Внешний вид в детской хореографии

Елена Скударь
Хореография - один из древнейших видов синтетического искусства, художественный образ в котором выражается посредством танца. Отдельным пластом этого искусства является детская хореография. Еще в Древней Греции обучение танцам входило в обязательную программу образования с детского возраста. В наше время бурного развития , технологического прогресса, науки и искусства в целом, не отстает и хореография.
“ Танец – единственный вид искусства , в котором мы сами являемся инструментом. ”( Рахель Фарнхаген)
В хореографическом искусстве существует огромное множество стилей и форм: классический балет, народно- сценический танец , бальный, историко-бытовой, спортивный, современный.
В танцевальном образовании для детей много полезных аспектов. Танец улучшает общий тонус тела, укрепляет костно-мышечный аппарат, развивает гибкость. Танец помогает в формировании правильной осанки, равновесия, координации движений. Танец пробуждает и развивает у детей осознание красоты, гармонии, поднимает самооценку, уверенность в собственных силах, проявляет способность к самокритике. Также танец способствует пониманию уважительного отношения к труду, как к своему, так и  коллективному, развивает общую культуру и интеллект ребенка.
Занятие любым видом хореографии обязывает родителей к приобретению специальной формы и обуви. Огромную роль в занятии хореографией играет грамотно подобранная одежда для танцев и танцевальная обувь. Поскольку танец- это сложный комплекс движений, а значит и удобная обувь для танцев и многообразная одежда должна тщательно подбираться. Должны учитываться удобство и качество. Обувь и одежда не должны сковывать движение тела, мешать, отвлекать. Внешний вид детей, занимающихся хореографией в самодеятельных кружках, творческих коллективах, ансамблях, школах эстетического воспитания, школах искусств можно рассмотреть в следующей таблице. 

Вид  хореографии одежда                обувь

классический
Балетки
танец Трико    Купальник  Хитон                Пуанты



Народно-сценический Трико  Купальник                Т уфли
танец Юбка
 
               
В современном танце к внешнему виду не такие строгие требования. Приемлемы футболки, спортивные брюки, шорты, кеды, кроссовки и т.п.
Правильно подобранная обувь способствует правильному развитию стопы ребенка, а также исправляет недостатки: слабый голеностопный сустав, низкий свод стопы, плоскостопие. И наоборот, неправильный подбор размера или качества, высоты каблука может привести к искривлению стопы и осанки, болевым ощущениям, перегрузке мышц ног и спины. Балетки должны быть изготовлены из натурального материала - плотной хлопчатобумажной ткани. Передняя часть балеток может быть обшита мягкой тонкой натуральной кожей, так же как и нижняя часть подошвы. Балетки должны плотно прилегать к стопе, не болтаться на ней свободно и ни в коем случае не должны быть малы, сдавливать пальцы.   .               
Туфли для народно-сценического танца нужно подбирать размер в размер, подходящие по полноте. Туфли должны быть из качественной натуральной кожи с наборным кожаным каблуком. Для детей 5-и – 7-и лет каблук лучше подбирать широкий высотой 1-1,5 см. Для детей от 8-и лет и старше каблук может быть тоньше и высотой 5 см.( стандарт). Трико и купальник должны плотно  прилегать к ногам и телу. Они не должны сковывать движений, собираться в складках. С одной стороны все это позволяет юному танцору чувствовать себя комфортно, с другой стороны педагог видит очертания мышц тела ученика, работу суставов, осанку, правильное исполнение элементов танца, вовремя заметить и исправить ошибки.         
А.П.Чехов сказал:” В человеке все должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли.”
Кроме правильного подбора танцевальной одежды и танцевальной обуви очень важен выбор цветовой гаммы. В танцевальном классе нужно избегать  ярких, пестрых, разноцветных купальников, трико, гетр. Форма должна быть однородна у всего детского коллектива. Это уменьшает момент различия социального статуса родителей, дисциплинирует; дети в одинаковой форме или одной цветовой гамме пастельных тонов  ( cветло-розовых, кремовых, светло-голубых и т.д.), черной или белой воспринимаются как одно целое, как коллектив.   
 Прически юных танцоров играют важную роль. Неаккуратно убранные волосы отвлекают ребенка, мешают ему сосредоточиться. Поправляя волосы, отвлекаясь сам, он отвлекает других.  Волосы должны быть убраны в тугой пучок на затылке, затем закручены в “гульку”. Есть специальные сеточки на волосы , повязки на голову, чтобы прическа выглядела опрятной и не рассыпалась за время занятий. Челки недопустимы. Лоб должен быть открыт.  Яркие заколки, резинки, разноцветная одежда, отвлекают внимание от учебного процесса,  нарушается дисциплина, теряется общая атмосфера творческого и учебно-воспитательного процесса.
“ Пришел человек к мудрецу и сказал ему: О, Мудрец, научи меня отличать истину от лжи, красоту от безобразия. Научи меня радости жизни. Подумал мудрец… и научил человека танцевать.” – ( Восточная мудрость )
Сценический костюм кардинально отличается от репетиционного трико. С момента появления артиста на сцене и до окончания танца зритель воспринимает происходящее визуально, аудиально. Зритель рассматривает исполнителя и его костюм, слушает музыкальное сопровождение, и, конечно же, наблюдает хореографию движений танца. Все три составляющие должны гармонично дополнять друг друга. Сценический костюм должен отвечать требованиям идейно-образного содержания, специфике хореографического искусства. Костюм в классическом балете не может быть идентичным костюму в народно-сценическом танце. Ткани для костюмов подбираются самые разнообразные, любой цветовой гаммы. Конструируя сценический костюм необходимо помнить, что ткань должна подчеркивать хореографию, цвета костюма должны сочетаться с освещением на сцене ( например зеленый костюм в красном прожекторе будет смотреться грязно-коричневым ). Костюм должен легко и быстро одеваться и сниматься. Ткань лучше выбирать без рисунка: мелкий со сцены не виден, а крупный легче настрочить аппликацию или комбинировать цвета. Костюм не только должен соответствовать стилю хореографии, сценическому образу но и возрастной категории танцоров. В современной хореографии часто используется взрослая хореография,  образы и одежда, не по возрасту ребенка (чулки, корсеты, яркий макияж). Это недопустимо ,так как маленький артист в этих одеждах выглядит вульгарно и не эстетично. Ребенок на сцене должен быть естественным, соответствовать своему возрасту. Макияж, если он необходим, очень легкий и нежный. Никакой красной помады, синих теней и ярких румян. Конечно ,если в постановке требуется театральный грим для создания полного сценического образа ( например образ кошки) – это приемлемо и может быть очень красиво и ярко.