Памяти Леонида Мерзликина

Константин Александрович Филатов
История литературы Алтайского края знает немало поэтов, как говорится «хороших и разных», но только два поэта Алтая в творчестве своем развились до высочайшего уровня по мастерству стихосложения, глубине мысли и чувств, самобытности и неповторимости особой только им присущей интонации. Оба они уже ушли из жизни, вписав свои имена в историю русской литературы. С обоими я был лично знаком. Конечно же, я говорю о нашем пронзительном лирике Владимире Башунове, оставившем этот мир 5 лет назад, и о «короле алтайских поэтов» Леониде Мерзликине, со дня смерти которого в этом году исполнилось уже 15 лет.
Оба они достойны самых добрых слов, но, к сожалению, их поэтическое наследие пока недостаточно популярно и не получило должного внимания властных структур, руководящих развитием сферы культуры края. Почему наша власть не замечает, по сути дела, наследия поэтов Алтая? Да потому что она на другом сосредоточена. Краевая власть довольно активно «раскручивает» на российском культурном пространстве, уж извините за торгашеский термин, литературный «брэнд» Алтайского края – Василия Макаровича Шукшина – безусловно, нашего выдающегося прозаика. Наверное, это обосновано некой необходимостью, для меня неочевидной. Как говорится, «с бугра виднее». Однако Василий Макарович давным-давно известен российской читающей публике и известность свою он, давайте уж говорить прямо, получил как выходец с Алтая, писавший и издававшийся в Москве, и совершенно безо всякого участия со стороны тогдашних краевых руководителей.
При жизни краевая власть Макарыча не любила. Сегодня же его афоризмы, вроде «Нравственность – есть правда», нынешние краевые чиновники цитируют на высокой ноте, словно мудрость Священного Писания, хотя мысль эта весьма и весьма спорная, ведь правда у каждого своя и только Божественная Истина может быть универсальным мерилом нравственности. Шукшин в Бога не верил и потому до высокой мудрости в понимании нравственности объективно подняться не мог. Но теперь для глубоко авторитарного сознания чиновников всякое слово Шукшина – истина. Шукшин теперь – это наше все. Таковы уж законы окружающей нас жизни. Нет пророка в своем отечестве: чтобы писателя зауважали на родине, он сначала должен в столице прославиться. Зато уж если прославился, то тогда, как говорится, «каждое лыко в строку». Что же мы видим сегодня? Ежегодные Шукшинские чтения – главное, если не единственное, масштабное событие в культурной жизни Алтайского края, и только шукшинская премия составляет хоть сколько-нибудь значимую сумму в ряду региональных литературных наград. В тоже время режутся и без того скудные бюджеты литературных журналов Алтая. Сама же Шукшинская премия в последние годы стала скорее, попыткой повысить престиж края на уровне федерального центра, чем средством поощрения творческого развития поэтов и прозаиков Алтайского края. Шукшинизация культурной жизни Алтая набирает обороты, прошукшинская пропаганда становится навязчивой, извините, до неприличия. Был бы жив Макарыч – покрыл бы он матом всех этих «официальных шукшиноведов», но нет его с нами давно…
А ведь в сокровищнице литературы нашей есть и другие имена, пока менее известные, но достойные, я считаю, включения в любые литературные антологии, хрестоматии и школьные программы. Вот их то и нужно прославлять, издавать их книги, читающая публика в этом объективно нуждается. Это и давно забытый Гребенщиков, и полузабытый Шишков, и до сих пор недооцененный Гущин. Прославлять нужно высокие дарования двух наших поэтов – Мерзликина и Башунова, на их стихах воспитывать в детях, да и не только в детях, вкус к настоящей поэзии, любовь к точности слов и отточенности мысли.
С Леонидом Мерзликиным в далеком уже 1992 г. меня познакомил работавший в журнале «Алтай» Геннадий Петрович Панов. Мерзликин был редактором моей первой журнальной публикации – перевода «Баллады о Востоке и Западе» Редьярда Киплинга, опубликованного в пятом номере «Алтая» за 1992 г. Замечания и правки Леонида Семеновича позволили мне тогда заметно улучшить свой текст. Наше дальнейшее недолгое, в общем-то, знакомство продлилось всего несколько лет, отведенных поэту для жизни судьбой. Встречи наши можно пересчитать по пальцам одной руки, а потом я был на похоронах Леонида Семеновича, в его квартире, которая предельной скромностью обстановки поразила тогдашнего губернатора края Льва Коршунова.
Любой человек, которому сегодня более 30 лет наверняка помнит, что это были за годы. В лихолетье 90-х никто и не ждал, что книжные издательства станут массово издавать стихи Мерзликина. Затем, вроде бы, пришла стабилизация, наполнились бюджеты и карманы покупателей, оживился интерес к культуре вообще и к литературе в частности. Но что изменилось с тех пор в отношении творческого наследия нашего замечательного поэта?
В каком магазине сегодня можно купить книгу стихов Леонида Мерзликина? Ни в каком. А ведь писал он нисколько не хуже, чем, например, широко известный сегодня и любимый мной поэт Николай Рубцов. Но Рубцов в свое время перебрался из Вологодской области в столицу, стал знаменитым на всю Россию и прославил свою малую родину, а Мерзликин, так уж сложилась его судьба, перебрался только на другой берег Оби, из Новоалтайска в Барнаул, и получил некоторую известность, по сути дела, только в границах края. Не пора ли хотя бы сейчас исправить эту прискорбную несправедливость?
Леонид Мерзликин, как и Пушкин, воздвиг себе нерукотворный памятник из прекрасных стихов. Только памятник этот, к сожалению, стоит где-то на задворках общественного внимания. Да, «малобюджетный» памятник Мерзликину недавно поставлен в Новоалтайске. А что же в Барнауле? А в Барнауле Шукшин да Пушкин – «наше все». Хотя тот же Александр Сергеевич, не только на Алтае, и в Сибири-то никогда не бывал. Однако на улице Шукшина стоит памятник Шукшину, на улице Пушкина установлен памятник Пушкину, и книги их стоят на полках книжных магазинов, а на улицу нашего земляка Мерзликина настоящий праздник до сих пор не пришел. Поймите меня правильно, я не пытаюсь сравнивать поэтические дарования поэтов Пушкина и Мерзликина, просто призываю отдать должное памяти нашего выдающегося земляка. Никто кроме нас этого не сделает. Николаю Рубцову в сети Интернет посвящен отличный сайт, содержащий стихотворения, песни на его стихи, фотографии поэта и еще много чего. Пушкин тем более не обойден вниманием во всемирной паутине. А где аналогичный сайт Леонида Мерзликина? Нет его. Хотя хорошо, разумеется, что набирают размах и наполняются новым звучанием Мерзликинские чтения. Честь и хвала организаторам этих дней памяти. Но сделать нужно еще гораздо больше того, что уже сделано, чтобы донести мерзликинский поэтический жемчуг до сердец и умов русских людей, в которых еще не угасла любовь к хорошей литературе.
Думается мне, что все затмевающая эксплуатация великого имени Василия Макаровича Шукшина в литературной жизни Алтая – сродни нефтегазовой ориентации экономики нынешней России. Такая политика неизбежно заведет нашу литературу в тупик, как завела в тупик нашу экономику «нефтяная игла». Если и будут еще на Алтае появляться новые Мерзликины, Башуновы, Гребенщиковы, Шишковы, Шукшины и Гущины, то не будет у них других путей для самореализации, кроме поезда «Барнаул - Москва» или самолета с тем же маршрутом. А нам это надо?


2010 г.