Пушкин и музыка ч. 2 Оперы

Наталья Ромодина
Без пушкинских сюжетов невозможно себе представить развитие русской национальной оперы. Опера «Руслан и Людмила» М.И.Глинки (1842) открывает оперную пушкиниану. Одна из первых русских национальных опер, она до сих пор остаётся одной из самых любимых и не сходит с русской сцены. Зрителей привлекает русский дух, сказочный сюжет, характерные мелодии (русские, восточные, финские). Музыка словно озарена солнцем пушкинской музы. Вторая песнь Баяна – посвящение поэту, которое связывает «дела давно минувших дней» с эпохой Пушкина и Глинки, воспевает вечные ценности: верность в любви и патриотизм.

Отдельные фрагменты оперы относятся к лучшим страницам русской классики.
Увертюра, по словам самого Глинки, «летит на всех парусах». К новой опере восторженно отнёсся великий венгерский композитор Ференц Лист. Он как раз посетил Россию в 1842 г. Будучи блестящим пианистом, Лист сделал фортепианное переложение знаменитого «марша Черномора», где виртуозно передал пианистическими средствами дробь турецких бара¬банов. Марш можно услышать в фильме «Композитор Глинка» в исполнении выдающегося советского пианиста Э. Гилельса.

Продолжая традиции Глинки, А.С.Даргомыжский вводит в оперу «Русалка» (1855) народные русские мотивы. Эта народно-бытовая психологиче¬ская драма написана по незавершённой пьесе Пушкина, которая сама, в свою очередь вся напоена фольклором, вся как народная песня. К сожалению, не очень часто можно видеть на сцене эту оперу, но отдельные фрагменты хорошо известны, например, ария мельника (эту партию в своё время пел великий русский певец Ф.И.Шаляпин): «Вот то-то, все вы, девки молодые...»

Мастерство интонационной характеристики и речитати¬вов Даргомыжский проявил как в «Русалке», так и в опере «Каменный гость», написанной на подлинный текст «маленькой трагедии» о Дон Гуане.

Несмотря на то, что у всех на слуху был «Дон Жуан» великого Моцарта, Даргомыжский, идя за пушкинским текстом, сумел создать оригиналь¬ное произведение, разработал индивидуальный музыкальный язык для каж¬дого персонажа: показал музыкой темперамент, настроение, речь, мысли и чувства. Живо звучат песни Лауры («Я здесь, Инезилья» и «Оделась туманом Гренада») в исполнении солистки Большого Театра Тамары Синявской.

Опера была завершена Римским-Корсаковым (интродукция) и Цезарем Кюи, который также продолжил музыкальную разработку «маленьких трагедий»: в 1900 г. была поставлена в Петербурге одноактная опера «Пир во время чумы», мало известна, к сожалению, и другая опера Кюи, «Капитанская дочка» (1911).

Событием огромного культурного значения стала премьера в 1874 г. в Санкт-Петербурге оперы М.П.Мусоргского (1839–1881) «Борис Годунов», в основу которой была положена трагедия Пушкина. Вместе с тем на её трактовку Мусоргским оказали влияние исторические драмы А.К.Толстого. В образе царя Бориса трагедия власти заменена трагедией совести. До сих пор «Борис Годунов» – одна из любимых опер не только у нас в стране, но и за рубежом. Она достойно представляет там традиционную русскую оперу.

Ве¬ликолепны польские сцены, перекликающиеся с «Иваном Сусаниным» Глинки. Прозаическим сценам у Пушкина в опере соответствуют речитативные. Со времён Шаляпина одним из любимых басовых номеров является песня Варлаама «Как во городе было во Казани». Великий артист пел партии Бориса Годунова и Пимена.

Мусоргский был новатором в использовании колоколов в оркестре, но больше поражает имитация мощного всепроникающего колокольного звона всем ансамблем инструментов. В советское время в опере выступали Е.Нестеренко (Борис), Е.Образцова (Марина Мнишек), В.Атлантов (Григорий) и др. Партия Юродивого в исполнении И.Козловского, – на мой взгляд, лучшее из того, что создано певцом.

Музыка Петра Ильича Чайковского (1840–1893), как и поэзия Пушкина, пробуждает чувства добрые и сливается воедино с творениями великого поэта. Композитор не любил помпезных действ, его привлекали простые радости и печали человека, любовь и дружба, честь и долг, милый русский пейзаж, окрашенный человеческими эмоциями.
Так появились «лирические сцены» по Пушкину, моя самая любимая опера – «Евгений Онегин» (1879). Народные мотивы в обрисовке няни, в крестьянской пляске, трепетная страсть и спокойная сила романтической мечтательницы Татьяны, «безнадёжный эгоизм» Онегина, нежный лиризм Ленского и скорбь в сцене его гибели – всё это передаёт музыка. Замысел Чайковского точно выражают слова Пушкина: «Простите мне: я так люблю Татьяну милую мою!»

Премьера «Евгения Онегина» состоялась в марте 1879 г. в исполнении студентов московской консерватории. С тех пор мы не мыслим музыкальной жизни России без «Онегина». Музыкальные образы, навеянные романом Пушкина, воплощали Л.В.Собинов, И.С.Козловский, С.Я.Лемешев (Ленский); П.С.Норцов, Е.Белов, Е.Кибкало, Ю.Мазурок (Онегин); А.Огнивцев, Е.Нестеренко, М.Рейзен, А.Эйзен (Гремин) и др.

Центральная музыкальная тема – тема любви – связана с партиями Ленского и Татьяны, которую так по-пушкински исполняла на сцене Большого театра Галина Вишневская. Её Татьяну, нежную и решительную, темпераментную и доверчивую, мы можем услышать в записи оперы 1956 г.

54-летний Лемешев там поёт свою коронную партию Ленского, перевоплощаясь в «18-летнего юношу-поэта, пылкого, восторженного, с кудрями ; la Шиллер». О таком Ленском, по словам современников, мечтал Чайковский.

Его талант тончайшего романсового лирика сверкает новыми гранями в дуэте Татьяны и Ольги по юношескому стихотворению Пушкина «Певец» («Слыхали ль вы?»), в песне девушек «Девицы-красавицы». Чайковский почти без изменений перелагал на музыку стихи Пушкина в сцене письма и диалога Татьяны с няней, в дуэте Онегина и Ленского «Враги...» и др.

Лирические чувства, переданные композитором в музыкальных картинах летнего и зимнего ут¬ра, оживляют в памяти хрестоматийные строки: «Встаёт заря во мгле холодной...» или

      Но вот уж лунного луча
      Сиянье гаснет. Там долина
      Сквозь пар яснеет, там поток
      Засеребрился. Там рожок
      Пастуший будит селянина...

Как разнообразны танцы! Вальс, мазурка, полонез, экосез, крестьянская хороводная плясовая...

Опера «Евгений Онегин» – жемчужина русской музыки.


В 1884 г. в Москве состоялась премьера оперы П.И.Чайковского «Мазепа» по поэме Пушкина «Полтава».

В 1890 г. за 44 дня была завершена «Пиковая дама» – опера, поставленная в Петербурге в том же году. Сюжет повести Пушкина переработан в опере коренным образом, движущей силой действия является любовь Германа к Лизе (в повести – страсть Германна к обогащению). Финал оперы трагический: Лиза бросается в Зимнюю канавку, – в то время как у Пушкина финал обыденный до безнадёжности.

Изменено время действия «Пиковой дамы». Атмосферу конца XVIII в. воскрешают куплеты на слова Г.Р.Державина, пастораль, музыкальная цитата из французской оперы (романс Графини). Дуэт Лизы и Полины на слова В.А.Жуковского «Уж вечер... Облаков померкнули края...» вызывает неизменный восторг слушателей.

«Пиковая дама» создавалась в одно время с Шестой симфонией, трагические темы которой проникли в оперу. Полная патетики тема Рока борет¬ся в музыке Чайковского со всем светлым и оптимистичным. Потрясающая финальная ария Лизы: «Ах, истомилась, устала я...» – сродни протяжным «долгим» народным песням о женской доле.

В партиях Лизы и Полины блистали перед слушателями в нашей стране и за рубежом Г.П.Вишневская и И.К.Архипова. Лучшая Графиня – Е.В.Образцова. Герман в исполнении Георгия Нэлеппа, а позже – Владимира Атлантова представал перед слушателями как трагическая личность, сломленная жесто¬ким миром, в котором правят деньги.
 
По мнению некоторых музыкальных теоретиков, в трактовке главного героя «Пиковая дама» похожа на оперу Сергея Васильевича Рахманинова (1873–1943) «Алеко», написанную (как дипломная работа) в 1893 г. Алеко, как и Герман, не столько преступник, сколько жертва бесчеловечного мира. Лейтмотив Алеко пере¬кликается с некоторыми трагическими темами Чайковского.

Прославленному маэстро понравилась опера «новичка», и он сам предложил совместить представление одноактной оперы Рахманинова со своей неболь¬шой оперой «Иоланта».
Используя по большей части собственно пушкинский текст поэмы «Цыганы», Рахманинов разрабатывает различные эмоциональные оттенки мелодии, чтобы раскрыть характеры своих героев в обрисовке душевного мира героев уделяет он и основное внимание в опере «Скупой рыцарь» (премьера – в 1906 г.), развивая в ней традиции камерного оперного жанра вслед за Даргомыжским, Кюи, Римским-Корсаковым.

Николай Андреевич Римский-Корсаков на рубеже веков представил на сцене театра Зимина в Москве три оперы на пушкинские сюжеты. Во-первых, оперу «Моцарт и Сальери» (1898) – тонкий психологический этюд в музыке. Сейчас она идёт в Большом, а в театре Евгения Колобова «Новая опера» была взята за основу музыкальной композиции «О Моцарт, Моцарт!»).

В 1900 г. к 100-летию со дня рождения Пушкина появилась «Сказка о царе Салтане», – яркая, сказочная опера-лубок. Римский-Корсаков выступил здесь и мастером симфонических картин.
Хитом всемирного значения сделался «Полёт шмеля» в самых разных аранжировках, от ксилофона до компьютера.
А «Три чуда» напоминают иллюстрации Билибина и задорные сказочные присказки.

Лукавая песенка белочки «Во саду ли в огороде» сменяется медным блеском тридцати трёх богатырей, которые в свою очередь уступают место чистой и невесомой Царевне Лебеди. В её теме воплотилась мечта об идеальной любви, «чистейшей прелести чистейший образец».

В первых спектаклях партию Царевны Лебеди исполняла Надежда Забела-Врубель, жена художника, который запечатлел этот её сценический образ на полотне. Опера «Сказка о царе Салтане» доступна и детям, с неё можно начинать знакомство ребёнка с музыкальным театром.

Своеобразно решена Римским-Корсаковым идея «Золотого петушка» (1909). Здесь он выступает после революции 1905 г. настоящим сатириком в музы¬ке. «Сказка ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок!» – антимонархический девиз всей оперы.

Фанфарный крик петушка «Кирикуку! Царствуй, лёжа на боку!» звучит в ней лейтмотивом. Сатирический эффект достигается настойчивым повторением одних и тех же музыкальных фраз в характеристике Дадона, темой «Чижика-пыжика» в сцене любовного признания и т.п.

В Петербурге как первый капельмейстер Мариинки с 1863 г. до конца жизни руководил постановками опер (в том числе на пушкинские сюжеты) Даргомыжского, Мусоргского, Чайковского композитор Э.Ф.Направник (1839–1916) – автор оперы «Дубровский» (1895). Лирическая мелодия, сопровожда-ющая главного героя этой оперы, свидетельствует о глубокой симпатии автора к Владимиру. В 1930-50-х гг. в партии Дубровского выступал С.Я.Лемешев.

Опера-буффа «Мавра» – шутливая опера И.С.Стравинского (1882–1971) по поэме «Домик в Коломне». С 1910 г. композитор постоянно выступал за границей, после революции так там и остался. Умер в США. Премьера оперы «Мавра» состоялась в Париже в 1922 г.
Париж был хорошо знаком с русским балетом благодаря Михаилу Фокину (начало XX в.). В рамках его «Русских сезонов» появился на сцене французской столицы балет А.С.Аренского (1861–1906) «Египетские ночи».


Балетную пушкиниану обогатили советские композиторы. Б.В.Асафьев (1884–1949) известен как автор трёх балетов по Пушкину. Премьера «Бахчисарайского фонтана» состоялась в 1934 г. в Ленинграде, в Кировском театре. Великая балерина XX в. Г.С.Уланова создала запоминающийся, психологически достоверный образ юной Марии. В 1938 г. в Малом оперном театре был поставлен «Кавказский пленник» Асафьева, а его «Барышня-крестьянка» – в 1946 г. в Москве, в Большом театре. В 1940 г. в Ленинграде состоялась премьера балета М.Чулаки «Сказка о попе и о его работнике Балде».
Балет Р.М.Глиэра (1875–1906) «Медный всадник» (1949) воссоздаёт события «петербургской повести» Пушкина. Главная мелодия оттуда – «Гимн великому городу». Музыкально-хореографическими средствами композитор передаёт восхищение Петербургом и его призрачными белыми ночами.

      Люблю тебя, Петра творенье,
      Люблю твой строгий, стройный вид, –

вспоминаются строчки из пушкинского вступления к поэме при звуках музыкального посвящения. Уже давно эта мелодия сделалась мелодической эмблемой Ленинграда-Петербурга, и ею город на Неве каждую полночь провожает с Московского вокзала «Красную стрелу».
В 1980–90-е гг. в Кремле театр балета под руководством Владимира Василёва и Натальи Касаткиной представил самого Пушкина, его современников и персонажей средства¬ми современной хореографии (балет «Пушкин»).
«Порой опять гармонией упьюсь...» – мечтал Пушкин. Музыкальная пушкиниана неисчерпаема: это и песни и романсы, которые любил слушать поэт, оперы и балеты его эпохи; это и самые разнообразные вокальные миниатюры на его стихи; это и оперы и балеты на сюжеты пушкинских про-изведений; и музыка к фильмам и театральным постановкам, и симфонические картины. В музыке звучит неизъяснимая словами, бесконечная любовь к России, ко всему русскому, к нашему великому поэту, и эта музыка вечна.