Тугоркан в руках хана Боняка

Сагит Фаизов
Сагит Фаизов

Тугоркан в руках хана Боняка

          В предшествующей статье, посвященной хану Боняку, или упоминанию этой персоны в «летописи» под 1097 г., была выявлена его особенная роль в подлинном тексте Ипатьевской «летописи»* - как аллегории Святой земли в годы первого крестового похода [1]. Впервые Боняк упоминается в «летописи» в предшествующем 1096 г., и с ним в годовой статье связаны два сюжета, или упоминания, первое из которых является темой сегодняшней статьи. Хан Боняк первого упоминания также воплощает Святую землю в годы первого крестового похода, но развернутой маркировки событий похода в первом  упоминании нет.
     В видимом сюжете упоминания хан Боняк «в се же время», в мае, подошел со своим войском к Киеву, «поеваша» возле Киева, сжег княжий двор в Берестове. Тогда же Куря, другой половецкий хан, воевал возле Переяславля и сжег Устье [2]. С русской стороны, князь Олег Святославич подходил к Смоленску, но смоленцы его не приняли, и он ушел в Рязань. Владимир Всеволодович   же со Святополком Изяславичем ушли «оу свояси», то есть восвояси. Но к Переяславлю подошел тесть Святополка хан Тугоркан и осадил город. Спустя приблизительно два месяца Владимир Всеволодович и Святополк Изяславич ударят по войску Тугоркана, сам половецкий хан будет убит.
     Примечание «в се же время», маркирующее месяц май (по предшествующему событию, имевшему место 3 мая) и относящееся к действию Боняка, заставляет полагать, что май введен в повествование как хронотоп, связанный с персоной Боняка, хотя два других события мая в видимом тексте не связаны с Боняком [3]. Одно из этих событий, выход Олега из Стародуба, произошло 24 мая,  другое, подход Тугоркана к Переяславлю, 31 мая. Подход Боняка к Киеву в видимом тексте не имеет точной даты, но в скрытом тексте она указана - внутри фразеосочетания «прииде Бонякъ с половьц(е) къ Кыеву оу нед(е)лю (о)т вечера» в словах «нед(е)лю (о)т вечера»: конечные числовые значения слов  8 2 5 (в скобках даны замещения буквы «ять», не имеющей числового значения, и буквы «омега» с числовым значением 8; конечные числовые значения слов получаются последовательным суммированием числовых значений букв), слово «неделя» обозначает «воскресенье»; если предположить, что пятерка «вечера» подразумевает пятый месяц года, то сумма значений «нед(е)лю (о)т» должна указывать число 10, или 10 мая: на это число приходится воскресенье. Правильность поиска числа через воскресенье подтверждают два других числа мая 24 и 31, они воскресные, и если 24 суммировать с 31, получится 55, или 10, искомое или уже найденное число.  (Находящееся «за кадром» 3 мая – тоже воскресенье.)
     Основной объект проекции приднепровского мая 1096 г. – начало 1 крестового похода в Европе: именно в мае 1096 г. вышла в поход германская армия во главе с Готье Нищим [4].
     Порядковый номер похода закодирован во фразе о Тугоркане: «…Приде Тугорканъ, тесть Святополчь, къ Переяславлю мца маия в 31 и ста (о)коло города», - в словах «маия в 31 и ста». Май 1096 г. может восприниматься как в контексте европейского январского года, так и в контексте восточнославянского мартовского года, то есть как 5-й и 3-й месяцы. У лексемы «маия» конечное числовое значение 4.  Глагол «ста» может рассматриваться как носитель конечного значения своих чисел, равного 6, и как анаграмма числительного «сто», числа 100, или 1. Если извлечь из указанного словосочетания ключевые элементы «маия», «31» и «ста», то их числовые значения в зависимости от функции переменных элементов выстраиваются в две  пары рядов
5 4 1 и  5 4 6, конечное числовое значение рядов 7,
3 4 1 и  3 4  6, конечное числовое значение рядов 3.
Конечное числовое значение четырех рядов равно 1, маркеру крестового похода.
     Май как 5-й месяц года напоминает об освобождении Иерусалима крестоносцами 15 июля 1099 г.: конечное числовое значение даты 15.07.1099 г. равно 5. Имя Боняк с конечным числовым значением, равным 5, также несет в себе такое напоминание.
     Имена Тугоркан и Куря не менее выразительны в проекции на историю крестовых походов, чем имя Боняк. В имени Тугоркан объединены тюркские слова «туг» или «тугра» («знамя», «знаменный знак»[5]) и «кан» («кровь»), смысл словосочетания - «знамя» или «знаменный знак», символизирующий «кровь»; двучастным  именем Тугоркан креативный автор «летописи» обозначил красный крест крестоносцев, который символизировал кровь Иисуса Христа и который изображался на их знаменах, щитах и на одежде. Боевые действия Тугоркана возле Переяславля имеют областью проекции скопление плохо организованных войск крестоносцев «похода нищих» в Константинополе, городе «перенявшем славу» у Рима, в ходе первого крестового похода, и конфликты между населением, властями Константинополя, с одной стороны, и крестоносцами, с другой. Гибель Тугоркана под Переяславлем напоминает читателю о коррозии идеи крестовых походов вследствие массовой резни евреев 1096 г. в Германии, разгроме «армии нищих» в Сербии у Ниша войском болгар, венгров и византийцев, возникновения конфликтов в Константинополе,  коварного захвата города Никеи в 1097 г. византийским императором Алексеем I, нарушившим в этом случае свои обязательства перед крестоносцами. За именем и персоной «Куря» скрывается Римская курия [6], главный административный орган Святого Престола и Ватикана, в контексте «летописного» сообщения –  вдохновитель и организатор крестовых походов. Святополк, «зять Тугоркана», – крестоносное войско.

Сноски и примечания

* В ст-е использован текст Ипатьевской "летописи" украинской репрезентации (сохранившей специфические буквы оригинала): http://litopys.org.ua/ipatlet/ipat11.htm#r1096


1. Сагит Фаизов Хан Боняк и римская волчица // http://www.proza.ru/2014/05/05/1587; http://sagitfaizov.livejournal.com/2014/05/05/
2. По предположению В.В. Мавродина,   «гавань» Переяславля на Днепре // 3. Снятие осады с Переяславля приходится на июль и находится за границей хронотопа.
4. Cм. о 1 крестовом походе: ru.wikipedia.org/wiki/Первый_крестовый_поход
5. См. о знаменном происхождении тугр: Сагит Фаизов Тугра и Вселенная: Мохаббат-наме и шерт-наме крымских ханов и принцев в орнаментальном, сакральном и дипломатическом контекстах. Москва – Бахчисарай, 2002. С. 4-5, 27-30.
6. Cм.: ru.wikipedia.org/wiki/Римская_курия


Опубликована 26 мая 2014 г.