Учёбник

Александр Титов
Снежный ком начинается с одной снежинки, книга – с одной буквы, мелодия – с одной ноты.
Лао-Цзы призвал к недеянию, Конфуций – к воплощению в человеке морально-нравственных и социальных норм. Милетцы задались вопросом: откуда все возникает? Мнения разделились. Фалес сказал – все из воды, Анаксимандр увидел основой всего – апейрон, туманную массу в постоянном движении, Анаксимен – воздух. Эфесский Гераклит назвал мир процессом, а вещи изменчивыми. Парменид возразил: бытие постоянно и недвижимо. Демокрит провозгласил основой бытия неделимую частицу – атом.
Сократ велел познать себя, Платон разделил мир на мир вещей и идей. Аристотель раскритиковал его и обозначил, что познание начинается с ощущения, а не припоминания чего-то известного до рождения. Эпикур поведал об отклонении атомов, когда они движутся в заданном потоке, назвав это случаем, и подобно Будде призвал к усмирению страстей. Стоики придумали безликого бога Логоса и исключили ввиду существования судьбы любую свободу, упомянув, что она возможна лишь для героев. Скептики рекомендовали ничего не опровергать и не доказывать, а достойно принять судьбу.
Августин Блаженный посчитал, что все создал Бог, а государство должно быть в подчинении у церкви; Фома Аквинский указал, что вера должна направлять разум и привел пять доказательств бытия Бога.
Наука подорвала авторитет церкви. Галилей решил, что знание возможно лишь на пути изучения природы при помощи опыта и наблюдения, встала задача создания и логического обоснования методов познания и построения системы знаний о мире. Бэкон предложил разрушить прежние заблуждения и разработать индуктивный метод познания, основываясь на опыте, Декарт во главе метода поставил разум, предложил все подвергнуть сомнению и согласился с Платоном насчет существования врожденных идей. Локк отверг существование врожденных идей, сказал, что важен опыт и разделил качества на присущие предметам и кажущиеся человеку. Спиноза проголосовал за разум, отождествил природу с Богом и классифицировал познавательные способности: через ощущение, рассудок и интуицию. Лейбниц создал учение о прирожденной способности ума к познанию высших категорий бытия и занял взвешенную позицию между разумом и чувствами.
Беркли подверг критике Локка и высказал идею о том, что быть – значит восприниматься, а значит, все сущее нам кажется, и материи нет. Юм решил, что кроме ощущений опираться не на что и объявил вопрос о существовании мира неразрешимым, а связь между событиями недоказуемой.
Просветители захотели окончательно утопить церковь и распространили научное знание о мире, но их идеология быстро вытиснилась Немецкой классической философией. Кант совершил переворот мирового мозга своей трансцендентальной философией и назвал разум ограниченным и противоречивым. Гегель выбрал основой всего Абсолютную идею, а также создал вторую историческую форму диалектики. Фейербах раскритиковал идеализм и религию и сообщил, что человек не творение Бога, а наиболее совершенная часть природы. Маркс и Энгельс призвали к материалистическому пониманию истории, отвергли гегелевскую абсолютную идею, спрогнозировали мировую социалистическую революцию и создали третью историческую форму диалектики.
Шопенгауэр отказался от первичности разума, провозгласив основополагающим началом волю. Ницше внес поправку, уточнив, что это воля к власти и заразил умы идеей сверхчеловека. Экзистенциалисты высказались за невозможность разумного понимания бытия, решив, будто его можно только пережить, и научили мир принимать на себя ответственность за все, что происходит, поскольку каждый имеет свободу выбора.
Я же в пятницу, как обычно, пришел домой после трудового дня с четвертинкой водки в портфеле,
выпил,
закусил,
разделся,
лег в кровать
и, не нащупав рядом совершенно никого, кто мог бы хоть как-нибудь согреть и понять, мило заснул под ласкавший уши шум телевизионных помех. Совершенная часть природы, готовая совершить мировую социалистическую революцию и периодически страдающая от ограниченности своего разума.

5.09.07