Синопсис - Двутомника

Иоганн Фохт-Вагнер
Синопсис

Автор: Иоганн Фохт-Вагнер

Название: «В Россию на свободные земли»

Жанр: Роман-эпопея в двух книгах: «Предвестье графа Воронцова» и «Старый Адам»

Время действия: параллельно, в двух временных пластах, развиваются две сюжетные линии: XVIII — первая половина ХХ вв. (финальная точка — указ о депортации), история немецкого крестьянина Адама Вагнера, по приглашению императрицы Екатерины II отправляющегося колонизировать поволжские земли, его детей, внуков и правнуков, и конец 1980-х - 1990-е, создание первых общественных организаций российских немцев, время перестройки в России. На эти годы приходится переселенческая одиссея Арнольда Вагнера, двести лет спустя проделавшего обратный путь, чтобы вновь обрести корни и национальную идентичность.

Сюжет:
Книга первая.

Лето 1765. Граф Воронцов и Григорий Орлов, призванные императрицей Екатериной для совещания о переселенческой политике, встретившись в царскосельском парке, обмениваются колкостями: род образованных Воронцовых не в фаворе, тогда как «выскочки» Орловы по-прежнему сильны. Однако императрица, с присущими ей мудростью и тактом, добивается того, что её соратники, забыв о разногласиях, сообща действуют в нужном ей направлении — готовят переселенческую кампанию и редактируют Манифест, который должен привлечь в Россию европейских земледельцев. И всё же на душе у Воронцова тревожно: он, в отличие от оптимистически настроенного Орлова, уверен в том, что колонизация поволжских земель не приведет к ассимиляции переселенцев и чревата в будущем едва ли не национальной трагедией как для них самих, так и для окружающих их народов — русского населения и степных кочевников.

Манифест придирчиво читается не только в столице Российской Империи. Действие переносится в Германию. В большом семействе Вагнеров с утра и до вечера всё идёт по заведённому раз и навсегда порядку. Для каждого, даже для малых детей, найдётся дело по хозяйству, и все работают радостно и споро. Но старика Вагнера гложет забота: его тревожит будущее сыновей. Княжество часто воюет, и семья Вагнеров уже заплатила за это двумя молодыми жизнями. Кроме того, один из сыновей, Адам, мечтает о собственной земле — но вся земля по обычаю достанется его старшему брату. Дробить её нельзя. И Адам, тайный любимец отца, решается отправиться в далекую Россию и основать там своё хозяйство. Отец и другие члены семьи пытаются отговорить Адама, но молодой человек в ответ организует семейное чтение Манифеста. Манифест не убеждает старого Вагнера, он высказывает свои замечания, пытается определить сына на место княжеского лесничего — всё тщетно. Адам, его жена и дети собираются в дорогу. После трогательных проводов младшие Вагнеры уезжают — и, несмотря на обещание писать и даже приехать друг к другу в гости, все члены семьи понимают, что никогда больше не увидятся.

«Современная» линия повествования, как и «историческая», начинается эпизодом из высших правительственных сфер. Председатель КГБ СССР Виктор Михайлович Чебриков просит аудиенции у Генерального секретаря компартии — Михаила Сергеевича Горбачева. Как и сановники Екатерины, партийные функционеры не доверяют друг другу до конца; внешне вежливые «товарищи» в тайных мыслях оценивают друг друга весьма нелестно. Предметом их беседы становится судьба немцев Поволжья, под предлогом воссоединения семей выезжающих на Запад. Чебриков отмечает, что эмиграция стала массовой, рассказывает о тех мерах давления, которые предпринимались по отношению к собирающимся эмигрировать семьям, и оставляет за Горбачевым стратегическое решение проблемы. Генеральный секретарь, оставшись один, углубляется в подготовленную для него справку о немцах Поволжья в Советской России. Прочитанное потрясает его. Горбачев решает пока не обнародовать данные о репрессиях.

О судьбах немцев Поволжья, их национальных чертах и несходстве с другими народами России размышляет и повествователь, едущий в плацкартном вагоне поезда в Краснотурьинск, к родственникам. По приезде, во время обсуждения решения нарратора эмигрировать, вновь поднимается вопрос о национальном характере русских и немцев.

В пункте сбора переселенцев Адам знакомится со своими будущими спутниками — Якобом Вамбольдом и зазывателем Георгом Монжу. Монжу, выходец из Голландии, получивший дворянство на службе у Екатерины, боевой офицер, тяжело раненный в одном из сражений, принимает искреннее участие в судьбе своих подопечных. Он знает, какой трудный путь их ждёт, и изо всех сил, не жалея собственных средств, пытается облегчить их положение. По пути в контору барона Борегарда, где он надеется добиться как можно более быстрой отправки своей партии в Россию, Монжу знакомится с молодой вдовой Барбарой, рискнувшей податься в Россию с двумя детьми. Женщина сразу вызывает его симпатии смелостью и расторопностью. Понимая, что ей придётся нелегко, Монжу записывает её в свою партию и решает приглядывать за ней. Из беседы с Борегардом становится очевидно, что Монжу — «белая ворона» среди зазывателей, которые пытаются нагреть руки на организации переселения.

Но вот зафрахтовано английское судно “Love & Unite”, и переселенцы навсегда покидают родные берега. Подробно рассказывается, как размещаются переселенцы на боевом фрегате, какие меры предпринимаются, чтобы предотвратить эпидемии и как-то организовать жизнь такого множества людей, многие из которых к тому же оказываются сражены морской болезнью. Особенно трудно в пути детям: им не сидится на месте; ряд эпизодов посвящен их наивно-хитрым попыткам смягчить строгий распорядок морской жизни и приспособить фрегат для игры.

Повествование вновь возвращается в современность. Год 1987 — время гласности. В газетах появляются разоблачительные статьи о прошлом. Общественное мнение начинает меняться. Но настоящие перемены в сознание советских людей вносит разрешенная сверху инициатива — создание НТТМ. Арнольд Вагнер становится одним из организаторов подобного предприятия. Перед читателем предстают несколько ярких эпизодов его деятельности, рассказанных с зубодробительной иронией.

По прибытии в Кронштадт переселенцев расселяют в бывших казармах гольштинского полка. Пока женщины устраивают быт, мужчины заняты поисками работы: они не привыкли сидеть без дела и понимают, что средств, выдаваемых на подъём хозяйства, недостаточно. Первым находит работу расторопный Якоб. За ним подтягиваются и другие. Обустройству переселенцев, их дружному совместному житью во всех его перипетиях посвящен ряд ярких эпизодов, самый запоминающийся из которых — подготовка к Рождеству, ёлка и фейерверк, устроенные Григорием Орловым для «своих немцев». Фаворит императрицы и переселенцы остаются весьма довольны друг другом: Орлова подкупает деловитость и расторопность переселенцев, их — его забота о них, подчёркнутый демократизм и то молодечество, с которым знатная персона принимает участие в зимних забавах, на пари скатываясь в полный рост с ледяной горы.

Следующий этап переселенческой эпопеи — путь по Волге. Здесь происходит первое столкновение переселенцев с местным населением: до того контакты с ним были скорее мирными. Вторгнувшись в обычаи ватаги бурлаков, переселенцы вскоре подвергаются нападению их ватаги, промышляющей разбоем; более дружелюбные отношения между переселенцами и купеческим сословием, но переселенцам становится очевидно, что купцы в поисках выгоды могут пойти на незначительные в их глазах нарушения данного ранее обещания.

Монжу встречается со своим старшим братом, тоже зазывателем; после беседы братьям становится ясно, что пути их расходятся — старший Монжу, как и многие люди его положения, рассматривает переселенческую кампанию как источник обогащения и дальнейшего продвижения по службе; с нажитыми средствами он собирается вернуться в Голландию и зовёт с собой Георга. Но тот уже неотделяет себя от переселенцев, он теперь — один из них и хочет жить как равный им в «своей» колонии Монжуйке. К тому же их отношения с Барбарой развиваются, Георг делает ей предложение, и они венчаются. Близка свадьба и старшего сына Адама Вагнера; первому чувству юноши и его избранницы в романе посвящено несколько трогательных картин.

Новые места, которые станут их родиной, завораживают переселенцев. Несмотря на трудности, они с радостью отмечают всё, что знаменует для них процветание и изобилие новой родины. Один из самых поэтичных эпизодов книги — удачная рыбалка, совместная уха и ночёвка переселенцев на берегу Волги.

Но вот наконец достигнут конечный путь долгого путешествия, и оказывается, что это — только начало одиссеи. Всё идёт не так, как обещано: дома, которые должны были будто бы уже ожидать поселенцев, ещё не построены; в колонии уже живут прибывшие до партии Монжу колонисты; нет церкви и пастора; впоследствии выяснится, что обещанные высокие урожаи действительно бывают, но лишь при благоприятных погодных условиях и урожайные годы чередуются с недородами; опасные соседи — кочевники — совершают нападения на колонии, убивая земледельцев за то, что те распахивают пригодные для пастбищ земли, уводя скот и невольников…

Но, несмотря на всё это, колония развивается; не только трудности, но и радости, и праздники случаются на этой земле. Свадьба Адама; прекрасный зимний пейзаж и беседа двух друзей, Вагнера и Монжу, на занесенной снегом улице; проникновенное описание совместного пения колонистов, крестьянского быта и традиций расцвечивают повествование. Смысловой центр романа — символическое единение Адама с землёй, которую он обрабатывает, и с женой, принесшей ему обед; земля также ощущается им как женщина, жена; важнейший образ — аналог судьбы героя и его рода — дуб «старый Адам», который впервые появляется в последних главах первой книги.

Как и дуб, Адам Вагнер противостоит невзгодам и крепчает в них. Во время набега кочевников, который колония отражает благодаря мужеству поселенцев и умелой организации обороны Георгом, он теряет сына, а вслед за ним — сломленную горем жену. Но Адам находит в себе силы преодолеть тоску и вступить в новый брак. Подобно библейскому патриарху, он умирает на садовой скамье под сенью деревьев, дав жизнь многочисленному потомству.

В основное повествование включены своего рода вставные новеллы — о судьбе Августы, ставшей жертвой насилия во время французской оккупации; о колонистах — участниках пугачевского бунта и их позорной казни; о немецком мальчике из разоренной степняками колонии. Кочевники угнали его в рабство, он был воспитан калмыками и, вернувшись в родное село, так и не ужился в нем и возвратился к приемным родителям.

В линии Арнольда Вагнера рассказывается о первых общественных организациях поволжских немцев на примере деятельности «Возрождения» в г. Свердловске, об историческом съезде 1991 г. и о расколе общественного движения, последовавшем из-за несходстве в представлениях о будущем народа. Кто-то надеется на возрождение Поволжской немецкой республики на прежней территории; кто-то полагает, что возможно получить земли под создание поселений в местах нынешнего проживания немцев; Арнольд Вагнер принадлежит к тем, кто считает это утопией и высказывается за эмиграцию и воссоединение с прародиной.

Книга вторая
 
начинается с описания пейзажа немецкой колонии, где окончил свои дни Адам Вагнер. Прошло более ста лет. Доминанта пейзажа — дуб Старый Адам, названный так в честь Вагнера. Сменяют друг друга семейные сцены, посвященные обсуждению важнейших государственных событий Российской Империи, касающихся колонистов. Год 1824 — освобождение от рекрутства «на вечные времена»; год 1874 — указ об обязательной воинской повинности; 1890-е — в кругу сыновей — Андрея, Фёдора, Иоганна — глава семьи Вагнеров сокрушается о последствиях этого указа для их рода. Речь заходит о кумире младшего сына, Иоганна, — Генрихе Трерине, который, по слухам, вернулся из армии с какими-то новыми социалистическими идеями, внушающими беспокойство Вагнеру-отцу.

Генрих Трерин между тем помышляет не о социальной справедливости, а о том, как со своим армейским товарищем Ермолаем Телегиным основать в Саратове предприятие по производству конных экипажей и извозу. Этим заняты его мысли; сердце же ищет любви, но жениться на девушке из немецкой колонии Генрих не хочет — его влекут к себе женщины романтические, непредсказуемые, загадочные. С благословения отца перебравшись в Саратов и партнерствуя с Вагнерами, поставляющими ему лошадей, Генрих на пару с Ермолаем налаживает своё дело. В это время он встречает свой идеал — русскую девушку Майю, учительницу в местной гимназии. Майя хорошо воспитана, образована, необычайно очаровательна. В то же самое время в ней есть какой-то непонятный Генриху надлом, имя ее окружено тёмными слухами, о которых знает Ермолай но, щадя Генриха, ничего не сообщает ему. Генрих объясняет этот надлом мезальянсом родителей — мать Майи из аристократической семьи, отец же — из низших чинов, выслуживших личное дворянство через офицерский чин. Выйдя замуж по любви, мать Майи разочарована; в воспитании дочерей ей помогает влиятельная сестра, жена петербургского сановника.

Благодаря Майе Шаповаловой Генрих начинает читать книги, интересоваться философией и литературой; он становится вхож в круги саратовской интеллигенции, посещает заседания местного литературного кружка.

Специальным рейсом авиакомпании Deutsche Lufthansa AG Арнольд Вагнер и его семья вместе с другими эмигрантами из России прибывают на историческую родину. Их поселяют в общежитии, выдают «бегунки аусзидлера». Пребывание в Германии начинается с борьбы за жилплощадь между ещё недавно сплоченными в едином порыве возвращенцами. Среди них есть и те, кто имеет родственников в западной части Германии и, готовясь к отъезду туда, свысока, как на людей второго сорта, поглядывают на соотечественников из СССР. Перед читателем разворачивается целая галерея портретных зарисовок аусзидлеров — интеллигентный доцент Евгений Фрицлер и сильно пьющий колхозник Валерий Беннер с русской женой Ниной, простоватый той простотой, которая «хуже воровства», Сергей…

1902 год. Александр Вагнер, нынешний глава клана, избран старостой колонии. Полный рвения, он стремится улучшить жизнь общины, в которой начинается отток населения в Канаду и США и очевидное расслоение на богатых и бедных, связанное с тем, что по решению правительства Российской Империи банки перестают давать немецким колонистам ссуду на приобретение земли. Генрих Трерин предлагает открыть в колонии «Общество вспомоществования беднякам», за что Вагнер и берется охотно, увлекая односельчан своим энтузиазмом. Преодолевая бюрократические сложности, идя на уступки властям (эта часть романа имеет документальную основу), колонисты добиваются своего.

1904 год. Назревает военный конфликт с Японией, в Манчжурию подтягиваются русские войска. Иоганн Вагнер призван в армию. Юноша мечтает о «настоящей» строевой военной службе, чего вовсе не одобряет его отец, но привычного к лошадям младшего Вагнера определяют в нестроевую роту — конюхом и шорником.

Начинается война я Японией, объявлена всеобщая мобилизация. Ермолай и Генрих призваны в кавалерийскую часть. Накануне отправки на фронт их посещает бывший армейский товарищ — Николай Шеффер, ревностный служака и блюститель правил, который лелеет надежду сделать карьеру, выдвинуться на войне. Друзья удивлены его появлению: во время службы в армии они не были особенно близки с ним. Но Шеффер объясняет, что им предстоит воевать в одном полку и предлагает держаться всем вместе. Холодок отчуждения постепенно тает. Взволнованный предстоящей отправкой на фронт, в обстановке дружеской беседы Генрих неожиданно для самого себя посвящает друзей в перипетии своих запутанных отношений с Майей, не сообщая им самого главного: обстоятельств разрыва с ней. Поведение Майи, которая, как кажется Генриху, к нему неравнодушна, непонятно ему, и он решает больше не преследовать её.

В полку друзья встречаются с нестроевым Иоганном Вагнером. Генрих, Ермолай и Николай участвуют в кавалерийских атаках, но ведут себя по-разному. Генрих потрясен бессмысленностью войны (описание войны его глазами подано в духе толстовства), но, оказавшись в обстановке боя, заражается всеобщей лихорадкой убийства. Ермолай тяжело ранен и, несмотря на возможность остаться калекой, рад, что «отвоевался». Николай упоен обстановкой боя и, кажется, вовсе не подвержен страху. Однако, несмотря на неоднократно проявленную смелость, карьера его не движется: препятствует происхождение. Продвижение по службе начинается уже после войны, когда во время революции 1905 года Шеффер оказывается среди карателей. Он искренне ненавидит революционеров как потрясателей основ миропорядка и выполняет своё дело не за страх, а за совесть.

Арнольд Вагнер, оказавшись в бывшей «гэдеэрине», близ Дрездена, постепенно организует быт семьи: устраивается на курсы, переводит детей из школы, где их оскорбляют, в другую, восстанавливает контакты со служителями Апостольской церкви, с которой он сотрудничал ещё в России, обзаводится машиной. Его мечта — найти жильё, стать независимым и в перспективе основать своё дело. Он полон веры в будущее и энтузиазма, что иногда вызывает насмешки и зависть менее энергичных аусзидлеров.

В промежутке между двумя революциями не всё спокойно в немецкой колонии Гларус. Имущественное расслоение из-за нехватки земли или неумелого хозяйствования одних и финансового успеха других вызывает непонимание и склоки между некогда дружными односельчанами. Всё больше людей эмигрирует.

Генрих Трерин пытается написать философское сочинение, обобщающее его военный опыт, и его вызывает для «отеческой» выволочки Денис Порфирьевич Привалов, жандармский офицер. Генрих не спорит с ним, потому что во время беседы понимает наивность своих выводов и видит, что уже перерос свою статью, но решает продолжать писать. Он понимает, что именно просветительство и журнализм — его призвание. Однако не бросает он и своего дела, которое развивается настолько успешно, что компаньоны решают разделить сферы влияния в Саратове, чтобы не мешать друг другу. Между ними иногда возникают разногласия на национальной почве, но пока ещё дружба Ермолая и Генриха столь сильна, что легко преодолевает их.

Иоганн Вагнер женится на своей избраннице Амалии, которая преданно ждала его с войны. Подробно описывается их свадьба, начало совместной жизни. Повторяется сцена единения с землей и женщиной, описанная в первой книге применительно к Адаму. Старый дуб — непременный свидетель всех событий, происходящих с героями, словно благословляет их союз; однако постепенно он начинает засыхать, что очень тревожит Вагнеров — в этом они видят страшные предвестия.

Женится на женщине, от которой у него вот-вот родится сын, Ермолай Телегин. Николай Шеффер в свойственной ему обстоятельной манере разумно выбирает себе будущую супругу, по всем правилам этикета ухаживает за ней и вступает в брак. Женится на дочери своего квартирного хозяина и потерявший надежду на единение с Майей Генрих. Он вполне доволен своим нынешним положением солидного господина, но во время деловой поездки из окна гостиницы вдруг видит Майю, и прежнее чувство вспыхивает с новой силой, тем более что Генрих наконец с высоты жизненного опыта понимает: Майя любит его. Начинаются их тщательно скрываемые от всех многолетние отношения. Наконец Майя раскрывает Генриху свою тайну: ещё совсем юной гимназисткой её развратил учитель словесности Илья Петрович Карамышин. Тётушка со свойственным ей тактом и решительностью уладила последствия, первое чувство угасло в отвращении, осталась вина и ощущение запятнанности — это-то и не позволяло Майе так долго раскрыться навстречу её избраннику, Генриху.

Год 1914. Немцы, проживающие на территории Российской империи, объявлены неблагонадежными. За Николая Шеффера ходатайствовал сам командующий, поэтому обстоятельства его жизни не меняются, но он вынужден присутствовать при разговорах офицеров, презрительно высказывающихся о его народе, и это глубоко ранит его душу. В немецких колониях начинаются погромы. Генрих Трерин, наблюдая за всеми этими событиями, становится ярым противником царского режима. Подпоручик Владимир Лебедев, воспользовавшись его настроением, пропагандирует ему идеи марксизма-большевизма, и Генрих заражается ими и участвует в революционных событиях, Гражданской войне и последующей продразверстке на стороне большевиков. Близкие ему люди — Вагнеры, Майя — не одобряют его идей и стараются, кто мягко, кто резко и откровенно — полемизировать с ним, но он не меняет своих убеждений. Тем не менее, нравственные устои Генриха остаются непоколебимыми. Он активно поддерживает партию в качестве корреспондента газеты «Пролетарская трибуна».

Гражданская война вносит раскол в семьи колонистов. Среди большого клана Вагнеров есть те, кто воюет за красных, и те, кто пассивно сопротивляется им. Подробно описываются мрачные события «военного коммунизма», продразверстки в деревне и последовавший за ними голод. Леденящая ужас вставная новелла о трагедии в семье Бош иллюстрирует эти события.

Ельцинское время. Арнольд Вагнер, приезжающий в Россию продавать квартиру, потрясен негативными переменами, произошедшими на бывшей родине, и контрастом между Россией и благополучной Германией. Простая сделка с квартирой неожиданно для него превращается в криминальный триллер. С помощью друзей ему удаётся осуществить её и благополучно вернуться в Германию с вырученной суммой. Это его «стартовый капитал» для осуществления мечты о финансовой независимости на новой родине.

Политика партии в РСФСР изменяется: сначала вводится НЭП, затем постепенно закручиваются гайки. В 1929 году начинается «борьба с кулаком», жертвой которых становится, в числе других успешных хозяев, семья Вагнеров. Эти трагические страницы истории показаны глазами «гларусского вундеркинда», студента Марксштадтского педагогического немецкого техникума Давида, сына Иоганна и Амалии. На семейном совете решено: чтобы спастись, юноша должен отречься от родителей — может быть, спустя время, когда его оставят в покое, он поддержит семью. Давид выполняет решение семьи. Изо всех сил репрессированная мать старается помочь сыну, который живет в общежитии на нищенскую стипендию; единственное, что ей удается, — тайно передать ему тулуп. Даже попрощаться с угоняемой в Сибирь семьей юноша может лишь издали. Он тяжко страдает, и морально, и физически, питается крапивой, опухает от голода. Выхаживает его Екатерина Екгардт, на которой Давид, получив образование и получив диплом педагога, женится. Но ещё до этого события Давид получает известие о смерти матери, а затем и отца. Во время выпускного вечера он вынужден, тщательно скрывая свои чувства, демонстрировать жизнерадостность и бодрость, обязательные для строителя коммунизма, в то время как душа его рвется на части.

Репрессированы и братья Иоганна Вагнера: Андрей расстрелян, Федор отправлен в ссылку на пять лет. Он неоднократно сбегает оттуда; последний побег в 1937 году совершает только для того, чтобы попрощаться с семьей и, добравшись до родной колонии, уничтожить дуб „Старый Адам“ и тем самым поставить точку в истории немецкого Поволжья, которая, как он понимает, близится к концу. Эта сцена завершает эпопею.

Из эпилога читатель узнает о судьбах главных действующих лиц: эмигрантском бытии Николая Шеффнера, потерявшего родину и семью, смерти Майи, позднем прозрении Генриха Трерина, который, будучи в качестве ветерана приглашенном на официальное событие, произносит с трибуны крамольную исповедальную речь о страшных последствиях своей и всеобщей лжи. Вскоре он репрессирован, и только благодаря сохраненным Майей письмам потомки узнают о нем.

В романе не рассказано о депортации немцев Поволжья; это тот рубеж, на котором действие останавливается.

Финал эпопеи оптимистичен; основания для оптимизма — судьба Арнольда Вагнера, реализовавшего свою мечту. И она, как подчеркивает автор, не исключение: «В настоящее время вернувшиеся на историческую родину немцы бывшего СССР глубоко внедрились в общественные, культурные, производственные сферы Германии. Они представительствуют и во многих земельных, краевых и городских парламентах. Их дети и внуки живут на РОДИНЕ»

Книгу на русском языке можно приобрести в России вот здесь: http://napisanoperom.ru/book/133135#lightbox-journey/0/
а в Германии вот здесь: