важный вопрос!

Анечка Качалова
" ВАЖНЫЙ ВОПРОС"


Вопросы, которые мы обсудим сегодня, пожалуй задавала себе каждая мама - вне времени, и первым из них , явлется-


КАК ПРИУЧИТЬ РЕБЕНКА СПАТЬ ОТДЕЛЬНО?


Если изначально ребенок спал с родителями,не имеет значения по каким причинам- важно, чтобы к трем годам он уже перебрался в свою кроватку.

Как это сделать?

Прежде всего, выберите подходящий момент, желательно это сделать до того, как ребенку исполнится три года. . Конечно, у каждого малыша есть свои индивидуальные особенности, но психологи считают, что отучать от родительской постели лучше всего в кризисном возрасте, то есть, в год-полтора, в два и в три года, хотя знаю примеры, когда и приученные к своей кроватке дети просыпаются ночью и бегут в кроватку к родителям.

В период кризиса малышу хочется проявить свою самостоятельность и взрослость. Можно, например, сказать так: “Маленькие дети спят вместе с мамой. А ты теперь стал совсем большим, и у тебя есть своя собственная кроватка. Тоесть фактически играть на чувстве ответственности, ведь он растет и взрослеет, соответственно должен вырабатывать правильные привычки как у взрослых.

Если у вас не получилось с первой недели- не переживайте, вы не одни такие.


Постарайтесь сделать спальное место максимально уютным и приятным: повесьте недалеко от кроватки ночничок, положите в нее любимые игрушки и, возможно, малыш сам, гордый и важный, захочет поспать, “как взрослый”. Вспомните себя, как вам хотелось в детсве свой домик, шалашик , и при формировании личного пространства малыша отталкивайтесь не от инерьера комнаты, а от приорететов вашего малыша.

Если же ребенок наотрез не хочет спать отдельно, постарайтесь понять, что с ним происходит. Возможно, это связано с семейными проблемами и подсознательно малыш чувствует угрозу для себя. Оградите его от всех тревог и не сдавайтесь. Постарайтесь найти компромссный вариант, комфортный для вас двоих.

Дети, как известно, самые большие в мире консерваторы, и когда все идет по заведенному распорядку, им легче принимать правила игры, поэтому старайтесь приучать его к режиму и вы увидите результат.



КАК ПРИУЧИТЬ РЕБЕНКА К ГОРШКУ?


Это пожалуй один из важнейших вопросов, возникающих у родителей малыша.

Прежде чем приучить своего ребенка к важному ретуалу, я прочитала не мало литературы и послушала сотню советов. И самое главное, что я усвоила во всем процессе обученя - это упороство. Не сдавайтесь, ведь ни один ребенок на свете не приучился к горшку прежде чем не полить все ковры, кроватки и штанишки. Это почти как дрессеровка, когда по сто раз говоришь скажи пи-пи или ка-ка.

Малыш все прекрасно понимает и запоминает. Поэтому все ваши "попугайские" повторения далеко не напрасны. Решить когда надо сделать шаг к горшку, конечно в 90 %

зависит от родителей. Однако мое мнение такого- с 1 года 2 месяцев можно начинать приучать ребенка к самостоятельным походам в уборную, а до этого усилия тчетны.

* * *

( научная точка зрения)


С момента рождения - и это очевидный факт - процессы мочеиспускания и дефекации ребенком не контролируются. Т. е. эти процессы подчиняются безусловным рефлексам - действиям, не требующим участия коры головного мозга. Элементарная задача приучения к горшку в переводе на умную терминологию состоит в том, чтобы данный от природы безусловный рефлекс сделать условным - подчинить его воле конкретного юного индивидуума. Успешность переучивания определяется тремя факторами:

Состоянием (развитием) органов, принимающих непосредственное участие в процессах мочеиспускания и дефекации: мочевой пузырь, мочеиспускательный канал, прямая кишка, мышцы брюшного пресса, сфинктеры прямой кишки и мочевого пузыря (сфинктер - это особая круговая мышца, сжимающая полый орган или замыкающая выход из него).

Состоянием (развитием) нервной системы, прежде всего, коры головного мозга.

Интенсивностью внешних воздействий или, проще говоря, педагогической активностью родственников.

Три перечисленные составляющие тесно взаимосвязаны, но уже на этом этапе можно сделать очень существенные выводы, которые, впрочем, вполне очевидны: Чем раньше вы начнете процесс приучения к горшку, тем больших усилий это от вас потребует. Приучение к горшку тем успешнее, безболезненнее и проще, чем выше уровень физиологического развития ребенка. Практический опыт подтверждает вышесказанное: дорога к горшку полна слез, детских воплей, труда и разочарований, но только тогда, когда вы отправились в путь слишком рано. Стойкие условные рефлексы формируются к трехлетнему возрасту.

Все вышеизложенное - теория, предшествующая последующим практическим рекомендациям. Но перед тем как перейти к конкретным советам, хочется еще раз подчеркнуть: попытки приучения к горшку ребенка в возрасте до года могут привести лишь к экономии подгузников (что немаловажно), но никакого отношения к формированию осознанного контроля над выделительными функциями эти попытки не имеют. Таким образом, рекомендуемое время приучения ребенка к горшку колеблется в достаточно широком возрастном интервале - от 1 года до 3 лет. Для того чтобы процесс прошел максимально гладко, следует знать некоторые признаки, указывающие на психическую и физиологическую готовность организма ребенка к познанию туалетной науки. К таким признакам относятся:

* установление более или менее стабильного режима дефекации;

* способность более 1,5-2 часов сохранять подгузники в сухом состоянии;

* знание частей тела и названий предметов одежды;

* знание или понимание слов «пописал» и «покакал»;

* демонстрация отрицательных эмоций как следствие пребывания в грязных (мокрых) подгузниках;

* стремление (умение) самостоятельно раздеваться;

* стремление (умение) самостоятельно входить-выходить из туалета.

И, наконец, самый достоверный признак: способность любым способом - словом, кривлянием, конкретными звуками, жестами - передать родителям слово «хочу».


КАК ОТУЧИТЬ РЕБЕНКА БОЯТЬСЯ?

Непонятные вещи и явления, конечно, пугают малыша. В этом и кроется причина многих детских страхов, которые появляются у них в возрасте от года до трех лет.

Чего же может бояться малыш? Например, предметов, которые издают громкие звуки. Почти в каждом доме таких довольно много - пылесос, электрическая мясорубка или кофемолка, миксер, электробритва. Все они жужжат, гудят или стучат, и это часто пугает маленьких детей. Малыши не могут понять, зачем такие страшные вещи нужны и зачем мама или папа прикасаются к ним, берут их в руки. Как же быть, когда ребенок очень боится, например, пылесоса? Если есть возможность, лучше просто пользоваться этим прибором реже. Совсем отказаться от уборки с помощью пылесоса вряд ли получится, но это можно делать, например, когда малыш на прогулке. Есть еще выход: увести ребенка в другую комнату, дать ему игрушки, или пусть с ним посидит, например, папа, а в это время, закрыв дверь, включить пылесос. Находясь далеко от этого прибора, малыш вряд ли будет бояться, даже если услышит шум. Но вот чего ни в коем случае нельзя делать, так это силой подтаскивать ребенка к работающему, гудящему пылесосу, чтобы доказать, что ничего ужасного в нем нет. Искоренить страх таким образом не получится. Малыш будет плакать и бояться еще больше, а пережитая им психологическая травма, пусть даже не очень серьезная, может еще сказаться потом. Это же касается и других подобных страхов. Родители должны раз и навсегда запомнить, что нельзя заставить ребенка перестать бояться чего-то. Скорее всего, с возрастом страх исчезнет сам. Можно попытаться в спокойной обстановке объяснить малышу, что предмет, которого он боится, самый обычный, и ничего страшного в нем нет. Не факт, что объяснения помогут, но попробовать стоит.

Бывает, что в год или полтора у детей появляется страх перед купанием. Психологи связывают это с неприятными впечатлениями, которые появляются у ребенка, например, если ему щиплет глаза мыльная пена или попадает в рот вода. В таком случае нельзя заставлять малыша купаться и силой сажать его в ванночку. Можно попробовать уговорить испуганного карапуза, сказав, что неприятность больше не будет повторяться. Иногда помогает смена обстановки. Например, если раньше малыша обычно мыли в ванной комнате, то теперь можно поставить детскую ванночку в кухне, включить спокойную музыку. Если ребенок продолжает бояться, лучше наливать в ванночку меньше воды или вообще заменить купание обтиранием влажной губкой. Малыш ведет себя спокойнее, если во время мытья мама ласково разговаривает с ним или дает ему заняться какой-нибудь игрушкой.

* Боязнь темноты

Часто маленькие дети испытывают страх перед темнотой. Они боятся входить в неосвещенную комнату, отказываются ложиться спать, даже если им этого хочется. Обычно это происходит, потому что в 2-3 года у ребенка все больше развивается воображение. Услышав страшную сказку или увидев что-то по телевизору, малыш тут же переносит все на реальный мир, и в темной комнате ему мерещатся чудовища, он вздрагивает от каждого шороха.

Как же научить ребенка не бояться темноты? Ведь если он уже спит один в комнате, то страх помешает ему вставать ночью на горшок. Малыш будет постоянно звать родителей и не давать им спать.

Бороться с боязнью темноты нужно не только словами, но и поступками. Родители должны не просто объяснить малышу, что его ночные страхи напрасны, но и наглядно показать, что в темноте нет ничего страшного. Можно вместе с малышом пройтись вечером по дому, держа его за руку и успокаивая. Надо показать ребенку, что пугающую тень отбрасывает самое обычное кресло или его любимый плюшевый мишка. Боязнь темноты, конечно, не пройдет за один день. Ребенку нужно помочь. Например, если он просит оставить открытой дверь в комнату, отказывать не стоит. Можно включить ночник и оставить его гореть на всю ночь. Это удобно еще и тем, что малышу будет легче найти горшок, если он понадобится. Но вот позволять ребенку спать в кровати родителей нельзя. Бывает, что, проснувшись ночью, малыши с плачем бегут в комнату, где спят мама и папа, и ищут у них защиты от ночных страхов. Не нужно приучать ребенка к тому, что родительская постель - это самое безопасное место в доме, ведь, привыкнув, карапуз будет залезать туда все чаще и станет еще более пугливым и нервным. Побороть чувство жалости бывает нелегко, но мама или папа все же должны успокоить малыша, вернуться с ним в его комнату и снова уложить его в кроватку. Лучше всего посидеть рядом до тех пор, пока ребенок не заснет.

Детских сьрахов очень много, главное попытаться понять причину и запомнить, что часто мы сами явлеемя причиной. Наши неловко сказанные слова и как нам кажется детские угрозы, очень воспринимаются детьми. Все начинается с родителей. Удачи в Ваших начинаиях.

(научная инормация ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ДЛЯ МАМ)


МАМА АННА.