Жадный

Александр Муровицкий
(из серии Путевые заметки)

Автобус  ЛиАЗ-677, переваливаясь с боку на бок, ударяя  колесами по  всем ухабам, оставляя за собой пыльное облако,  медленно катил по полуасфальтовой дороге из Баладжаров  в Баку. Сказать, что он был забит битком – ничего не сказать.  Людей было очень много: кто-то сидел, кто-то висел, кто-то стоял, прислонившись к поручню, в общем – все были заняты удержанием своего тела в максимально возможном вертикальном положении.
 
Впрочем, в любом советском городе, начала восьмидесятых такая картина была нормой.  Поэтому всеми это воспринималось, как должное, в том числе и группе младших офицеров, выехавших с республиканского военкоматовского  сборного пункта «развеяться» в столицу Азербайджанской ССР.

Несмотря на то, что на дворе стоял ноябрь, погода была  вполне летней. Если бы не,  выгладывающие из-за заборов верхушки гранатовых деревьев,  с  яркими  красными плодами, можно подумать, что  еще только июнь. Правда, иногда чувствовалась осень:  дыханием Каспия, приносился моросящий  осенний дождик и пронизывающий ветер.

По автобусу «сновал» кондуктор -  молодой человек в майке и  пиджаке, который позванивая монетами в кармане, призывал пассажиров к оплате,  возгласами: «Проезд! Проезд! Оплачиваем проезд!». Пассажиры, кто напрямую, кто через «соседей»,  передавали  молодому человеку «пятаки», которые тут же пропадали в его «бездонном»  кармане.  Иногда, правда наблюдался и другой порядок оплаты: пассажиры, напрямую договариваясь с водителем, остановиться в каком-то удобном для них месте, бросали по десять – пятнадцать – двадцать копеек прямо на покрытый одеялом капот автобуса и, вываливаясь из автобусной толпы, направлялись по своим делам.

Отдав свои «пятаки»,  молодые офицеры  хмыкнули, удивившись отсутствию подтвердительного документа в виде билета,  но промолчали, за исключением одного. Капитан, придержав  кондуктора за рукав пиджака, спросил: «А билет где?». Дернув плечом, парень изподлобья глянул на капитана и двинулся дальше собирать «дань» с путников.  Когда же кондуктор, через какое-то время, опять продвигался через «позиции» военных, капитан, повторил свой вопрос, но туже с раздражением в голосе: «Так, где мой билет, а?».

Вопрос нисколько не смутил молодого человека, он повернулся в сторону водителя и на весь автобус крикнул: «Али! Дай этому… (небольшая пауза) товарищу билет…   метра два!».
Водитель Али, взял с капота рулон билетов, до этого момента нетронуто лежавший, отмотал два метра и, не отрывая взгляда от  дороги, предал  ленту в направлении задней площадки автобуса. Перехватив билетную ленту, кондуктор, предварительно скомкав, вручил капитану, со словами: «На тебе билет, дарагой!».

Капитану в этот день везло на «маленькие» происшествия. Учитывая, что на следующий день намечалась отправка эшелона, офицеры решили экскурсию по Баку закончить на местном базаре. Понятно, что можно было привезти из солнечного Азербайджана, в степной гарнизон не менее солнечного Казахстана, конечно  – фрукты.

Разнообразие всевозможных фруктов, произрастающих на просторах Азербайджана, в полном объеме присутствовало на рынке: гранаты, хурма, мандарины, апельсины, лимоны, фейхоа, инжир, виноград. Не все это можно было  довезти до места, неделю болтаясь в вагоне поезда, но что-то можно и в дороге вкусить.

Каждый член военной кампании  решал для себя: у какого продавца, какое лакомство купить и за какие деньги. 

Наш капитан и здесь «отличился».

Накупив то, что он решил, капитан вопросительно посмотрел на продавца: «Сколько?». Тот, прикинув на каком-то своем внутреннем «калькуляторе»,  ответил:  «Пять рублей восемьдесят три копейки».

Капитан протянул шесть рублей продавцу. И остался стоять в ожидании сдачи. А продавец? А продавец, начал, как ни в чём не бывало суетиться по своим «торговым» делам.

Постояв, капитан обратился к продавцу: «Эй! А сдачу – семнадцать копеек!».

Все продавцы, ближайших прилавков, все свое внимание сразу же обратили на эту пару, да что там продавцы –  покупатели застыли в ожидании развязки.  Видимо такие «эксцессы» были  редкостью  для местной публики.

Продавец полуобернувшись, в недоумении спроси  «Што?».
- Как что? Сдачу! Семнадцать копеек! – уже  с элементами возмущения, заявил военнослужащий человек.

- Ах, сдачу! Да, да, сдачу, - засуетился продавец.  – Как же, как же, щас, щас!
Он собрал,  какую то мелочь у себя на прилавке, как оказалось - по одной копейке и, протянул капитану. И как только рука военного раскрылась для получения вожделенной суммы, копейки рассыпались по грязному базарному тротуару.

- Ой! Ну, что ж ты такой неловкий! Ну – твоя сдача – ты и собирай! – провозгласил вердикт торговец.

Капитан начал возмущаться, но оглянувшись по сторонам и не увидев  поддержки окружающих, собрал мелочь, взял свою поклажу и двинулся по узкому проходу меж фруктовых прилавков.

«Жадный ты,  капитан,  нехорошо!» - сказал вдогонку офицеру пожилой продавец  одной из лавок.

Капитан хотел было ответить, но что-то решив про себя, молча проследовал мимо.

Уже в следующую свою командировку в Баку, в «Хинкальной» (кафе, где продают «хинкали» - разновидность пельменей), оказался  за одним столом с  пожилым профессорского вида азербайджанцем. Как-то невольно зашел разговор по принципу: «ты откуда и как там…» и я решился задать вопрос про вот такие наблюдения той, прошлой командировки.

- Понимаешь, -  сказал пожилой человек, отхлебывая пахучий,  темного цвета чай из стеклянного изогнутого стаканчика, похожего на рюмку, без ножки, - у нас здесь в Азербайджане заключен такой, как бы тебе объяснить по точнее – социальный договор между людьми. Заключается он в том, что все вместе мы даем возможность друг другу заработать. Я – оставляю мелочь таксисту, таксист не берет сдачу на рынке, продавец – без билета  дает деньги водителю автобуса, сколько не жалко.  Ну и так далее.

- И что, никто не возмущается? – удивленно спросил я, - это же ущемляет меня, я, например, нигде в торговле или на транспорте не работаю, получаю просто зарплату?

- Я вот тоже к этой сфере не отношусь – работаю  на производстве,  в конструкторском бюро, - усмехнувшись, ответил собеседник.  -   Но таков социальный договор и я не смею его нарушить.  И, бывают случаи, когда им пользуюсь. Например, в автобусе, спрашиваю про стоимость проезда: «Сколько?», мне отвечают:  «Сколько не жалко!». А у меня три копейки в кармане, а проезд стоит десять!  Бросаю на капот эту монету – и никто меня не осудит.  Тоже самое бывает и на базаре. Если не хватает у меня там десять – пятнадцать копеек, продавец скажет: «А! Ладно! Потом отдашь!». А потом, у нас, поторговавшись, можно купить вещь, продукты и за пол цены.
И закончил свою мысль фразой: "Вы  - русские, не умеете торговаться!".