Гении - против традиционного образования

Павел Тюленев
Поразительны заниженные и отрицательные оценки, которые давали в школе «традиционные педагоги» наиболее одаренным и талантливым детям в истории человечества. Конечно, выдержали и не "закомплексовались" в условиях таких оценок  только единицы. Предоставим им слово.

Чарльз Дарвин, создатель теории эволюции живой природы («Происхождение видов»). «Ничего не могло быть вреднее для развития моего ума, как эта школа… Школа, как воспитательное средство, была в моей жизни пустым местом». (Ч. Дарвин. «Происхождение видов., М.-Л., 1937, с. 43 – 44).

Н.В. Гоголь, великий русский писатель, в пять лет уже не только читал и писал, но и сочинял стихи. «Я не говорил вам никогда, что я в этом глупом заведении мог еще столько узнать… Если же я что знаю, то этим обязан совершенно самому себе» (Письма к матери).

По признанию Л.Н. Толстого, не способствовало развитию одаренности практика обучения в высшей школе. Он бросил университет именно потому, что «не захотел заниматься», из-за того,  что университет со своими требованиями не только не содействовал такой работе, но мешал им. (В. Шкловский, «Лев Толстой», 1968. - с. 82).  Легко себе представить оценку традиционных педагогов: «неспособный лодырь и бездельник».

Исаак Ньютон, гениальный ученый, создатель науки - физики. Из-за бедности долгое время посещал занятия в качестве ученика-слуги. Уже в школьном возрасте имел возможности заниматься своими физическим механическими оптическими и другими опытами (напоминаем, в качестве слуги, по нашему - лаборанта), не всегда выполнял неинтересные задания по программе и, поэтому считался трудным и «тупым», бедным и незначимым учеником. Увлекаясь своими опытами он, по традиционным критериям учителей, порой оказывался в одном разряде с самым отстающим учеником класса.

А. Эйнштейн, автор «теории относительности». Утверждают, что первое научное сочинение написал в 15 летнем возрасте (8-ой класс). Согласно биографическим данным, отец сумел его настроить на научные размышления о природе тяготения с пяти лет, подарив компас. Но в «традиционной» школе А. Эйнштейн считался самым ограниченным учеником. Возможно в том, что у него всегда были нелады с математикой, сыграло роль то, он с детства увлекался скрипкой и даже иногда играл в оркестре. Известно, что только с третьего раза он смог поступить в Технологический институт, куда принимали без аттестата. Нельзя не отметить, что Альберту везло на друзей в самом начале карьеры, и на всемогущих покровителей на всём протяжении его жизни. Интересно, что всю математическую часть его работ делали друзья или специально закрепленные за ним нанятые и оплачиваемые математики. Так, например, все статьи 1905 года, за которые впоследствии оказалась присуждена нобелевская премия, были написаны им в соавторстве с Милевой Марич, его женой-сербкой, - как утверждают, - отменным математиком. Она блестяще, в отличие от Альберта, училась в том же Технологическом институте. Следует сказать, что мало кто знает, что  Альберт Эйнштейн отдал всю Нобелевскую премию Милеве Марич, талантливому математику, которая не только была соавтором всех «наградных» работ, но и воспитывала его двоих детей.

Н.Н. Лузин, создатель московской математической школы. Дела по математике в школе шли все хуже и хуже: Лузин не воспринимал традиционную форму подачи материала. Но как только один из преподавателей объяснил и стал давать математику как систему рассуждений, отстающий ученик выдвинулся в гимназии и занял первое место. (28, с. 337).

Томас Эдисон, великий изобретатель, не смог проучиться в традиционной школе и трех месяцев –  «традиционные» учителя признали его «ограниченным», неспособным к усвоению школьной программы. Его мать, забрав ребенка из школы, смогла устроить ему домашнюю лабораторию и библиотеку. В результате «приговоренный» педагогами мальчик в возрасте 9-ти лет уже прочел научную энциклопедию того времени: «Натуральная и экспериментальная философия» Р.Г. Паркера.

Петра Первого (Великого) задолго до школьного возраста, в три года,  грамоте научил дьяк Никита. Страшно подумать, что бы произошло, если бы «традиционные учителя» могли бы решать или повлияли бы на мировоззрение и  судьбу темпераментного и необузданного Петра!

Примечание. Портреты этих и других всемирно известных одаренных людей чрезвычайно полезно показывать ребенку. Они могут быть исполнены в самом различном стиле: от фотографий до простых рисованных, или даже в виде черно – белых контуров. Такие портреты можно найти на странице в Интернете, на странице www.rebenokh1.narod.ru/port01.htm и других. Вы сможете сделать  из них «миркарточки» рекомендуемого размера, и они должны быть подписаны.

Подобных примеров и высказываний великих людей о сдерживающем или подавляющем влиянии на способности детей «традиционном образовании» великое множество.

Они свидетельствуют только об одном: что одаренные дети, в итоге, с огромным трудом и только в исключительных случаях прорываются через «традиционную школу» или счастливо избегают ее, обычно имея какой – то намного более эффективный вариант альтернативного образования.

Борьба против одаренных детей ведется, начиная с детского сада. Вот реальный случай, о котором мне рассказали родители сравнительно недавно, в 1997 году. «Приводим ребенка в детский сад, говорим, что он у нас уже читает. Заведующая детским садом бодро отвечает: «Не волнуйтесь, мы это исправим!».

В ходе расследования я неоднократно встречался с педагогами - чиновниками, руководителями Минобразования, от начальников отделов до заместителей министра.  Обсуждал эти вопросы с педагогами – депутатами, заседающими в Государственной Думе. Информировал о создавшемся положении чиновников в правительстве и даже встречался с вице–премьером, не раз бывал в Администрации Президента.

Вывод: родители должны позаботиться о своих детях сами.
По-видимому, некоторым нынешним чиновникам удобно: чем темнее народ – тем лучше, вольготнее «перераспределять», приватизировать  собственность.
Нужно немедленно создать альтернативу «традиционной системе образования», так как она никогда не уйдет добровольно, и будет проводить все более «антиродительские реформы».

Поэтому нами вместе с родителями разработана новая структура, концепция образования, устав Министерства, новый базисный план и программы. Но для того, чтобы воля родителей оказалась материализована, нужно, чтобы все неравнодушные к будущему детей родители заключили договора не с «традиционными» детскими садами и школами, а с новыми, МИР-садами и Мир-школами.

Сегодня во всех странах активные и ответственные родители вступают в родительский клуб, образовывают партию родителей. Эта партия или общественное движение должны выдвинуть депутатов всех уровней, кандидатов в губернаторы и президенты для того, чтобы демократическим путем провести соответствующие законы и другие, нормативные и исполнительные акты, защищающие права родителей и детей на одаренность и такую систему образования, которая соответствует XXI веку, а не XVII веку, когда ещё Ян Коменский разоблачил и безуспешно выступил против "традиционной педагогики". 

Поскольку на детей тратится около половины семейного бюджета, а значит и  национального дохода, то, очевидно, что реализация более эффективной системы  образования  приведет к многократному росту темпов роста и коренному пересмотру всей демографической, социальной и экономической стратегии развития страны. Сбросив вековые путы традиционного образования, страна навсегда избавится от «вековых проблем», полностью реализует интеллектуальный потенциал одаренности наших детей.