Рецензия на фильм Учитель на замену, США, 2011

Максим Странник Петров
Когда я взялся за написание статьи о фильме "Учитель на замену", для меня это было продолжением темы "Школа в кинодраматургии". И ей я хотел продолжить драманализ таких фильмов как "Доживём до понедельника", "Ключ без права передачи", "Розыгрыш" и "Хористы". Но при повторном просмотре фильма "Учитель на замену" я обратил внимание на то, что сама проблематика выходит за пределы темы школы.

Да, в этом фильме речь идёт о школе, о воспитании, об учителе. Затронуты и другие персонажи процесса воспитания: администрация школы, родители, представители местного управления. И каждый из действующих лиц выражает своё отношение к школе.

В отличие от советского кино эпохи 60-х - 80-х годов и французского фильма "Хористы", где события происходят в послевоенные годы, время действия "Учителя на замену" - наши дни, место действия - США. Школа для трудных подростков. Как говорит сама директор: Школа - перевалочный пункт для худших детей в округе. Видимо, имеется в виду, что отсюда можно уйти только в тюрьму. У школы - низкий средний балл.

В этом фильме много внимания уделено личной жизни учителя Генри Барта, главного героя картины. Воспоминания из его детства, его страхи, переживания. Т.е. то, что обычно в человеке живёт на подсознательном уровне и определяет всю его взрослую жизнь. И эта его жизнь и его проблемы связаны с современным американским обществом. Но это проблемы не только американского общества. А всечеловеческого, цивилизационного масштаба. Ведь что такое сегодня представляет собой США? Это центр современного мироустройства. Инициатор, зачинатель жизни всего современного мира. Политическую и экономическую модель Америка навязывает сейчас всему миру. Проблемы с образованием, воспитанием, экономикой характерны для всех стран планеты Земля в той или иной степени. Даже Россия, которой на протяжении последних десятилетий навязывалась эта модель, успела заразиться болезнью "западных ценностей". Хотя, возможно, мы и не так далеко зашли на этом пути.

Но фильм, вскрывая проблемы, даёт надежду, что эти проблемы решаемы. Во-первых, мы видим учителя, который может за месяц в душах своих временных учеников изменить очень многое. И он способен это сделать. Мы это видим. Хотя изначально эти задачи ему никто не ставит. Он их сам на себя берёт.

В чём смысл его работы формально? Когда из школы увольняется учитель, на то время, пока не будет найден новый на постоянную работу, надо заткнуть дыру в школьном графике. Чтобы ученики не болтались без дела и не надо было перегружать других учителей. Как говорит директор временному учителю Генри Барту: "Главное - придерживайтесь учебного плана".

Обычно взрослым свойственно давать детям то, чего они были сами лишены в своём детстве. На этом основана вся трудовая биография Генри Барта. Как он сам говорит: "Как важно иметь в жизни какую-то опору. Кого-то, кто направит. Кто поможет разобраться в сложностях нашего мира. У меня в детстве этого не было." Дать опору, направить своих учеников он и пытается. То, что ему это удаётся делать за месяц, не фантастика, не выдумка режиссёра. Некоторые эксперименты в образовании были начаты ещё в советское время. Шаталов, Щетинин, Эльконин. Это и фамилии основоположников новых направлений в образовании. И авторские методики. К сожалению, эксперименты были прикрыты. Слишком неожиданны оказались результаты. Для застойных лет такие эксперименты были слишком революционны. Власть была к ним не готова. К счастью, эти эксперименты не умерли. И на базе отдельных школ продолжают действовать и сейчас. Вспомним и систему Макаренко, который занимался воспитанием трудных подростков в колонии для несовершеннолетних. И оттуда вышли достойные люди. Многие из них продолжили его дело, тем самым доказав, что нет необучаемых детей. Есть некомпетентные учителя и устаревшие взгляды.

Генри Барт за месяц работы с трудными подростками меняет направление их движения. От животных инстинктов к человеческому поведению. До этого у них просто не было другой альтернативы.

Таким образом, мы видим, что Генри - человек неравнодушный, творческий. Он далеко выходит за рамки тех задач, которые перед ним поставлены. Но и он не лишён собственных проблем. Проблем в личной жизни. Мы видим, что работа у него временная. Семьи нет, детей нет. Жилище его, похоже, тоже временное. Видимо, ему приходиться переезжать с места на место. По своему образу жизни он ни к чему не привязан. И не стремится к этому. Обычно человек так живёт, если он монах или отшельник. Либо боится привязываться, чтобы не было больно терять то, к чему привязался. Как правило, человек, обретая некоторую стабильность в жизни, начинает слишком дорожить тем, что имеет. И может не пережить тех душевных страданий, которые дают потери этой стабильности. Потери всего близкого и дорогого сердцу. "Что имеем - не храним, потерявши - плачем". А привязываемся мы очень быстро. К карьере, деньгам, к близким людям. И потеря бывает иногда очень болезненна. Особенно тогда, когда мы сами начинаем болеть и умирать. Но если мы ничего не имеем, то и терять нам особо нечего. Быть может, поэтому Генри и способен раскрыться в своей работе. Ведь над ним нет начальников. Он ни от кого не зависит. Не обременён долгом обеспечивать семью. Не ищет работу ради денег. Не видит каждый день одни и те же раздражающие его лица. Если бы он работал учителем на постоянной основе, он бы зависел от администрации школы, имел бы дело с одними и теми же коллегами. Должен был бы постоянно искать компромиссы между тем, что он хочет и тем, что должен. А так, и с него спрос небольшой, и он ни перед кем не отчитывается. Его ошибки никого особо не волнуют. Оригинальное название фильма "Отчуждённость" гораздо лучше выражает суть картины. И эпиграфом фильма выступают слова Альбера Камю: "И никогда раньше не ощущал я такого глубокого чувства отчуждённости от самого себя и полного присутствия в мире". Отчуждённость, непривязанность к жизни, к своей жизни, даёт мощный импульс для самореализации, для творческого отношения к своей работе, для высвобождения большой порции энергии, которая уходила бы на борьбу за выживание, за сохранение накопленного, за охрану собственного статуса, заработанного в процессе борьбы. Как раз этим занимается директор школы. Она пытается сохранить свой пост. Этим озабочено американское общество. Даже учителя, которые с любовью относятся к своей работе, работают по призванию, не могут полностью избавиться от проблем зависимости от этого общества.

Вот мы видим одного учителя, который умело парирует агрессивный выпад подростка, облекая оскорбительные фразы в форму стихов. И декламирует эти стихи с улыбкой. Но он, всё-таки, каждый день сталкиваясь с подобным поведением, волей-неволей вносит личные эмоции в конфликт. Поэтому ему приходится пить таблетки, стимуляторы, чтобы себя подбодрить.

Главная проблема в конфликте заключается в том, что мы воспринимаем любой выпад другого человека, его агрессивное поведение по отношению к нам, как личное оскорбление, обиду. И тогда вся энергия у нас идёт на переживания, эмоции, на желание отомстить. И только, когда человек может отстраниться от ситуации, видеть ситуацию и человека как бы со стороны, он может всю энергию пустить на поиск оптимального решения проблемы. Как говорит Генри одной из учениц: "Просто многие люди не думают, что творят. И таких встретишь в любом возрасте."

Сам Генри просто феноменально парирует выходку одного из подростков. Ученик начинает вызывающе вести себя, угрожать Генри. Выходит к нему на уроке и оскорбляет его, пытаясь вызвать агрессию, вывести его из равновесия. Даже берёт его портфель и швыряет об стену. Генри на это отвечает улыбкой: "У сумки нет чувств. Она пустая. И мои чувства тебе тоже не задеть... Ты злишься на весь мир. Я был точно таким. Я тебя понимаю. На меня злиться глупо. Я один из тех, кто пытается дать тебе шанс в жизни..."

Агрессия подпитывается агрессией. Когда человек хамит, он пытается раскачать другого человека, вывести его из равновесия. Подсознательно агрессор чувствует себя несостоятельным. Ему не хватает энергии. Ему надо её откуда-то взять. Он не осознаёт того, что он делает. Срабатывает инстинкт самосохранения. Если рассматривать человека, как информационное энергетическое поле, то мы всё время взаимодействуем друг с другом, обмениваемся энергией. В нормальном состоянии наше энергетическое поле сбалансировано. В состоянии эмоциональной неустойчивости - и это известно в экстрасенсорике - у человека появляется энергетическая пробоина, утечка энергии. Нападки агрессивно настроенного человека вызывают эмоциональную неустойчивость у оппонента, и он резко начинает терять энергию. Именно поэтому человек, которого обидели, часто начинает вскоре плохо себя чувствовать, заболевать. Если же хамство человек не воспринимает на свой счёт, он сохраняет энергию и может сделать что-то для решения проблемы. Энергия зависит от состояния души человека. Именно поэтому существуют такие эпитеты как человек великодушный, равнодушный, малодушный. Великодушный - это человек с большой душой. Его энергетическое поле распространяется далеко за пределы его физического тела. И все, кто попадают в это поле, сами начинают меняться, трансформироваться. Агрессивный человек быстро успокаивается. Великодушный человек благотворно влияет на несовершенные души.

Генри показывает пример решения конфликтной ситуации, о котором раньше не знали ученики. Человеческие детёныши не рождаются "человеками". Они должны ими стать в процессе общения с миром людей. Только в обществе людей человек становится человеком. Вариант с Маугли не проходит. В животном мире человеческое дитя становится животным. И этот процесс необратим. От природы нам для нашего выживания даны два инстинкта: инстинкт самосохранения и инстинкт продолжения рода. Если общество, семья, школа не показывают детям пути преодоления, сдерживания своих инстинктов, то именно инстинкты и будут автоматически срабатывать для защиты. Современная школа перестала заниматься воспитанием Человека. И поэтому дети для выживания начинают действовать как животные: собираться в стаи, у которых появляются вожаки. Вожак, в свою очередь, завоёвывает это право в жёсткой борьбе. Принцип "свой-чужой" заставляет эти стаи-кланы враждовать между собой. Такое общество обречено, потому что оно стремительно деградирует.

Дети всегда живут чувствами. Они реагируют не на мысли и слова учителей, а на их души. Живая душа имеет все шансы стать их наставником, старшим товарищем. Если внутренний мир учителя или родителя пуст, то красивые слова никогда не возымеют действие. Двойная мораль убивает не только веру детей в высокие цели. Она не оставляет шансов на выживание всему обществу.

Агрессивное поведение подростка - это попытка сбросить с души тот негатив, который накапливается в процессе жизни среди чёрствости, бездушия общества. Если не выплеснуть агрессию наружу, то она вся пойдёт внутрь. И будет уничтожать подростка изнутри. Это известная вещь в психологии. В своё время это открытие сделал Фрейд. Все наши проблемы находятся в подсознании. И мы их не осознаём. Но они действуют аналогично компьютерной программе. Например, если ребёнку в переходном возрасте говорить всё время "ешь быстрей", то по жизни такой человек будет поспешно есть, и даже не будет этого осознавать. И ему будет трудно изжить эту привычку. Есть такая поговорка: "Посеешь поступок - пожнёшь привычку, посеешь привычку - пожнёшь характер, посеешь характер - пожнёшь судьбу." Эта поговорка очень точно раскрывает этот механизм программирования своей судьбы. На этом принципе основаны такие техники как НЛП и современные средства маркетинга и пиар-технологий.

Первыми авторитетами нашими в детстве являются наши родители. Именно ими создаются первые программы нашей жизни, наших действий, закладывается наш характер. Первые ошибочные действия родителей оборачиваются накоплением в душах детей агрессивных эмоций, которые дети пытаются сбросить в виде агрессивных поступков. В таких семьях дети всегда очень неуравновешены, неспокойны. С ними часто что-нибудь происходит. Если затем общество продолжает линию, противоречащую законам Вселенной, то это будет отражаться на подрастающем поколении. Чем больше проблем, тем более агрессивным  будет становиться общество. И это на какое-то время будет способом выживания этого общества. Но ненадолго. Для стратегического выживания нужны другие решения. Но агрессия - это, всё-таки, попытка решить проблему, примитивная, временная, но за неимением представления о других, способ выживания. Многие, наверное, замечали, что есть два типа людей. Те, которые в случае конфликта очень бурно реагируют, очень эмоционально. Будут биться в истерике, кричать. А потом быстро успокоятся, выплеснув весь негатив во внешний мир. Всё вроде забыто. А есть люди, которые всегда стараются вести себя очень корректно в любом конфликте. Но в душе у них всё кипит. У них внутри всё кипит. И в силу своего воспитания они не дают себе возможность выпустить проблему наружу. И вот тогда, когда человек долго держит эту эмоцию, она уходит у него на уровень подсознания. И записывается как программа. Такой человек по жизни потом будет или больным, или у него по судьбе не будут складываться какие-то вещи, взаимоотношения с другими людьми. Или он будет избегать каких-то болевых ситуаций. Но нерешённая проблема всегда будет сидеть в подсознании. Такие учителя, как Генри, это понимают. Он пытается снять агрессию тем, что не поддаётся этой агрессии. Но не поддаётся не внешне, а внутренне. Он не внешне держит стойку, а он внутри не реагирует. Он внутри не воспринимает. Но это тоже не так просто без определённой практики самоотстранённости. Но Генри и другие учителя - они тоже продукт этого общества. И полностью справляться с проблемами они не могут, не решив своих собственных. Генри дальше других продвинулся в решении проблемы, выбрав путь отчуждённости, отрешённости от собственного эго. Ему легче других не привносить личных эмоций в свою работу. Если бы он на постоянной основе работал бы в школе, то, возможно, его собственные проблемы детства стали бы входить в резонанс с проблемами его учеников, коллег, его начальства. И тогда, возможно, начались бы у Генри проблемы более высокого порядка на уровне психики. Поэтому ему необходимо постоянно отрываться и быть ни к чему непривязанным. А тот учитель, который реагирует стихами на агрессию ученика, не совсем справляется с ситуацией. Что-то внутри него всё же остаётся. Какая-то нерешённая проблема. И чтобы она не выходила наружу, он и пьёт таблетки. А это человек опытный, который научился как-то по жизни выходить из положения. А молодая женщина-психолог, которая пытается решать проблемы детей, - а проблем этих целый букет, - на самом деле решить их не может. Потому что сама плохо представляет себе, что такое душа. Она использует методики современной западной психологии. Это и деление детей на психотипы, использование результатов определённых исследований. Как в случае с мальчиком, который зверски убивает кошку. Отцу ребёнка она объясняет: "Дети, мучащие животных, в зрелом возрасте не могут испытывать чувств к людям." Но большего она сделать не может. Только констатировать определённые факты. Тоже самое делает психиатр в фильме "Хористы". Он просто ставит диагноз подростку по результату тестов - ограниченный, склонен к насилию и т.д.

Психолог в этом фильме старается хорошо выполнять свои обязанности, корректно выражать свои мысли. Сохранять эмоциональную устойчивость. Но внутри контакты с трудными подростками накапливают у неё агрессивность, с которой она не может справиться. И на одной из учениц срывается. Котёл агрессивных эмоций переполнен. Пар должен быть выпущен. Иначе он разорвёт её изнутри. Проблема в том, что она видит перед собой подростка, который оскорбляет её, уязвляет её самолюбие. Генри же видит человека, у которого есть проблемы, и он должен ему помочь. В этом разница. Когда психолог видит агрессивных подростков, она считает их виноватыми. И начинает тихо ненавидеть. Потому что они мешают ей жить, выполнять алгоритмы её работы. В силу своей профессии у неё есть сложившаяся картина мира. Она исходит из тех представлений о мире, которые ей внушило общество, её учителя в университете, где она училась. У неё есть набор методик, в которые она верит. И эта картина мира рушится. Методики не работают. Но её модель мира - это не сам мир. И модель входит в противоречие с реальностью. Порядок нарушен. Не случайно, мы видим перед собой психолога в образе женщины в очках с гладко зачёсанными волосами. Это образ поклонника порядка, педанта. Но своего представления о порядке.

Есть такой фильм "Серьёзный человек". Там американец-еврей не может понять, почему с ним начинают происходить какие-то проблемы. Весь его мир рушится. Хотя он серьёзный человек. Очень серьёзно относится к своей жизни, работе, семье. Он живёт по Торе, по тем 613 заповедям, которые даны иудеям. Он ходит за советом к раввинам. Но проблемы всё множатся. Его жена от него уходит. Его сын - наркоман. Его самого на работе обвиняют во взяточничестве. И в конце концов, у него обнаружен рак. А проблема в том, что человек принципиальный, живущий правилами, сознанием, а не сердцем, не душой, перестаёт познавать мир, запирает его в футляр своих догм. Вспомните чеховского "Человека в футляре". Вспомните трагические слова героя кинокартины "Залечь на дно в Брюгге" (его играет Райф Файнс): "Принципам изменять нельзя".

Психолог из "Учителя на замену" не хочет умирать, подавив в себе все эмоции. И выпускает пар. Герой фильма "Серьёзный человек" не даёт возможность пару выйти. И трансформирует эмоции в болезнь. Давно известно, что онкология - болезнь людей, недовольных миром. Недовольство проистекает из гордыни. Во всех основных мировых религиях гордыня является тяжким грехом. Гордыня - это когда вместо понятия Бога в центр Вселенной мы ставим своё эго. Когда считаем, что только от нас, наших усилий, нашей воли зависит результат. Но жизнь всё равно развивается по своим законам. Происходит столкновение самой жизни и представлений о ней. Если из этого столкновения не делаются правильные выводы, то человек входит в конфликт с миром, с обществом. Родители, общество дали неверные ориентиры в детстве. И теперь ожидания не оправдываются. Человек начинает мучиться, терзаться, агрессивно реагировать на "несправедливый" мир. У одних эта агрессия пойдёт вовне. И они будут пытаться уничтожать других. У более слабых волей ситуация развернётся вовнутрь. И они будут убивать себя. Вплоть до самоубийства.

Генри - пока единственный из учителей, которому удаётся как-то балансировать. Но собственные проблемы не решены. И здесь мы от темы воспитания детей переходим к вопросу воспитания Учителя. И не только учителя, но человека вообще. Каким должно быть общество? К чему оно должно стремиться? Какие проблемы встают на пути к цели? Генри говорит: "Я один из тех, кто пытается дать тебе шанс в жизни". И раньше: "Как важно иметь в жизни кого-то, кто направит". Т.е. он видит свою миссию в том, чтобы показать пути движения к цели. Но чтобы показывать путь другим, надо сначала определить его для себя. Невозможно всё время убегать от собственных проблем. Нам будут всё равно давать шансы решить их. И для Генри тоже появляется шанс решить собственные проблемы. Избавиться от болевых точек. Этот шанс появляется в лице девочки Эрики, которую он подбирает на панели. Она в чём-то похожа на Генри. У них схожий жизненный опыт. Как говорит Генри: "Тебя трахали и кидали столько раз, что ты уже привыкла". Про себя он говорит: "Я молод и стар. Меня покупали и продавали. Я закалился. Я сбежал. И я как ты... Я как деньги. Гуляю по рукам как купюра. Но слёзы я оставляю себе". И может быть, поэтому Генри не может пройти мимо этой девочки. Он слишком хорошо видит, что она погибнет в этом мире. Как и в школе, он хочет дать ей шанс. Его самого в детстве лишили опоры. Его мать сначала получила удар, когда от неё ушёл муж. Затем они жили у деда Генри. У деда с матерью Генри были какие-то серьёзные проблемы. Вероятно, дед сексуально домогался её, когда она была девочкой. Иначе, чем объяснить, что она требовала, чтобы Генри запирался на ночь. Видимо, боялась его сексуальных домогательств к внуку. В результате мать покончила с собой. Все эти воспоминания перемежаются с посещением Генри больницы, где в полумаразме лежит его дед. Дед живёт в некоем состоянии чувства вины перед дочерью. Она является ему. Периодически Генри вызывают в больницу, когда дед впадает в полубезумное состояние. И Генри срывается на одной из сотрудниц больницы после очередного посещения ночью.

Таким образом, прошлое не отпускает Генри. Оно всё время напоминает о себе. Оно мучает его. Но Генри избегает решать эту проблему. Он в душе винит в смерти матери деда. Но с дедом старается быть корректным, заботливым. И накопившийся пар изливает на обслуживающий персонал больницы.

Я не видел ни одного фильма про школу, где бы поднималась проблема преподавания, например, математики. Или истории. Во всех фильмах про школу речь идёт о воспитании. Поэтому мне странны рассуждения сегодня о том, должна ли школа воспитывать, или должна оказывать только образовательные услуги. Все художественные произведения, кинодраматургия, документалистика поднимают вопрос именно воспитания в школе. Макаренко не оставил фактически никакого научного наследия по педагогике. Но выразил свои идеи воспитания в виде художественных произведений "Педагогическая поэма", "Флаги на башне" и др. Он доказывал своей работой в колонии для трудных детей, что именно воспитание - основа всей педагогики. Любой предмет, любая дисциплина, которую преподают в школе, будь то математика, биология, история, всего лишь один из способов влияния на души детей. Набивание голов детей знаниями, информацией ни к чему не приводит. Самые главные знания - это понимание мироустройства, его законов. География, физика, химия - это всего лишь проекции мира на разные плоскости. Изучение проекций помогает построить образ этого многомерного мира, понять законы Вселенной. Без построения образа картина мира будет всё время распадаться. Как сможем мы создать гармоничного человека, если не даём ему представления об образе Вселенной, о цели всего Сущего. О смысле Бытия.

Стремление жить в соответствии с законами Вселенной подразумевает нравственное поведение человека в мире. А что такое нравственность? Я для себя определяю её как принцип "Не навреди". Не навреди себе, другому человеку, окружающей природе. Индикатором нравственного поведения человека является его совесть. Голос совести всегда подскажет, как поступить в той или иной ситуации. Воспитание, таким образом, - это обучение умению слышать голос своей совести. В фильме "Розыгрыш" учитель математики ставит единицы за ненаписанную контрольную по математике. И говорит, что контрольная состоялась. Но задачки в ней были не тригонометрические, а нравственные. И с ними вы не справились. Вот яркий пример того, чему учит и должна учить школа прежде всего.

Но без воспитания учителя нет и воспитания детей в школе. И лучший среди учителей Генри Барт нуждается в решении своих внутренних проблем. Две ситуации помогают справиться с ними. Первая - появление в жизни Генри Эрики. Вторая - ученица из его класса Мередит. Как ни странно, на его жизнь оказывает влияние смерть Мередит, её самоубийство. Генри чувствует, что привязывается к Эрике. И отрывает её от себя, отдавая в руки органов опеки. Но самоубийство Мередит вызывает в душе Генри чувство вины. Ему кажется, что он незаслуженно оттолкнул Мередит от себя, подчиняясь школьным правилам, когда нельзя учителю оставаться с ученицей один на один. Но вина Генри надуманная. Виноват не Генри, а родители девочки. Ведь именно они бездушно отнеслись к своей дочери, у которой живая душа. И которая не хочет исповедовать всеобщий эгоизм. Именно её отец всячески оскорбляет её, пытаясь доказать, что она зря родилась на свет, что она никогда ничего в жизни не добьётся. Что она некрасивая и толстая. "От тебя не будет никакого толка". И Генри высказывается по этому поводу: "Нужны специальные требования к тем, кто собирается стать родителями."

Во всём классе Мередит - единственная, кто живёт в мире с широко открытыми глазами. Она постоянно носит с собой фотоаппарат. Она неравнодушный человек. Но кому есть дело до её души? Когда появляется Генри и заступается за Мередит, выгоняя из класса подростка, оскорбившего Мередит, она приятно поражена этим. И потом в разговоре с Генри она говорит: "Когда Вы на меня смотрите, Вы видите меня настоящую". Но Мередит не хватает душевного тепла. Её мучают сомнения. Она входит в противоречие с теми ценностями, которые пропагандируются обществом. Её оскорбляют сверстники. Даже близкие люди относятся к ней враждебно. У Мередит возникает комплекс неполноценности. Единственной опорой для неё неожиданно становится Генри. У неё появляется надежда. Но Генри сам пытается удерживать дистанцию. Не переходить грань дозволенного. Не выходить за рамки школьных правил и временного характера его работы. Он не может ей заменить родителей. Он не может наполнить её душу недостающим теплом. Их короткая беседа наедине в классе прервана учительницей, которая видит в такой беседе намёк на интимные отношения и нарушение школьных правил. Всё это становится последним шансом для Мередит. Шансом, который не реализуется. Последняя надежда гаснет для неё. Её фотографии полны пустых комнат и пустых лиц. А жизнь теряет смысл в день, когда Генри даёт последний урок.

Для Генри смерть Мередит стала шоком. Но шоком, который приводит к его излечению. Это событие по времени совпадает и со смертью его деда. Исчезает мучащий осколок прошлого. Все события сходятся в одну точку, в один общий смысл. Отчуждённость уже не может быть способом существования, принципом, догмой. Иначе она превращается в бездушие и цинизм. "Мы в ответе за тех, кого к себе приручаем". Нельзя оттолкнуть человека, когда он нуждается в твоей помощи. Когда ты даёшь ему надежду, шанс на спасение. На спасение его души.

Школа в фильме - это модель современного общества. Его срез. Здесь присутствуют все самые яркие его представители. Учителя, учащиеся, представители управления, чиновники, бизнесмены, психологи, родители. Каждый выражает своё отношение к жизни. Один из учителей мучается тем, что его никто не замечает. Он обращается к классу на уроке - никто не реагирует. Он приходит домой. Жена его не замечает, поглощённая просмотром телепередач. Он выходит каждый день на школьный двор и стоит, вцепившись в сетку руками, задрав голову и закрыв глаза. Никакой реакции извне. И только Мередит наблюдает за ним. И только Генри подходит к нему и спрашивает, что случилось. "Вы меня видите! Спасибо!" - только и восклицает этот несчастный. В этом обществе никому ни до кого нет дела. Каждый решает только свои проблемы. Все находятся в состоянии отчуждённости от остальных, разобщённости и замкнутости на своём эго. Директор школы озабочена своим статусом и своей карьерой. Она живёт с мужем, но они уже давно не общаются друг с другом. Только вместе завтракают и ходят на официальные мероприятия. Бизнес сращивается с государством. Представитель управления образования, выступая перед педагогами, все проблемы образования сводит к ценам на недвижимость. Потому что это его бизнес. Ему нужен более высокий средний балл успеваемости, чтобы поднять престиж школы. Престиж школы повысит престиж округа. Здесь будут селиться более респектабельные граждане. И повысится стоимость домов и квартир. Как говорит одна из учительниц: "Вы об экзаменах или о своих проблемах с недвижимостью?"

Одна из родительниц готова разорвать учительницу за то, что та выгнала за хамское поведение её дочь. Она считает, что сидеть с её дочкой, терпеть её выходки - это задача школы. Ночь родителей в школе проходит без родителей. Они перестали интересоваться своими детьми, всё воспитание сбрасывают на государство и учителей.

И только истинные энтузиасты в школе ещё что-то пытаются дать своим ученикам. Такие как Генри удерживают ещё будущее западного общества от полного тотального разложения. Но приговор обществу вынесен. Образ западного общества - это мрачное поместье Ашеров из произведения Эдгара По, с его ощущением былого величия и мрачного будущего с расширяющейся трещиной в его древних стенах, с ощущением безысходности и пустоты. Если из дома уходит человеческое тепло, то такой дом быстро разрушается.

Генри рассказывает ученикам о двух принципах, на которых зиждется современное общество: непрерывное поглощение и двоемыслие. Непрерывное поглощение - это и есть общество потребления. А двоемыслие - это думать одно, говорить другое, а поступать в соответствие со своей выгодой. "Сознательно верить в ложь, зная, что это ложь". Генри - словесник. Он рассказывает подросткам, зачем надо читать книги. Надо развивать своё воображение. Надо научиться думать самостоятельно. Отстаивать убеждения. Чтобы сохранить собственную личность. Иначе вам всё время будут скармливать готовые образы. И приводит примеры таких установок. "Надо быть красивой, чтобы быть счастливой. А для этого сделать операцию". "Я должна быть худой, известной, модной". Юношам внушают, что все девушки шлюхи.

Задача учителя - показать другие способы выживания в этом мире. Нравственные. С умением брать на себя ответственность за свою жизнь, за жизнь других людей. Как мы видим в фильме, эти уроки решения проблем подростки воспринимают. И воспринимают с благодарностью. В конце фильма, когда проходит месяц, и Генри должен уходить, тот самый подросток, который проверял Генри на прочность, сожалеет об его уходе.

Как говорит Генри: "Мы обязаны вести наших детей, чтобы они не оказывались на обочине, не становились ненужными". Для этого состояние отчуждённости, отрешённости необходимо на какое-то время. Для того чтобы выйти из системы, выйти из матрицы ложных целей. Для того, чтобы увидеть собственные проблемы, проблемы собственной души. Но затем необходимо включиться в осмысленную целенаправленную работу по реформированию системы. По объединению помыслов и усилий общества в направлении воспитания нравственного ответственного поколения людей с открытой и искренней душой. Людей щедрых, отзывчивых, умеющих сопереживать, сочувствовать и неравнодушных к судьбе человечества.