Княжна-художница

Моника Фишер
А что если бы я родилась славной княжной? Жила бы в Царь-граде, при  папеньке и маменьке, одевала тканные наряды, носила заграничные шелка? Была бы я девица на выданье, сватались бы ко мне и купцы богатые,и полководцы славные и принцы заморские?!Но была бы я счастлива? Слава Боженьке, что я в своей жизни горя не знаю...

Так, я родилась в старой покосившейся избушке на окраине славного города Сварожич. Маменька моя при родах померла, но Боженька меня не бросил на растерзание жестокой судьбинушке - отец у меня работящий мужик, и хотя изба у нас старая, не бедствуем - есть на ужин кусок хлеба и крынка молока.Бережет меня папенька - если приболелось, сам все сделает, но я не плошаю - могу денежку сама зарабатывать.
Расписываю кухонную утварь, свистелки делаю, а если повезет так и картину на добротном холсте, который папенька у Матрены сторгует, нарисую углем. Папенька говорит, что это у меня от маменьки: рисовать красиво!Вот разрисую я тарелки да крынки и несу на рынок с утра пораньше, с первыми лучами уже стою на рынке, стараясь перекричать заправских торговок. Везде шум, гам на рынке - шагу ступить нельзя: везде конница разъезжает,телеги тащатся по неровной дороге.Товар я весь распродаю к полудню. На зависть торговок товар у меня ходовой, всю душу в роспись вкладываю. Базар Сварожский большой да знатный: с одной стороны порт, а с другой - вход в град. Так что я еще не раз не возвращалась домой с нераспроданной утварью - все уходит, все скупают!А я за это раз в месяц свечку в храме нашем ставлю - что бы Боженька от нас не отворачивался, давал сил та здоровья для труда.

Сегодня с утречка выдалась погожая погодка - солнышко светит ярко, купола церкви золотом блестят, а на рынке людей видимо не видимо. Приехал говорят, один заморский корабль, бабы говорили богатый хозяин того корабля скупает весь хороший товар, да еще и пару монет в придачу даст, коль обходительна будешь. Бабы у нас сегодня как шелковые - все обслуживают, упаковывают товар бережно, кому монетка лишняя не нужна?
А я стою и думаю:"Дуры, нужно быть со всеми обходительными, а не только с одним купцом, люди-то к хорошим торговкам потом еще приходят!". Батенька меня с детства учил, что бы никогда не грубила, господ уважала да и свое место знала. Но также учил, что никто не смеет меня обидеть, что должна я за себя постоять! Потому с детства учил меня себя защищать - не только словами, но и делом. Учил, как в бою себя держать, и если придется за свою честь девичью постоять, как похабному мужику надавать тумаков!
Не зря батюшка учил меня всему - один полез навеселе, да я так этих тумаков понадавала, что теперь никто и не лезет. Стороной обходят, говорят "Драчливая  Слава". А пусть говорят, лучше себя сберечь, чем как все девки непутевые ходить! Да и по любви это дело должно быть, а не по пьяни, по обоюдному согласию - а лучше мужу себя сберечь. Батюшке поклон, что научил кулаками защищаться!
- Красная девица, по чём крынки продаешь? - окликнул меня мужской голос. Вот, дура, сижу тут, мечтаю. Посмотрела я на того, кто спрашивал меня и...Стоит передо мною красивый такой барин, лицом пригожий, в одежде простой, да из тканей дорогих. Я-то знаю, у Матрены в лавке такие продаются, однажды она даже разрешила краешек пощупать: как к облачку небесному прикоснулась. Хотела бы я такие одежды носить, но и на этом Боженьке спасибо!
- Так за сколько?...- барин сморит не меня и улыбается.
- Да недорого, барин. По 3 монетки с крынки. - я улыбнулась и протянула самую красивую крынку, которую я вчера до ночи размалевывала при свечке.- Эта самая красивая. Смотрите, здесь птицы на веточках золотых сидят!...
- Да вижу, красивая...- и так пылко смотрит на меня, что у меня щеки сразу же пунцовыми стали.
- Брать будете, барин? Может еще глечик, вот тот, с синим узором возьмете?
- Может и возьму.Я все у тебя возьму, весь товар. Но мне еще надо! Сможешь вот таких глиняных свистелок еще наделать с две дюжины к завтрашнему утру? - барин начал доставать из кошеля монеты.
- А чего не сделать? Сделаю! Сделаю завтра, а вы на рассвете приходите!- я весело улыбалась, радуясь, что у меня сегодня пол дня будет свободным, товар-то продала весь с утра!
- Ну, не могу я завтра забрать. Дела у меня в граде. Принесешь мне на корабль? - барин улыбнулся и положил мне в ладонь деньги.
- Как хотите барин, но я тоже не могу прийти на ваш корабль - вдруг вы меня похитить хотите? - засмеялась я, заговорщицки подмигнув барину.
- А может и хочу? - барин кивнул своим людям, что бы они забрали свертки с утварью.
- Ну, не хочу я проверять это. Тогда отдам я вам товар на выходе из града - принесу вам товар в полдень, там возле лавки Ивана-кузнеца вам и отдам свистелки. Договорились, барин?
- Ну, договорились, красавица. Но запомни, если захочу тебя забрать с собой, и толпа народу не помешает! - он улыбнулся и дальше пошел по базару.

Через неделю дней корабль барина отплыл. За те свистелки барин мне больше монеток дал, да еще и подарил мне подвеску дивную - птичку с камушком радужным. Сказал, что я ему приглянусь, сказал, что в жены меня возьмет, коль дождусь. А смеялась и говорила, что мол : "Не шутите, барин! Я же вам не ровня,бедная да без образования-то. Все что умею, по хате работу делать, да малевать!". А он сердился и говорил, что бы ждала.Так всю неделю мы вместе и гуляли - он мне истории разные рассказывал, про страны дальние поведал. Рассказал про свой терем, семью свою.Ни разу рук не распускал,уважительно относился, говорил, как с равной.Я потом ночами заснуть не могла: все плакала - то ли от счастья, что Олежек такой хороший и что прикипела я к нему, то ли от печали, что уедет и забудет меня. На прощанье взял с меня слово, что дождусь его. На том и расстались...
А я что? Ухажеры мне и так не нужны, а как вернулась к батюшке в день отъезда Олежика, так и снова за работу принялась - некогда мне по вечерницам с девками бегать да с парнями кумекать. Только бывало выйду к морю, сяду на берегу, и мечтаю, что приедет Олег и заберет меня в красивую избу. Но знала-то, что все это девичьи мечты, что ему таких как я, еще целый воз найдут!А подвеску я бережно хранила, под одежду прятала, что бы не забрали, не украли да бабы не стали выпытывать.
Так и незаметно год прошел. Коса у меня выросла до колен, батюшка сгорбился и морщин у него прибавилось. Стали к нам в хату женихи захаживать, только батюшка не соглашался - говорит, кого дочка выберет, того жена и будет. А я никого не выбирала. Все о Олеженьке мечтала. Знала, что дуреха, да по другому не могла. Крепко он мне в душу запал. Думала, пройдет время, позабудется.Ан нет! Еще сильнее хотелось его увидеть, к груди прижать, и сказать, что ждала только его!
Бабы мне говорили, что гордая я и не путевая, в девках останусь. А я молчала. Что им сказать? Что не хочу за нелюбимого, и что как дура мечтаю о Олеженьке?!
А папенька наставлял меня, что бы я все таки присмотрелась по сторонам, может кто приглянется. Говорил : " Выросла ты за этот год, дочка! Красавицей стала: коса до пояса, фигура стройная, да не худая, как  у боярынь, в руках спорится работа, лицом хороша. Вся в мать покойную..." - тяжко вздыхал батюшка. А я после его слов опять к морю шла, и смотрела в горизонт -  может увижу тот корабль, на котором мой купец приплывет и меня заберет?

Последние корабли прибывали в порт. Скоро зима наступит, холод, море будет неспокойное. Возвращались с дальних берегов Сварожские купцы, привозили товары, обнимали родных да любимых.А я все ждала.
Вот и выпал первый снег. Покрыл он всю землю-Матушку. Красиво стало  в лесу. Скрипит под ногами свежий снежок,солнышко сквозь ели да дубки проглядывает, мол говорит: "Ты жди, Славушка, счастье оно-то в жизни появится! Дождешься ты своего сокола ясного, милого сердцу!".
Набрала я полную охапку хвороста, полюбовалась на красногрудых снегирей да отправилась домой.Дома все прибрано да наготовлено, одежда поштопана, изба заметена. Захотелось мне по лесу зимнему погулять, вот и за одно и хворосту набрала, что бы завтра с солнышком не бегать в лес и не собирать хворост. Подхожу я к избе, а там людей куча - телеги стоят, лошади нервно ногами перебирают. Захожу в избу, а там стоит мой барин да с батюшкой разговор держит.
У меня весь хворост-то по избе и рассыпался. Стою, смотрю на Олеженьку, смотрю на того, кто сердце мое украл, да налюбоваться не могу. Еще он краше,чем в моих воспоминаниях: высокий, глаза ясные да веселые. Крепкий, волосы заплетены в косу, да держит с батюшкой разговор не как с беднотой голой, а как с равным. Повернулся он наконец ко мне и встал, смотрит на меня удивленно.
- А ты, Славушка, еще краше стала, еще пригожей! Пойдешь ко мне в жены?
А я стою, сердечко бьется. А он стоит, улыбается. Батюшка рядом дергает меня за рукав, говорит, что бы сказала я что-то,не молчала.А тут слезы как брызнут из глаз, а счастье как заполнит сердечко. Обнял меня мой сокол ясный, гладит по голове, слова ласковые шепчет...

- Славушка,посмотри, что я тебе привез. Это тебе за нашего первенца!Такие только заграницей есть, на Руси таких еще нет. Другие купцы не смогут такое достать, а у меня в Болоньезе знакомый вельможа есть, а у него мастерская есть, там такое и изготовляют мастера...! - муж поцеловал меня в щечку, и протянул большой сверток.
А в свертке лежали краски да кисти...