Бабье царство

Александра Мазманиди
          

                Лежала я как-то в больнице, в терапевтическом отделении. Палата номер три,четыре кровати. Три женщины – три судьбы. Четвёртая кровать была не занята. Пока не занята. В больнице кровати долго не пустуют.Знакомимся.

                Одна - Ольга – вроде молодая, деловая, прокуренная, нервная, замученная. Всё куда-то бегала, что-то улаживала, утрясала, обсуждала, объясняла кому-то, спорила с кем-то, озабоченно думала о чём-то своём. И опять бежала звонить, прося у всех «двушки» для автомата.

                Вторая – Нина, женщина средних лет, тихая, степенная, спокойная, вся какая-то мягкая и уютная.

                Ну, а третьей была я – обыкновенная «рабочая лошадка». Случайно попавшая в больницу, можно сказать сразу после командировки – обострился мой гастрит, лопнуло у него терпение – еда не во время и всухомятку ему надоела, и он взбунтовался так, что никакая  но-шпа и алмагель  не помогали. И меня упекли в больницу, безоговорочно. Но обещали, что ненадолго.

                Впрочем, я не собираюсь писать о болячках. Хочется рассказать немного о своих соседках. К концу дня положили четвёртую больную - теперь полный комплект.

                Никитична уже пенсионерка, но выглядит, пожалуй, даже лучше Ольги, про таких людей говорят: « кровь с молоком». Может, потому что из пригорода, жизнь на свежем воздухе, кушает натуральные продукты, занимается физическим трудом. Привезли её с гипертоническим кризом – перетрудилась на приусадебном участке.

                Сразу с утра на следующий день пришла её дочь – красивая шатенка, врач. Принесла букет гербер и вазочку для них. Пожурила мать за то, что не соразмеряет свои возможности, не пьёт вовремя лекарства и т.д. Вечером один за другим пришли муж и сын. И опять цветы, теперь хризантемы. Все в палате удивлены. Стали шушукаться, что за семья такая интересная, вроде деревенские. Ольга даже спросила: « У вас, Вера Никитична, день рождения?» «Нет» - с улыбкой ответила Никитична,- « просто я очень люблю цветы, и они, мои дорогие, об этом знают».

                Пятница. Олю и Нину на выходные отпускают домой, они вернутся в палату в воскресенье вечером. Мы с Верочкой остались вдвоём, у нас ежедневно системы-капельницы, уходить нельзя. В субботу к нам приходят родственники, развлекают нас. А когда мы лежим под капельницами, то общаемся, тихонько разговариваем на разные темы. Мне интересно знать всё про Верочку и её семью. И вот она решается открыться мне, правда, только после моей нехитрой исповеди.

                Верочка познакомилась со своим будущим мужем ещё студенткой во время учёбы в сельскохозяйственном институте. Он учился на агронома, она – на экономиста. Дружили они долго, а при распределении на работу после окончания института попросились в один район. А потом оказалось, что в один совхоз их взяли на работу. Оставалось только расписаться, что они и сделали незамедлительно. Совхоз сразу дал новый дом и тридцать соток земли.

             - Василёк сразу разбил молодой сад вокруг нашего дома, - продолжает Вера. Проблем не было никаких. Молодые, здоровые, весёлые! Работу свою мы любили и отдавали ей много времени. Муж привозил саженцы, семена и цветы со всех краев нашей необъятной родины и приживлял, укоренял в нашей местности. У нас родилась дочь – Варенька. Прелесть, какая девочка! Я дома почти не сидела, Вареньку отдали в ясельную группу нашего детского сада. Жили мы хорошо и весело, трудились, не покладая рук.

              Через два года родился у нас Мишенька, этакий бутуз! Мы ездили отдыхать с детьми на море, в горы, путешествовали по стране, куда только мы не ездили. Где мы только не были. Как нам было хорошо! Время быстро летит. Дети учатся в школе, хорошо учатся, помогают мне по дому. Делали мы всё своими руками: строили, пахали, сажали. Скот держали, поросят, не говоря уже об утках, гусях, индюшках, курах. Миша с отцом сами строили баньку, печи перекладывать научились отлично. Мой Василий – рукастый деревенский мужик, всё ему по плечу. Времени только катастрофически н не хватало. Мы и детей стремились научить всему, что умели сами. В жизни оно всё пригодится: лучше уметь всё, чем ничего не уметь. Хотя всё уметь невозможно. И сами учились всю жизнь.

                Никитична помолчала, думая о чём-то своём, потом продолжила:
                -Было нам с мужем лет по сорок, а может чуть больше. И стала я замечать, что муж мой позже с работы возвращается, ездит в командировки на больший срок, чем было обычно. Один раз я явно поняла, что из командировки он вернулся домой позже, чем вернулся на самом деле, да ещё и рубашка его голубая (моя любимая) пропала бесследно в этой «командировке».

                Вася так же хорошо относится ко мне, цветы дарит, подарки. Но утром старается уехать на работу, не поцеловав меня, глаза прячет, случайно засыпает в зале на диване и остаётся там на всю ночь, при чём - неоднократно. Что-то сердце моё не на месте. А тут ещё телефонные доброжелатели появились. Звонят: проверь, сейчас он там-то и там-то,  иди, застукай. Я бросала трубки и даже говорила, что он не такой, что не может предать меня и детей. Дура я была, наивная, себе ничего не позволяла, свято верила,что и он не предаст.

                Помню, новый год отмечали (ещё смеялись, что год лошади по китайскому календарю, а мы лошадь продали, а купили трактор), родственники приехали, елки в доме и во дворе наряжены, веселье. А между нами с мужем напряжение какое-то, потом вдруг телефонный звонок, я хотела снять трубку, а он схватил, почти вырвал у меня из рук. Я удивилась очень. Но потом поняла, что это была его любовница. И он ждал этого звонка. Видно он обещал праздновать с ней, а может и уйти совсем от нас, но не решился на такой шаг и остался дома.

                Да много раз в течение двух лет (если не больше) были телефонные звонки, и он уезжал как бы по вызову на работу. А я всё терпела, терпела, ждала, когда всё прояснится, когда он сам заведёт разговор. И дождалась. Приехала с работы, а Василёк мой дома, ждёт меня (пожалуй, впервые за всю жизнь). «Давай поговорим, садись», - говорит мне. И поговорили…Пожелала ему счастья. «Жаль, не сможем дружить семьями»,- сказала горько на прощание. Собрал он быстренько чемодан и ушёл, уехал в морозный звёздный вечер  в соседнее село.

                Ночь я пролежала как каменная, глаз не сомкнула. Ведь предчувствовала беду, а всё равно как обухом по голове. Вроде хорошо жили, и всё рухнуло, сразу. Утром автоматом собралась на работу, как отработала – не помню. Вечером звонит его друг, что они хотят с Васей приехать ко мне, к нам. Дочь плачет, пусть папка приезжает и остаётся, сын молчит, сопит, переживает. Приехал муж мой (то ли не мой?) горемычный с чемоданом назад. Не прогнала, простила. Но не забыла.

                И это гложет душу всю жизнь, тяжело. Вроде и суток не прошло, как ушёл, а появилась бездна. Долго, ох и долго я была сама не своя. Вот даже сейчас вспомнила и сердце моё защемило. Обида крепко сидит, как заноза в сердце. Может я, конечно, тоже виновата в том, что случилось: мало внимания ему уделяла, но ведь работа, дети, дом, хозяйство занимали всё моё время. Да ведь и он не ребёнок, чтоб нянчить. А вот подишь ты. Вера Никитична опять задумалась, помолчала и, вздохнув, продолжала свой рассказ.
 
                - Потом Варенька уехала в мединститут поступать, поступила. Через два года и Миша упорхнул из родного гнезда, пошел по стопам отца. Теперь живёт и работает в Белоруссии, на моей родине с семьёй, часто к нам приезжают. Да, он защитил диссертацию. Всё успевает, молодец. И мы, бывает, гостим у них недолго, хозяйство ведь не оставишь.

                Дочь здесь в городе с семьёй, работает, двое детей - внук и внучка. Да у сына трое – две девочки и мальчик. Так что мы с дедом богаты внуками. Все зовут к себе. Говорят, что пора бросать деревню, хозяйство. Мы и так свиней, овец извели, корову собираемся продать, останутся куры да собака. Почти ничего не сажаем. А в городе - чем заниматься, сидеть на этаже и вниз смотреть, на землю? С ума сойти можно от безделья.

                Нет, пока мы вместе с Васильком, будем жить там, ведь сорок восемь лет прожили на одном месте. Уж как прилепились друг к дружке, так и будем вместе коротать старость. Так вот, дорогая, жизнь идёт к концу, а жить хочется. Женить бы внуков, отдать замуж внучек, посмотреть на правнуков. Даст бог, поживём ещё.
 
                Верочка внезапно замолчала, потому что вошла Нина, заплаканная. Мы встрепенулись: « Что случилось?» Оказалось, что в субботу произошло несчастье с её старшей сестрой. Она работает в школе и вот на уроке упала огромная школьная старинная доска прямо на неё, когда она объясняла урок. И придавила. Скорая помощь увезла её в больницу, сказали только, что сотрясение мозга, а остальное скажут потом. Но до сих пор не можем ничего узнать, что может быть хуже неизвестности? Мы стали её успокаивать, утешать. Завтра, в понедельник, сходишь в неврологическое отделение и всё узнаешь. Благо, далеко идти не надо. Её нет в реанимации, а это уже хороший знак.
   
                А тут вернулась, влетела как вихрь Ольга. Вся раскрашенная, яркая, совсем не похожая на ту больную, которая ушла в пятницу от нас. Вот какая метаморфоза. «Что смотрите, да была в ресторане, оторвалась по полной программе. И не жалею, ничуть!»- выкрикнула она вызывающе. И разрыдалась.

                Потом немного успокоилась и рассказала, что пришла домой, а там бедлам. Детей муж отправил к маме, чтобы под ногами не мешались, а сам с дружбанами и курвами  гужует (это дословно так говорила Оля), растирая кулачком, черные от туши слёзы.

                Теперь мы дружно утешаем и её. Говорим, что муж позвал друзей домой, чтобы никуда не уходить, вдруг ты позвонишь. Ведь тогда ещё не было мобильников. Приводим разные доводы и версии, лишь бы обелить мужа, которого в глаза не видели.

                Я рассказываю, как однажды мой муж с горя, что меня положили в больницу, выпил, а его срочно вызвали на работу, и он ночью, сам за рулём помчался на завод. И перевернулся вместе с машиной в кювет. Благо обошлось царапинами, да стрессом, ну и, конечно, большим ремонтом машины.

                Дружно делаем вывод: все мужики - сволочи. Потом также дружно пьём ещё теплые успокоительные микстуры, которые заботливо принесла наша медсестра. Ирочка назидательно сказала, что если мы будем нервничать, то можно и не лечиться вовсе, потому что все внутренние болезни от нервов, а мы их не бережём. « Вот у Веры Никитичны опять давление поднялось. Я пожалуюсь утром врачу, и вас больше не будут отпускать домой», - пригрозила она. Мы горячо объясняем её все ситуации, просим не выдавать женщин и она, поломавшись для приличия, великодушно соглашается молчать, взяв из рук Ольги шоколадку.

                Отбой. Мы укладываемся спать. Но разве можно уснуть от такого сильного перевозбуждения. Мы тихонько начинаем переговариваться. Нина вдруг стала рассказывать о своей сестре (наверное, чтобы успокоиться), о том, что муж у неё умер, поэтому она работает до сих пор. Что у дочери её не сложилась личная жизнь, и она воспитывает одна девочку - Сонечку. Мы все помогаем, чем можем, но личной жизни нет у племянницы.

                Жалко девочку – ведь умница, красавица, но одна. Да, хороших мужиков мало, да и те, несвободны. Я перебираю мысленно всю полученную информацию. Как тут сберечь нервы, когда у всех какие-то проблемы. Нет проблем – значит мы не на этом свете, а в эдеме. Это крохи, крупицы из жизни женщин. Какие разные женщины, какие разные у них судьбы.