Новое варварство

Александр Токарев
Подавляющее большинство сегодняшнего населения живет вне культуры, в состоянии эдакого неоварварства. Причем, если им об этом сказать, то не все и не сразу поймут, о чем собственно речь.

А между тем… Чем руководствуется человек, живущий худо-бедно в культурном пространстве? Теми идеями и теми примерами, что были им когда-то и где-то прочитаны и усвоены. Советский человек несомненно был человеком культуры. В СССР культура навязывалась, чтобы человек, раскрепощенный революцией, не ушел  в мир нового, уже революционного варварства, а встал на путь созидания и развития. А потому при Сталине и стали юноши и девушки из рабоче-крестьянских семей читать Пушкина и Лермонтова, ставя себя на место то Онегина, то Печорина, то Татьяны, то княжны Мэри, размышляя о том, а как бы они поступили на месте того или иного героя.

При необходимости сделать какой-то нравственный выбор или принять судьбоносное решение, не всплывало ли в сознании человека культуры несколько десятков литературных аналогий, помогая решить проблему выбора? А сегодня? «Ну мне подруга сказала, что надо сделать так».

Сегодняшний человек абсолютно индифферентен к культуре. Он не только не проявляет к ней интереса, он вообще существует как бы отдельно от нее. Можно было и раньше не прочитать ту или иную хорошо известную классическую книгу (например, роман Ивана Ефремова «Таис Афинская» я дочитал годам к тридцати трём), но знать в общих чертах ее содержание. Сегодня даже самые громкие и, казалось бы, привычные, названия молодым людям не говорят ни о чем. «На Западном фронте без перемен» или даже элементарное «Попал под лошадь…» не вызывают никаких эмоций узнавания.

Ну да, есть, конечно, «Мастер и Маргарита». А еще любимый поэт Есенин… Дальше они не продвигаются. Времени нет читать. Зато есть время просиживать часами за компьютером или жать на кнопки телефона. Виват, Стив Джобс!

Самое печальное, что и старшее поколение, имея-таки багаж знаний, в своём поведении становится похожим на молодежь, проникаясь сериальным миром, разделенном, как правило, на плохих и хороших, тех, кто совершает преступления, и тех, кто их раскрывает. Телевизор с десятками каналов для них, как интернет для молодых. Если бы в моём детстве был интернет, я бы, наверное, стал дебилом, не прочитавшим ни Хаггарда, ни Гюго, ни Ремарка.

Верующие, для которых открытием является существование четырёх канонических евангелий, националисты под имперскими знаменами, умеющие только громко кричать: «Русские вперед!», но не имеющие представления о русской истории и культурных традициях, подменяющие их каким-нибудь языческим новоделом, - это всё те же варвары новой эпохи.

Есть, конечно, и пресловутый креативный класс. Но соприкосновение с ним порой вызывает сильное желание сжечь его носителей напалмом. Слава богу, такой возможности у меня нет. 

Варвары при этом своё состояние воспринимают в порядке вещей, а вот  попытки посягательства на него - враждебно. Они не способны к самостоятельному абстрактному мышлению и формулировке выводов. Им достаточно нескольких простейших стереотипов.

Они точно знают, что коммунизм – это утопия, после революции будет только хуже, а при советской власти нечего было купить в магазинах. Но при этом успешно пользуются пережитками советского строя, вроде декретного отпуска для женщин.  Ведь для принятия первого утверждения достаточно поверить (потому что все говорят), а остальное уже выше их сил.

Пушкин – фактически создатель современного русского языка, и потому являющийся самым русским из русских, несмотря на африканские корни, или Лермонтов, сражающийся с горцами не на жизнь, а насмерть и при этом восхищающийся Кавказом, признающимся ему в любви, не вмещаются в головы новых варваров. Да они и не вникают в эти тонкости, ограничиваясь чтением по диагонали произведений школьной программы, готовясь обмануть систему ЕГЭ.

Мир в черно-белую полоску, как у собаки, инстинкты и рефлексы, скоропалительные и необдуманные выводы, а вслед за ними такие же решения, порой влияющие на весь последующий ход жизни… «Потерянное поколение» (это откуда еще выражение?), успешно вписавшееся в мир чистогана, несмотря на культурное вырождение.

И при этом в России то Год культуры, то грядёт Год литературы… Зачем всё это в варварском мире, где надо только работать и зарабатывать? Зачем нужна культура, если ценностями являются лишь материальное благополучие и карьерный рост, зачем человеку Толстой и Достоевский, если для практической жизни достаточно набрать по-быстрому на клавиатуре: «Превед крававчег кагдила»