Хасан Джантаев об экологии Балтики

Лариса Наталенко
Информация из Евразийского юридического журнала не может никого оставить равнодушным. Возможно, что экологическая катастрофа уже началась! Что будет с Питером, Балтийским морем, странами Балтики и всеми нами?!! Впору кричать SOS!

«Интервью с Генеральным секретарем Международного агентства общественной безопасности (Женева, Швейцария), ведущим научным сотрудником Совета по изучению производительных сил при Министерстве экономического развития Российской Федерации и Российской академии наук Х.М. ДЖАНТАЕВЫМ.

Визитная карточка:

   Джантаев Хасан Магомедович - юрист-международник, ведущий научный сотрудник СОПС Министерства экономического развития Российской Федерации и Российской академии наук, Генеральный секретарь Международного агентства общественной безопасности (Женева, Швейцария).

Один из ведущих исследователей места и роли нетипичных субъектов международного права в глобализирующемся мире. Убежденный сторонник международной правосубъектности индивидов, неправительственных организаций и человечества в целом.

Родился 21 февраля 1947 года в г. Усть-Каменогорске. В 1973 г. окончил Саратовский юридический институт. До 1981 г. работал следователем в органах прокуратуры РСФСР. В 1996 г. окончил МГИМО МИД РФ (вечернее отделение) по специальности «Внешнеэкономическая деятельность», в 2003 г. - аспирантуру СОПС по специальности «Мировая экономика» и защитил кандидатскую диссертацию на тему «Развитие экономического сотрудничества России и Грузии».

В 1984 г. окончил очную целевую аспирантуру Института государства и права АН СССР по специальности «Международное право». В 2004 г. в Российскому университете дружбы народов защитил кандидатскую диссертацию на тему «Международноправовые вопросы выполнения федеральными органами исполнительной власти международных договоров Российской Федерации в военной области».

Автор ряда монографий и свыше 130-ти научных публикаций по вопросам мировой экономики и международного права. Кандидат экономических наук. Доктор юридических наук. Профессор.


                ИНТЕРВЬЮ

       -     Уважаемый Хасан Магомедович, от имени редакции журнала позвольте выразить Вам нашу признательность за согласие ответить на ряд вопросов, представляющих несомненный интерес для широкой аудитории наших читателей после прочтения Вашей статьи «Неправительственные организации - единственная сила, противостоящая экологической катастрофе на Балтике», вышедшей в последнем (шестом) номере журнала «Актуальные проблемы современной науки». Что сподвигло Вас избрать предметом своего исследования проблему безопасности стран Балтийского региона? Неужели опасность столь велика, как Вы указываете в своих публикациях?

      -     Спасибо за приглашение на интервью в вашем столь авторитетном периодическом издании. Для меня это большая честь, поверьте.

         -     Хотелось бы начать нашу беседу с темы роли международной общественности и международных экологических организаций в охране окружающей среды. Особенно в связи с коммерческим и политизированным использованием некоторых неправительственных общественных организаций (НПО). К примеру, отметим последний инцидент с попыткой захвата активистами «Гринпис» нефтяной платформы в Баренцевом море...

          -     Относительно грозящей нам всем, не только гражданам прибалтийских стран, опасности, к которой равнодушен «Гринпис», скажу, опираясь на точные данные, следующее: После окончания Второй мировой войны на оккупированной территории Германии было обнаружено 296 103 тонны химического оружия. На Потсдамской мирной конференции стран антигитлеровской коалиции в 1945 г. было принято решение об уничтожении этого оружия. В результате, в Балтийское море, его заливы и проливы было сброшено 267,5 тыс. тонн авиабомб, артиллерийских снарядов, мин, гранат, контейнеров и металлических бочек, в которых содержалось 50-55тыс. тонн боевых отравляющих веществ (БОВ).

Американцы погрузили 130 тыс. тонн химического оружия на 42 (по другим данным - 49) трофейных судна и отправили их в Северное море, но помешал сильный шторм, и эти суда были затоплены в проливах Скагеррак и Каттегат, соединяющих Балтику с Атлантикой. Только один корабль прошел через проливы и был затоплен в Северном море.

Англичане в 1946 г. затопили восемь тыс. тонн химического оружия в районе к востоку от датского острова Борнхольм и еще 15 тыс. тонн - к юго-западу от этого острова. В подтверждение этой информации было найдено и помечено на карте три затопленных судна.

Годом раньше, в 1945 г., в конце войны, самим Вермахтом было затоплено 69 тыс. тонн артиллерийских снарядов с БОВ в районе пролива Малый Бельт.

ВМС СССР затопили в Балтийском море 35 тыс. тонн химического оружия. Наиболее крупное (примерно 33 тыс. тонн) официально подтвержденное захоронение находится в первом районе в 35 милях восточнее острова Борнхольм на глубине 70-120 метров.

В этом районе, примыкающем к территориальным водам Швеции, Польши и Латвии, находятся еще несколько захоро­нений БОВ.

     -     Какова реакция России и ее бывших союзников по Второй мировой войне на происходящее?

       -     Россия первой из стран коалиции рассекретила материалы по захоронению химического оружия, в то время как США и Великобритания продлили режим секретности еще на 20 лет (до 2017 г.).

Ученые России организовали научную экспедицию по Балтике, в ходе которой были обнаружены и картографированы некоторые места захоронений химического оружия, проведена подводная видеосъемка обнаруженных объектов, взяты пробы воды и грунта. По итогам экспедиции был подготовлен доклад, с которым были ознакомлены многие западные специ­алисты.

Работы по выявлению мест захоронений провели также Польша, Германия и другие прибалтийские страны.

В печати появился ряд пугающих статей, в которых захоронение химического оружия на дне Балтики было названо «Морским Чернобылем». И это, увы, не оказалось преувеличением.

Под действием агрессивного воздействия морской воды корпуса боеприпасов, начиненных БОВ, потеряли крепость и герметичность. Они продолжают разрушаться. Некогда толстые стенки снарядов и контейнеров за 60 лет так проржавели, что стали не толще скорлупы. От малейшей детонации эти горы снарядов в трюмах затопленных судов могут создать эф­фект залпового выброса смертоносного яда в акваторию Балтики и Атлантики. Пока же этот яд только сочится...

Однако последствия уже налицо. Судя по некоторым данным, происходит массовая гибель морских животных Балтийского моря. Вылавливаемая там рыба имеет на себе язвы. В Швеции, в семьях рыбаков, питающихся преимущественно морепродуктами, начали рождаться дети-мутанты - без рук, без ног, со «смещенными» глазами и ртами.

Между тем протечки и залповые выбросы БОВ с 2006 г. никем систематически не контролируются, но регулярно, раз в три-четыре года, их разносит холодным придонным течением по всей Балтике и подтаскивает в Финский залив до самого Кронштадта. Возможно, по этой причине за последние десять лет только случаи детского рака в Латвии участились в 30 (!) раз, а рак яичек у мужчин Дании и Норвегии стал встречаться в шесть-девять раз чаще, чем в Финляндии и Литве. Исследо­вания по этой проблеме не ведутся в силу ее замалчивания и табуирования.

     -     Хасан Магомедович, как скоро, на Ваш взгляд, может случиться непоправимое?

       -     С учетом изложенного, глобальная экологическая катастрофа на Балтике может начаться в самом недалеком будущем. «Мина замедленного действия», заложенная после Второй мировой войны недальновидными руководителям стран-победительниц, может вскоре рвануть... Смертоносных ядов, хранящихся на дне Балтийского моря, вполне достаточно, чтобы отравить не только все живое в этом море, но и людей, а также животных, обитающих в прибрежных районах Дании, Германии, Швеции, Польши, Литвы, Латвии, Эстонии, Финляндии и России. Однако по более пессимистичным прогнозам, последствия залпового выброса БОВ могут быть губительными для всего живого на Земле.

     -     Была ли проблема отравленной Балтики предметом дискуссий в международной прессе или на площадках международных форумов? Если да, то каких?

       -     Пятого апреля 1992 г. в Лондонском журнале «The Sunday Times Magazine» был опубликован развернутый репортаж известного исследователя Ф. Найтли «Смертоносные свалки» и тема сразу приобрела актуальность.

В декабре 1995 г. в Киото на заседании ФАО ООН представитель России В.М.Каменцев сообщил о возможности обвала европейского рыбного рынка из-за возможной экологической катастрофы, связанной с затоплением в Балтийском море хи­мического оружия.

В октябре 1997 г. в бюллетене «Atomic Scientist» была выражена озабоченность возможными последствиями для эко­системы от вероятного воздействия затопления на дне Балтики БОВ.

В 1998 г. международная парламентская конференция «Европа - наш общий дом», под эгидой Парламентского собрания Белоруссии и России, выразила озабоченность возможностью глобальной экологической катастрофы, связанной с предстоящим залповым выбросом захороненных в Балтийском и Северном морях БОВ.

В 2000 г. участники проходившего в Санкт-Петербурге Круглого стола, посвященного этой же проблеме, приняли декларацию «Об экологической угрозе от затопленных в Балтийском море отравляющих веществ». В первую очередь де­кларация была обращена к правительствам прибалтийских стран, а также США и Великобритании, которые принимали непосредственное участие в затоплении БОВ.

В феврале 2002 г. на заседании Комитета по Безопасности и внешним делам Балтийской Ассамблеи, члены Комитета, а также представители ВМС прибалтийских стран выработали проект рекомендации по предупреждению угрозы, исходящей от затопленного химического оружия. В принятом документе предлагается подготовить планы объявления чрезвычайного положения и ликвидации последствий кризиса в странах региона на случай крупной утечки отравляющих веществ из затопленных на дне Балтики снарядов.

Тринадцатого апреля 2002 г. комитет по экологии Госдумы РФ провел парламентские слушания «О захоронении хи­мического оружия в Балтийском море». Участники слушаний сочли необходимым рекомендовать правительству России об­ратиться к правительствам США и Великобритании с просьбой передать всем заинтересованным государствам точные ко­ординаты затопленных с химическим оружием судов, а также совместно с прибалтийскими странами разработать программу по оценке, контролю и прогнозированию развития обстановки в зонах захоронения химического оружия, разработать методику предотвращения попадания отравляющих веществ в экосистему Балтийского региона, обеспечить финансиро­вание всех мероприятий, необходимых для проведения комплекса научно-исследовательских работ по оценке экологиче­ского режима и возможного ущерба окружающей среде.

       -     Интересно знать, как изменилось отношение к рассматриваемой проблеме после решения ряда стран проложить по дну Балтийского моря газопровод «Северный поток»?

       -     В сентябре 2002 г., в ходе визита российского президента В. Путина в Германию, было подписано соглашение о строительстве газопровода «Северный Поток» (North Stream), ранее - Северо-европейский газопровод (СЕГ).

Седьмого ноября 2006 г. оператор СЕГ - «Nord Stream AG» подал заявку на разрешение строительства газопровода. Все документы и информационный материал о проекте были представлены для общественного обозрения с 27 ноября 2006 г. по 12 января 2007 г. Документы также были направлены для изучения в государственные органы и общественные организации. После этого компания «Nord Stream AG» получила 129 замечаний из государственных органов и неправительственных организаций, комментирующих программу оценки воздействия строительства и эксплуатации газопровода на окружающую среду. Комментарии, полученные хозяевами будущего газопровода, не в последнюю очередь касались проблемы захоронения боеприпасов с БОВ на дне Балтики.   
   
    -       Уважаемый Хасан Магомедович, чем Вы объясните нежелание власть предержащих обсуждать данную про­блему?

     -     Этот период можно назвать переломным в обсуждении рассматриваемой темы. Отныне о состоянии экологии Балтийского региона следовало говорить только в позитивных тонах, либо не говорить вовсе.

Причины замалчивания рассматриваемой проблемы ясны. Если население прибрежных стран в полной мере ощутит свое положение заложников, паники не избежать. Она накроет и разрушит рынок морепродуктов (в регионе ежегодно добывается 2500 тыс. тонн рыбы), индустрию отдыха и развлечений. По оценкам независимых экспертов, суммарный ущерб экономике региона составит 12-15 миллиардов евро в год на протяжении многих лет. Катастрофа станет не только экологической, но и экономической. Социальные потрясения сметут правительства.

Другая причина замалчивания данной проблемы - строительство газопровода «Nord Stream», 1200 км которого пролягут по дну Балтийского моря.

Нетрудно догадаться, что руководство «Nord Stream» решило для себя, что платить деньги за обеспечение режима замалчивания гораздо дешевле, чем выделять деньги на очистку дна Балтики на маршруте газопровода.

После принятия решения о строительстве газопровода резко изменилась тональность высказываний экспертов, громче других кричавших до этого о надвигающейся экологической катастрофе. Другие эксперты стали утверждать, что ничего страшного не произойдет, если нити газопровода пройдут по дну Балтийского моря.

Главы прибалтийских государств вдруг стали в один голос утверждать, что строительство газопровода не нанесет никакого вреда экосистеме Балтийского региона, да и в процессе его эксплуатации экологическая безопасность региона будет надежно обеспечена.

Когда вокруг строительства газопровода разгорелись нешуточные страсти, поднятые неправительственным организациями, «Газпром» распространил известие о том, что трассу (на дне Балтики) по маршруту газопровода уже очистили от химического оружия. Это была откровенная ложь.

Заказные «убаюкивающие» статьи в СМИ скорее приносят вред, чем пользу, так как безвозвратно уходит время для возможного активного воздействия на химическое оружие по его ликвидации или изоляции.

Последней инстанцией, принимающей решение, связанное с какой-либо деятельностью на Балтике, является между­народная организация HELCOM (Хельсинская комиссия по защите морской среды Балтийского моря). Она единственная могла в свое время заявить: «Нет газопроводу!». Но она этого не сказала и уже никогда не скажет. И исследования ученых, которые, собственно, и придали в свое время остроту рассматриваемой проблеме, сегодня финансируются этой почтенной организацией... В свою очередь, деятельность самой HELCOM щедро финансируется хозяевами газопровода. Это многое объясняет...

Поэтому сегодня места захоронения БОВ тщательно скрывают, угрозу здоровью и жизни людей замалчивают, а представителей неправительственных организаций стараются не пускать на международные экологические форумы. Там чинно-мирно обсуждают проблемы попроще, прикрывая пустой болтовней истинную опасность, грозящую региону Балтики. «Да и в России в последние годы втихаря уничтожаются документы, которые содержат сведения о местах захоронения и количестве химического оружия. Меньше знаешь - крепче спишь. Но не оказался бы этот сон вещим...»

     -      Имеет ли отношение к данной проблеме Ваша организация в Женеве, и если имеет, то какое?

      -      Международное агентство общественной безопасности - сравнительно молодая неправительственная организация смешанного членства (то есть членами нашей организации являются частные лица, национальные НПО и государственные органы различных стран Европы и Азии). Имея в своем составе департамент экологии, и обладая консультативным статусом при ЭКОСОС ООН, мы, естественно, причастны к таким проблемам.

Во всяком случае, при рассмотрении подобных вопросов в учреждениях ООН или европейских международных организациях, наши представители - специалисты, обладающие соответствующими познаниями в данной области - присутствуют на заседаниях с правом совещательного голоса. К их мнению, безусловно, прислушиваются на указанных «площадках». Однако, обсуждаемая нами сегодня проблема Балтики, как было уже отмечено, табуирована сильными мира сего.

Несмотря на это, мы сами инициируем международное обсуждение данной темы. Вот и в наступающем году мы планируем провести международную конференцию с привлечением возможно широкого круга участников. Ученые-экологи, военные, медики и океанологи выступят с докладами на предстоящем форуме. Естественно, это вызовет неоднозначную ре­акцию учреждений и лиц, заинтересованных в замалчивании данной проблемы. Но у них свои интересы, у нас - свой долг.

      -    В своих публикациях, касающихся данной проблемы, Вы ссылаетесь на то, что государственные структуры прибалтийских стран замалчивают грозящую опасность и ее масштабы, кто же в таком случае взвалит на себя этот нелегкий груз?

       -     Сегодня на поле битвы за экологическую безопасность Балтики бьются только НПО, возглавляемые Международным Фондом «Чистая Балтика», консолидирующим европейские и мировые интеллектуальные, научные и политические ресурсы в целях демилитаризации морского дна от химического оружия и предотвращения угрозы масштабной экологической катастрофы.

В июле 2007 г., еще до начала активной фазы строительства газопровода «Nord Stream», три неправительственные организации: «Чистая Балтика» (Эстония), «Мировой океан» (Россия), «Международный институт экологической безопас­ности Балтийского и Северного морей» (Германия) обратились к народам Европы и США с призывом об объединении усилий в целях спасения Балтики от экологической катастрофы.

Этот документ, больше известный как «Балтийское Воззвание», дает наглядное представление о масштабах грозящей катастрофы, показывает причины ее возникновения и предлагает пути устранения грозящей народам Европы (и не только) опасности.

К воззванию сегодня присоединились 219 юридических и физических лиц. Дело - за правительствами.

Не без участия неправительственных организаций, включая, в первую очередь, три указанные, сегодня правительства прибалтийских стран хотя бы пришли к необходимости собраться на экстренную встречу и совместно обсудить сложившуюся вокруг Балтийского моря ситуацию, «сдвинуть этот вопрос с мертвой точки».

В январе 2013 г. руководители первых двух (из указанных выше) неправительственных организаций («Чистая Балтика» и «Мировой океан») - Арнольд Порк и Тенгиз Борисов - вновь обратились к гражданам Европы и России, парламентам и правительствам европейских стран, к гражданам США, Президенту и Конгрессу этой страны, к экологическим фондам, общественным организациям и СМИ с серьезным предупреждением о том, что развитие событий на морском дне Балтики идет по наихудшему из всех возможных сценариев.

В местах захоронений вероятность «залповых выбросов» БОВ уже приближается к ста процентам. Ввод в строй второй очереди и предполагаемое строительство третьей и четвертой (!) очередей газопровода «Nord Stream» превращает его в бикфордов шнур, который неминуемо приведет к взрыву Балтики и Финского залива.

Услышит ли мир хоть в этот раз отчаянный призыв двух генералов, или он вновь станет «гласом вопиющего в пустыне» накануне возможных страшных экологических проблем?..»

Москва: Проспект. 13 декабря 2013 года.