строкА, похОжая на бИсер, -
    РасплылАсь в лилОвое пятнО -
    ЖЕНи моевО - ПОСЛЕДНЕЕ писмО! -
БОже - КАК давнО ВСЁ Это бЫло -
КАК давнО, о БОже мИлый -
Ещё в ТОТ жестОкий 41 - сОрок-пЕрвый ГОД!
Я - НЕ в иЮнк - в МАе -
25 - двадцать пЯта МАя - ЖЕНю проводИла,
ВалЕре НАШему - чуть бОльше гОда бЫло -
Как ЖЕНе повЕстка поступИла:
<<ЯвИться в ЧАСТЬ для подготОвк ВАС
И подготОвки ДЕЛа...>>.
И ЖЕНя Убыл - бОльше - НЕ вернУлся -
С товАрищем лишь передАл однО -
Вот Это - жуть секрЕтное писмО -
По пОчте полевОй - его б не пропустИли,
А ЖЕНю - за НЕГО -
Иль расстрелЯли, или б засудИли б...
Это секрЕтное писмО я в МАе получИла -
РОвно через ГОД, как ЖЕНю проводИла. -
И я о НЁМ - СВОЕМУ СЫНу даж -
НИЧЁ - НЕ говорИла! -
О, БОже мИлый -
КАК же давнО ВСЁ Это бЫло -
70 - СЕМЬДЕСЯТ ЛЕТ и ЗИМ унЫлых! -
Это секрЕтное писмО я в МАе получИла -
КАК давнО, о БОже мИлый -
Ещё в ТОМ - жуть жестОком -
42 - сОрок-вторОм -
Был рЯдом ФРОНТ -
И нашу КАдивку бомбИли,
И нашу ЛозовУ-ПАвловку бомбИли -
МНОго людей убИли;
По Ирмино, по Анненке - стрелЯли,
ЛомОватку уж немцы в атАке с бОю взЯли.
А я - перед солдАтами на ФРОНТ -
ПЕла, плясАла, выступАла -
Ну, как моглА - беднЯжек развлекАла -
ИХ - КАЖДый ДЕНЬ и КАЖДыу НОЧЬ -
По мнОгу убивАли...
И ТУТ - Это секрЕтное писмО! -
Я ТАК ЕГО боЯлась -
НедАвно же ДжОгана ВОву расстрелЯли -
МоегО брАта двоюроднОва -
В моЕй квартИре расстрелЯли -
На Дон-ЭнЕрго,
Что НАМ с ЖЕНею в 1939-том дАли, -
За прОсто ТАК - ЗА НИ ЗА ЧТО ведь расстрелЯли,
ПокА я на стАнции "ОрлОвка" -
Перед солдАтами НАШими выступАла! -
Перед глазАми дЕвушки ЕГО любИмой -
ДезертИром ВОву - зазрЯ назвАли!
А я НЕ смоглА жить в СЕЙ моЕй квартИре,
Где ВОву убИли -
УшлА в амбАр на улицу ГОголя,
Где МАМа с Аллочкой и ВалЕрико жИли...

И ТУТ - Это секрЕтное писмО! -
О, как боЯлась я ЕГО -
Меня бы СРАЗу ж расстрелЯли -
Я ж Это знАла,
Но писмО Это - НЕ сжигАла! -
ЗатО - тепЕрь сожгУт -
Лишь тОлько я умрУ -
ВСЁ сожгУт - ВСЕ пИсьма, фОто -
Чтоб пАмяти о МНЕ -
НИ КАПЛи - НЕ остАлось! -
И вот ТЕПЕРЬ - Я - НИКОГО и НИЧЕГО - уж НЕ боЮсь -
И ЧТО в Этом письмЕ - тебЕ я расскажУ!
Но Это - НЕ ЛИРика, а пОстная ПРОЗа,
И я расскажУ пре-пОстною ПРОЗой.

После тогО как ПАПу НИ ЗА ЧТО -
В тюрьмЕ в ЛугАнске в 1929-том расстрелЯли -
МЫ - две его дочери (9 и 3 лет) -
на попечении нашей Мамы Аллы - остались.
А ПАПу - по лОжному донОсу (Ивана КрасноштАта) расстрелЯли -
Что, якобы, СемЁн - на нашем хУторе - простОй кузнЕц -
хотЕл, якобы, шАхту <Пять> -
На СемЁновке - взорвАть -
Ну - какАя ж галимАть -
А всё-же - расстрелЯли!
Остались ны - без колА, без дворА. -
Мама купила (взаймы!) на улице Гоголя-42 - амбАр,
где мы росли - голодно-холодными голодрАнцами -
И бесприютно, и неуЮтно -
на стенках царапали снег-лёд - пАльчиками
и не гулЯли с мАльчиками...
А МАма наша - где только не работала -
А пЕнсии - ни копЕйки - ЗА ВСЮ ЖИзнь - не получИла - не заработала!
Когда мне исполнилось 15 лет,
я пошла работать за прилавок ученИцею продавцА парфюмерии
(в КАдиевке на улице КИРова-ТоргОвой,
не доходя кино-театра <Стахановец>.
Мои лучшие подруги - Люба Даниловна Калинченко (моя двоюродная сестра)
и Змма Владимировна НАйдух (дочь австрийца -
инженера с Кадиевкого Коксо-Хим-Завода;
Она теперь ещё живёт в Одессе с 2 сынами.
А я с дЕтства - много пЕла, сИдя на дереве вишни
в Саду Дедушки Александра (в переулке в урочище ВИльхи-Ольхи).
Я трИжды тонУла, но спасАлась
Я былА малА (150 см), но спортИвна
и в июне 1938-го в Мариуполе заняла второе место по плаванию по УкрАине
И так работала - до замужества в неполных 18 лет.
Мой муж - Владимирский Евгений Николаевич -
рождён в 1913г. в Москве.
Его Мама - Антонина Трофимовна Величко
(а ЕЁ брат - Величко Николай Трофимович -
был бухгалтером в Кремле) -
работала в магазине <Девичифй> и <Музыка-товары> -
в самом центре города КАдиевка - на улице Кирова.
Там ОНА познакомилась со мной и сказала СЫну обо мне.
Потом ОНА вЫшла замуж за Попова - директора Кадиевского Горного техникума
и работала в техникуме библиотекарем.
В Кадиевке ЕЁ СЫН - Евгений работал Главным механиком на электростанции,
заочно учился в институте в Москве,
был руководителем Джаз-банды (группы) в клубе <Химик>
в Немецком посёлке у Коксо-Хим-Завода.
Там ОН послушал МОЁ пЕние и сразу назначил солИсткой Джаз-группы.
По ЕГО совЕту - я из магазина перешла работать телефонисткой
в диспетчерскую службу <Дон-ЭНЕрго>.
Вскоре (5 марта 1939) МЫ поженились.
Я боялась Очень - ПЕрвой Супружеской НОЧи - убежАла
и 2 недели пряталась у ДЯди ДАни и у мУжа - НЕ появлЯлась!
И МУЖ провЁл ПЕрвые Супружеские НОЧи - с моЕю МАМой и сестрОй Аллой -
пока КостогрЫз (Начальник <Дон-Энерго>) дал МоемУ МУжу - Евгению -
квартиру в 2-этажном доме в посёлке ДонЭнерго на улице Штеровской

А МОЯ ПЕрвая Ночь - запОмнилась короткой бОлью
и словАми МУжа: <- Ну - вот и ВСЁ, - а ТЫ ТАК боЯлась!>.
И <НевЕста молодАя,
    ДЕла вдаль не отлагАя, -
     В ТОТ же ВЕчер - понеслА>,
А 23 декабрЯ 1939 
СЫна - ВалЕрия - родилА -
в честь знаменитого лётчика Чкалова - ВалЕрием назвалА!
А РОды были трудные
И Я - Еле вЫжила
и потеряоа способность рожать.
И с ЖЕНей я за 2 гОда и 2 мЕсяца -
так и не успела понЯть, -
Что знАчит <кончАть>
и ЧТО хорОшего в сношениях половых:
Мужчины и Женщины.

А 25 мая 1941-го (меньше 1 месяца до начала Войны)
Муж Мой был прИзван на 45 дней
(НадЕялись Берлин к 10 иЮля ВЗЯТЬ!) -
на <переподготовку>!
А ЖЕНя - так и не вернулся с фрОнта -
НИ живЫм, НИ мЁртвым -
а пропАл без вести в июле 1942-го -
во время вЫсадки десАнта у города Смоленска -
ОН - ЖЕНя - был начальником штаба
Воздушно-десантной дивизии.
Уходя навсегдА, ОН сказал Мне:
<- БерегИ ВалЕрия -
В НЁМ - ВСЕ прИзнаки ТалАнта и ГЕНия!>

А рОвно через ГОД - МНЕ передали Вот Это -
жуть секрЕтное писмО!
И вот ЧТО содержАло конкретно -
Вот Это писмО -
Уж жуть секрЕтно -
БылО онО:

ВалЕрий мАлый МОЙ
И ЕлЁля милая и ненаглЯдная -
Теперь - уж - НЕ моя!
НЕ знаю, КАК у ВАС делА,
А у НАС - делА - ШВАХ -
Ведь НАША Армия ЧервОна -
ТАК хвалЁна -
Берлин с Германией впридачу -
В назнАченный НАМ СРОК
(10 июЛя 1941-го) -
НЕ взялА,
ПОЛ-СТРАНЫ ВелИкой - ИМ -
ПочтИ БЕЗ НАСТОЯЩЕГО БОя -
ОТДАЛА-СДАЛА -
ПридЁтся тепЕрь НАМ -
ПоворАчивать делА ВСПЯТЬ -
СВОЁ и НАШЕ, И чужОе -
БРАТЬ с жУткими потЕрями -
ТяжЁлым смЕртным БОем!

А ТОГДА - в МАе-июне -
ГотОвили НачАло МЫ -
В иЮля начАле -
ЧтОбы к 10-му иЮЛя -
Уж ТВЁРДо БЫТЬ В БЕРЛИНЕ! -
Но, ЧТО задУмали, готОвили -
НЕ получИлОсь -
На полторЫ недЕли -
ОпоздАли МЫ, -
От НИХ - отстАли -
СтранА ж НАШа - большАя -
НАМ расстоЯния и бездорОжье -
ПомешАли -
За ТЫЩи ВЁРСТ МЫ СИЛы собирАли,
А у НИХ - РЯДом ВСЁ стоЯло:
По ПОЛьше, ЧЕХии, СловАкии, РумЫнии,
Да й ОТ ГермАнии -
Даж НЕ рукОй -
<ЗвиздОй> худОй - достАть! -
Вот почемУ МЫ опоздАли!

Да МЫ и ИХ БРОСКА -
РАньше средИны июЛя -
И НЕ ждАли,
ХотЯ, конЕчно, МЫ мнОго получАли -
ДонесЕниев-сообщЕниев -
ПРО 22 июНя нападЕние! -

Но МЫ воспринимАли Эти НАМ предупреждЕния -
КАК БРИТОВ и Янки провокАции,
СтарАющихся и НАС поскорЕй втянУть -
В ИХ воЕнные махинАции! -
Не обращАя внимАния на ИХ сообщения,
ГотОвили СВОЁ - на СИХ,
А опослЯ - и на НИХ -
НападЕние -
И пролетАриев ВСЕХ СТРАН -
ОсвобождЕние-соединЕние-объединЕние! -

  <<СильнА ж СтранА,
    КрепкА бронЯ
    И тАнки НАШи бЫстры,
    НАШи танкИсты -
    МУжеством полнЫ -
    НАШей ВелИкой РОДины сынЫ!>> -

Да, вЕрно, - ТАК онО и бЫло,
Да, к сожалЕнью, срАзу же и сплЫло! -
НапАвши пЕрвыми на НАС, -
ОНИ - перехватИли ВСЮ инициатИву -
И уничтОжили иль захватИли -
АэродрОмы, самолЁты, тАнки и МАТ-часть -
ВСЁ изготОвлено ужЕ, чтОбы напАсть -
ВСЁ изготОвлено уж на гранИце бЫло -
Чтобы однИм броскОм - однИм -
С аэродрОмов самолЁты поднЯть -
ДесАнты сбрОсить на Берлин,
ДесАнты - в ГАмбурги и БрЕмены послАть,
ТРИ ТЫЩи быстро-хОдных тАнков и МАТ-часть -
БрОсить на прорЫв -
На МЮнхен и Берлин -
Ну, КТО бы ИХ остановИл -
ТАнки БэТЭ -
ИХ скОрость - СТО с лИшком киломЕтров по шоссЕ -
У НИХ - прекрАсные шоссЕ -
Лишь ПЯТЬ всегО часОв -
И в МЮнхене, БерлИне уж БэТЭ -
Ну, КТО бы ИХ - ТРИ ТЫЩи быстро-хОдны ТЕ -
ОстановИть съумЕл!? -
Да на ВСЁМ СвЕте НЕТу ТАКОЙ СИЛы,
ЧтОбы ТАКУю СИЛу - да остановИла! -

Да, ВСЁ Это - прАвильно и вЕрно,
ВполнЕ инженЕрно и закономЕрно,
Но, к сожалЕнью, МЫ - НА ДВЕ НЕДЕЛИ -
ОпоздАли - НЕ успЕли! -
И свЕрх-полнЕйший КРАХ -
МЫ потерпЕли!

Я же начАльником ген-штАба был назнАчен
(и ЗА какИ заслУги -
я й до СИХ ПОР - НЕ знАю!) -
Воздушно-десантной дивизии
И непосрЕдственно готОвил кУхню -
ВЫброски десанта - НА Э-NN-ый ОБЪЕКТ! -
А в НОЧЬ НА 22 ИЮНЯ 1941 -
МЫ НЕ СПАли -
МЫ - в РЕАЛЬНЫХ услОвиях БОя -
ТРЕНИРОВАлись -
И уже рАнним Утром 22-го -
В окружЕние попАли! -
Но МЫ - НЕ растерЯлися, НЕ потерЯлися в лесАх,
И прОсто ТАК - НЕ Очень растерЯлись! -
Ведь МЫ - по НАЩИМ специфИческим услОвиЯм -
К дЕйствиЯм в окружЕнии - готОвились, -
УЖЕ готОвы бЫли
И МЫ - НЕ растерЯлись, НЕ сдрейфИли -
МЫ, конЕчно, НЕ ВСЕ (ведь НОЧЬ и незнакОмо, неизвЕстно мЕсто!) -
В однО подразделЕние собрАлись,
ИХ ЦЕПЬ - БЕЗ осОбых потЕрь -
ПрорвАли
И в НАШи порЯдки
(ТочнЕе - в жУткие БЕСпорЯдки!) вЫшли,
ВрагА перед собОй - разбИли и отбИли -
ИХ наступлЕние - на пАру дней -
ОстановИли
И - по прикАзу СВЫШе -
В половИнном уж состАве -
По мЕстУ уже нОвого назначЕния -
ОтбЫли!
ПотОм - на ЗАпадном фрОнте -
ПрикАзы свЫше - выполнЯли...
И ВОТ - готОвим новый план -
ВЫброски НА Э-NN-ый ОБЪЕКТ - десАнт! -
Вот ТАК, ВалЕрий мАлый МОЙ
И ЕлЁля милая
и ненаглЯдная -
Теперь - уж - НЕ моя!
НЕ знаю, КАК у ВАС делА,
А у НАС - НЕ ТАК, КАК рАньше -
Нр, покА - ШВАХ! -
ЦелУю-обнимАю ВАС -
ПАПа и МУЖ ВАШ - ЕвгЕний,
Но - НЕ ГЕний! 09 МАя 1942-го

А мне (ВИКрыл) ТУТ - НЕчего добАвить иль убАвить -
разве что Сергея Валериевича - с ТАКИМ ДЕДушкой поздрАвить...
        Владимир Крыленко  25 МАя 2012 - 29 МАя 2014