Внезапное смещение жизненной плоскости

Виктория Любая
(из сборника эссе «Малая проза»)



«...Отчего-то человеку именно в пору ясности становится ничего не ясно». 

                (с)

«...вы не можете поставить человека в абсурдное положение, если весь мир, в котором он живет, абсурден».
               
                В. Набоков




Жизнь так хитро устроена, что о некоторых вещах и явлениях, присущих ей, можно лишь догадываться (что они в ней вообще-то есть). И не всегда, надо сказать, это связано с человеческой невнимательностью и поверхностным взглядом на жизнь. Иногда этот взгляд бывает даже очень внимательным и пытливым. Вот только толку – чуть. Всё равно, как оборотная сторона Луны, невидимая невооруженным глазом. Теперь-то, конечно, с помощью японских, кажется, спутников, заснявших «теневую сторону», вид этот – кому он, в принципе, был так нужен… –  знаком, как говорится, во всех ракурсах. Однако я отвлеклась. Так вот, невидимые, неосознаваемые нами, но, тем не менее, существующие возле самого нашего носа…явления (?). (А, как их по другому-то назвать, если они нам, как раз, и не явлены?? Ох…). Короче, существуют эти феномены, действуют и беспрепятственно воздействуют (например, на нас). Но.  Мы то толкуем результаты этого воздействия, как учат естественные науки, т.е. опираясь на то, что нам видимо и ведомо. Так, логичен ли такой подход в данной ситуации или же абсурден?

Иногда на помощь человеку (чтобы уж совсем не потерять привычную «почву под ногами») приходит такая штука, как – парадокс. Он, вроде бы, что-то, где-то, иногда и объясняет, и в то же время, деликатно раздвигает границы нашей реальности. При этом (что для нас, неподготовленных к иным «фокусам» природы, очень важно!), не размывая их окончательно и не выталкивая нас во власть хаоса, в котором, как в потенции, очевидно, возможно всё. Мда.

Иногда случается <нечто> невероятное (по нашим представлениям о жизни), – словно сдвигаются, наезжая друг на друга, пласты льдин, и наружу выходит <необъяснимое>, <пугающее>, которое, оказывается, всегда там благополучно существовало, да и «после» –
собирается пребывать в том же месте и в том же качестве. Бывает, «мелькнет», «шлепнет», будто рыбка хвостом по воде, обдаст прохладными брызгами, да вместе с брызгами теми и испарится, ничегошеньки по себе не оставив: ни объяснения, ни доказательств, ну, что ОНО тут было. А ведь… было… И как дальше, после такого, жить?

Хорошо, если для того чтобы что-то немного приоткрыть (намеренно ли или случайно, и кто его знает), просто несколько «сбивается» некая очередность, а потом – снова всё как-то аккуратно восстанавливается и идёт своим чередом. Только теперь уже последующий пласт, идущий хвост в хвост за предыдущим, если так можно выразится, осведомлен о том, кто же (что же) именно идёт впереди (позади) него. Что это меняет или нарушает? Да, пожалуй, ничего. Дополняет если только, качественно. Ну… как в мультике про Деда Мороза, который теперь знает, что такое лето.

О`кей. Знает. И чудесно. Но ход времен года от этого узнавания (сдвигания) не нарушается, и всё в дальнейшем «возвращается на круги своя». Быть может, это самый гуманный по отношению человеку и не только, исход событий.

Но бывает, что «льдины», наезжая друг на друга, не только смещаются, но и крушат и крошат друг друга. Поэтому возвращаться – не просто, как у поэта, «плохая примета» (и… «я тебя никогда не забуду…»*), а «путешествие в обратное я бы запретил»** – путь заказан. И что, тогда? О… Да много чего «тогда» может быть. Вплоть до того, что  ПРОДОЛЖЕНИЯ может и «не быть» (из-за ненужности, невозможности существования этого потенциального, каким оно виделось прежде, «носителя»). Если вновь обратиться к аллегории с Дедом Морозом, то <Лето>, которое он, любопытный дед, ухитрился-таки, «подглядеть», благополучно растворило его в себе. И получилось, допустим, новое качество реальности – Африка, где снега, новогодней ёлки и дед-Морозов не бывает вовсе… потому что они там, как это (нам) ни странно, – ни к чему. Се – не гуманный, катастрофический (для нас) сценарий развития событий. Тем не менее и он (и довольно часто, между прочим, например, в частном порядке) имеет место быть (простите за каламбур). Сартр бы про такое сказал: «Бытие и Ничто». Но… надо знать своё место: где – Сартр, а где – предположим, я (со своими, пусть и ценными своей подлинностью и неповторимостью, треволнениями)… Шутка. Хотя и грустная, впрочем.
---------------------------------------






*) А. Вознесенский
**) Ген. Шпаликов



Фото: кадр из мультфильма «Дед Мороз и лето», Союзмультфильм, 1969 г.