На Прохоровском поле...

Владимир Николаевич Кондаков
Светлой памяти дяди Вани посвящаю.

27.05.2014... Ездил недавно, в День Победы, на Северное кладбище в Парголово - поклониться праху дяди Вани, участнику Великой Отечественной войны, едва не сгоревшему в танке на Прохоровском поле во время самого грандиозного в истории войн танкового сражения... Так случилось, что поехал один. И вот сижу я у очень скромной могилки с типовой "пирамидкой" и звёздочкой вместо креста, вспоминаю дядьку. Как полагается, помянул его, закусил немудрёным бутербродом (без женской руки), закурил. И вдруг поймал себя на крамольной мысли: а ведь я толком-то и не знаю, как дядя Ваня воевал. То, что именно воевал сомнений не было - сходил как-то с ним много лет назад в баню и обомлел: всё тело в шрамах, на левой ноге и чуть выше её, против всякой физиологии, вырваны куски мяса и на их месте -  стянутая узелками морщинистая белёсая жёлтая кожа. То, что у дядьки частично обожжено лицо, шея и часть правой руки, мы, его племянники, наблюдали и раньше, но увиденное в бане потрясло. Вот "Остапа и понесло": "Расскажи, дядь, расскажи про войну". Он оценивающе на меня посмотрел, вроде бы согласно кивнул, затем помотал головой и, в итоге, вымолвил: "А тут, Володь, и рассказывать нечего - грязь сплошная". В общем, ничем фронтовик не поделился, зато, дабы отбить у молодого охоту к расспросам, оттащил меня в парилку и так там отделал..., что до сих пор приятно вспоминать.
    "Да, настоящие фронтовики не любят кичиться своими подвигами, каковыми они их не считают, - высокопарно подумал я, выпив вторую стопку за упокоение души раба Божьего Ивана. - Это штабные и прочие тыловые крысы девкам мозги пудрили, чтобы... - Я нервно закурил и посмотрел на фото дядьки на эмали, частично облупившейся. - А ведь не прост ты был. Ой не прост!"
   И вспомнился мне практически последний монолог Вани, когда он уже лежал "на смертном одре", как позже выяснилось. Подмечено, что мудрые люди чувствуют скорый конец, но ведут себя по-разному: одни - замыкаются в себе, другие, напротив, пытаются выговориться. Дядька был "средним" - лишнего не болтал, но и молчуном не оставался. И тот последний монолог объяснялся просто - он обрадовался моему появлению и не скрывал эмоций...
   - Я тут, Вовка, лежу и от нечего делать философствовать начал. - Подождав - не перебью ли я его, дядя продолжил: - Решаю мировую проблему: "Почему побеждённые живут лучше победителей?" Вот лично у тебя есть ответ?
    Зная Ваню, я не стал вилять вокруг да около и ответил непатриотично:
   - Потому, что у нашего государства, то бишь его руководства, мозгов нет, либо они не на то, что надо людям, направлены. Ладно, дядя, спрашивать. Что же ты здесь нафилософствовал?
  - А ты правильно, Вов, ответил. - Старик осмотрел потолок над койкой и, словно получив оттуда благословение, неожиданно продолжил: - Хочу рассказать тебе недавнюю историю, которая оставила в моей, если она есть, душе гадкий след. Помнишь, я летом 2003-го ездил на празднование 60-летия Курской битвы?
   - Да, да, помню! - излишне экзальтированно ответил я. - И что?
   Мне всегда нравилось, как Ваня (впрочем, как и мой отец - родственники, однако!) варьировал производными от моего имени: Володя - к серьёзному разговору, Вов и Вова - к задушевному, Владимир - никогда (мне даже иногда обидно становилось - а на кой... меня так назвали? Вон у армян: "Володя" - так и вписали в паспорт. А тут: "владей миром"...).
  - Вот я, Вов, "блин", и думаю, - начал было дядька и действительно задумался. Надо отдать ему должное, он никогда откровенно, на публику, матом не ругался. Но периодически, ссылаясь на Черномырдина, сетовал, что иногда ему не хватает "междометий". И вот, получив эрзац на букву "б", он эксплуатировал её, букву, по полной. - А какого, "блин", рожна нам через 60 лет надо выпендриваться своей бедностью?
   Вопрос прозвучал неожиданно и я просто его парировал:
   - И что?
   - Да я насчёт того празднования 60-летия Курской битвы, - напомнил дядя Ваня. -  Я никому не говорил куда еду - так, в общем. И когда вернулся, говорить было не о чем. Но тебе, Вов, сейчас расскажу.
   Я превратился в сплошное ухо.
   - А ты, Вова, вообще, слышал, что летом 2003-го на Прохоровском поле "выкатили поляну" для бывших врагов и нынешних партнёров?
   - Что-то слышал из средств массовой информации, - уклончиво ответил я.
   - То-то и оно - что-то, "блин", слышал. А я там был.
   - Ну, и? - дежурно вопросил я.
   Ваня не стал "юродствовать" и принялся всерьёз рассказывать:
   - Об этом мероприятии я узнал чуть ли не за полгода. Бабе говорить не стал, чтобы не суетилась. Медальки - а ты видел мой "иконостас" - брать не стал. И оказался прав. В общем, приехали, "блин", туда. "Специальные товарищи" нас проинструктировали - но как-то вяло, не по-советски, "блин". Переночевали в гостинице (я биде с "блюе" не перепутал), а поздним утречком посадили в автобусы и - айда на места боёв! Можно подумать, я эту Прохоровку помню! Но - довезли, "блин". Самое смешное, из ветеранов (наших, "блин"!) никого не знаю, а с кем пытался заговорить - молчат, как партизаны. Привезли. Поле вспаханное, но не засеянное. Это, "блин", очень символично: урожая не будет, но всё вспахано! И посреди этого великолепия (лето: вспаханное позавчера поле и даже ни одного сорняка) поставили несколько столов с яствами. Мы прибыли раньше "фрицев", немцев то есть (или германцев, как они просят теперь себя называть), и тупо, "блин", ждали, когда эти господа (побеждённые, "блин", между прочим) прибудут. Вот, Вов, хохма: мы - победили, а побеждённых засранцев ждать пришлось. Ну, приехали они...
   Согласно традиции С.Цвейга, я мудро промолчал. А дядька мудро продолжил:
   - Приезжают эти, "блин", побеждённые - ухоженные, суки, если не сказать - холёные, в отличных костюмах "от...", если не в смокингах, с "бабочками" под подбородками, с лучезарными улыбками вставных челюстей (чему наши завидовали) и абсолютно без регалий. А вот наши "пацаны" - в какой-то хреновой форме (т.е. чудесным образом восстановленной, отчасти - по Юдашкину), увешенной разноцветным металлоломом. В принципе, Вов, всё правильно - если бы я какую-нибудь фашистскую медаль, а тем паче, "блин", крест увидел - уделал бы... Ну, пригласили нас за столы. Пытались посадить как в школе: "мальчик-девочка", а у нас - "фашист-русский"... Нам пытались объяснить, что они уже давно не фашисты. А тогда, "блин", с кем же мы воевали?...
   Процедурно помолчав, фронтовик продолжил:
   - Ладно, "блин" с ними -  с фашистами. Я тоже после второй рюмки подумал: может этот "клоун" из Гамбурга и не совсем фашист? Даже выказал ему некоторое расположение в, "блин", лёгкой голливудской улыбке в нижние свои четыре зуба. А он понял меня буквально: "Фриц, - говорит. - Очень приятно". Ну, "махнули" мы с ним стопочку за знакомство. А дальше - ему почему-то захотелось мне понравиться. Подошёл переводчик. Я ему попытался объяснить, что с некоторым, "блин", говном я принципиально объясняться не хочу. Причём, этот немецкий придурок перевод принял дословно: "Ист гуд". И продемонстрировал мне плохое знание русского языка, почерпнутого где-то на Севере СССР:
   - Говори , Иван, я много-много слышал.
   - Ну, и хрен с тобой, - сквозь зубы ответил я.
   - И что ты думаешь о нас? - незатейливо спросил немец.
   - Тогда, когда мы вас раком поставили, мы думали, что вы жили лучше нас. А сейчас...
   - Опять лучше! - абсолютно тупил Фриц.
   Дядя Ваня психанул:
   - И какой рецепт чертовски образованной и много раз побеждённой "блинной" Европы может быть для нынешней дикой России?
   Фриц думал недолго - видимо ответ был подготовлен заранее:
   - Я очень удивляюсь, - философски начал он, - как при таком умном, практически немецком, президенте, жители России живут в таком дерьме.
   Выслушав данную (практически определяющую, но не означающую ничего) тираду, дядька ответил предельно просто:
   - Если бы вы, немцы, выиграли войну, то я бы хотел посмотреть, как бы вы жили под началом бывшего полковника гестапо...

   Такой у меня смешной был дядька. Но не без мозгов, согласитесь?
    
   P.S. Намеченное следующее юбилейное застолье на Прохоровском поле в 2013 году не состоялся по самой банальной причине - до него просто не дожили победители. В том числе и мой дядя Ваня. А "выкатывать поляну" побеждённым - это нонсенс. Даже для русских...