Несколько слов о пародии

Александр Кудинов
Что такое ПАРОДИЯ?

    И как отличить хорошую от плохой? Например.. Ну оставим его...))
    Или вот Красилов, тоже любитель пописать пародии. Его стишата вроде и даже с претензией, но тоже не могут никак называться пародией. Я ему обещал разобрать одно из его творений, приходится выполнять. Например:



                "Весь день за окнами звучала баритон,
                Сопрано пел, и распевалась тенор,
                Но снова солнце не взошло на небосклон,
                Хоть в клетке заливалась песнью кенар.

                Она, вернее, он, ещё верней, оно,
                А впрочем, разбирайтесь в этом сами,
                Порой бросало взгляды в тундру за окно,
                Где, надрываясь, мучились саами.

                Такой нелёгкий лопариный был судьба!
                По произволу авторского пенья
                Была – оленье-бубенцовая гоньба,
                А стало – их, оленей же, несенье.

                Стихи, пусть даже преисполнены прикрас,
                Кончаются (как правило, не рано).
                Как жаль, что так и не порадовала бас,
                Пока так вдохновенно пел сопрано!"    

Перед нами пародия Красилова, которая сознательно мной оторвана от авторского текста Софиры. Чушь полная! Не правда ли? Суть в том, что Красилов привязался к спорному вопросу какого рода слово СОПРАНО,
и неустанно обыгрывает это, путая мужской и женский род. Но пародия ли это? Конечно нет.
      Так что же такое пародия?
Во-первых пародия бесспорно самостоятельное произведение. Отличить хорошую пародию от плохой достаточно просто, она будет звучать и восприниматься как цельное произведение и без текста автора на который она написана. В нашем случае этого как видим не происходит. Текст Красилова абсолютно бессмысленен, и непонятен,  пока не прочтёшь предварительно текст Софиры. Вот текст Софиры:

                Рассвета не было и не было зари.
                Сопрано пел - кристально чистый голос.
                Стада оленей гнали лопари,
                По краю неба, в облаках по пояс.

                Посланцы верные заснеженной земли,
                Чтоб солнце навещало их селенья,
                Медведям звездным, пошлину несли
                Земной подарок - гордого оленя.
               
                "Полярная ночь"

То есть мы видим, что господин Красилов нисколько не утруждает себя изучением данного произведения, не умеет в нём найти нечто, что выделяет его: оригинальную мысль, необычную метафору, иное.  А ведь именно умение проникнуть в суть произведения, ухватить и гиперболизировать его главную мысль, эмоциональный настрой, и является ВТОРОЙ основной чертой хорошей пародии. То есть не высмеивание произведения, рифмы, аляповой фразы, а умение неожиданно раскрыть явление, чувство, которое в стихотворении скрыто, завуалировано.

Третьим признаком пародии , но это уже высший пилотаж, яляется умение пародиста дистанцировать автора от его произведения таким образом, чтобы не вызывать у автора к себе отрицательных эмоций, как к злому пересмешнику. Это самое важное и трудное в хорошей пародии.

Ну вот, теперь, как и обещал Красилову, я объяснил, что такое хорошая пародия. Надеюсь это ему поможет.

А вообще пародистов очень мало и хорошая пародия это суперская реклама для автора.
Ну, а вот пересмешников, которые так пытаются самоутвердиться много.



5).             Что ещё нужно для ХОРОШЕЙ ПАРОДИИ? ( Выполняя наказ Красилова)


    Ну да! Я слукавил! Схитрил? Да нет же! Я просто не всё сказал! Я честно назвал вам три компонента, три составляющие великолепной пародии ( см. мою первую заметку).
    И тут приходит Джон Ник и говорит, что есть 4-ый пункт, и что пародия должна быть смешной. Смешной? Ну пусть.., хотя..   Но 4-ая составляющая для того, чтобы иметь возможность создать хорошую пародию, действительно есть!
               
                И  ЭТО  -  ПРОИЗВЕДЕНИЕ  АВТОРА !

Да, да! Произведение на которое вы собираетесь писать пародию должно быть просто Великолепно, оно должно быть наполнено глубоким смыслом, словом в нём должно быть нечто, что позволит вам развернуться и раскрыть уже свой собственный талант. И вы должны полюбить его всем сердцем! Ибо только в этом случае вы сможете постичь  автора, прочувствовать и понять, что он хотел сказать, и чем волнуется его мятежная душа.

              Ах! Ну дайте мне! Дайте мне ТАКОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ!

И опять повторю, что главная задача хорошей пародии не высмеивать автора, выставляя его идиотом, а дать возможность всем взглянуть на его произведение в несколько ином ракурсе, действительно, как правило с юмором, но это не самоцель. ПРОИЗВЕДЕНИЕ и ПАРОДИЯ, как два зеркала друг напротив друга, взаимно  отражаясь, создают иную реальность и уносят вас в бесконечность!

         Только на большое ( ну не смысле размера..ха-ха) ПРОИЗВЕДЕНИЕ можно написать стоящую ПАРОДИЮ!

         Такая вот она, эта четвёртая составляющая! Ха-ха! Смеюсь, потому что есть и 5-ая! ))    Но сейчас не об этом!

         Главное, раз и навсегда осознать, что если вы цепляетесь к авторским недочётам и шероховатостям, но не умеете вытащить суть, смысл произведения,  заставить читателя взглянуть на него по-другому, если просто высмеиваете, "опускаете" автора, то грош вам цена, вы просто шут, пересмешник, но уж никак не пародист.

         Проверить удалась ли вам пародия достаточно просто. После вашей пародии произведение автора должно восприниматься как более глубокое и интересное, чем до того как вы написали пародию.))

         Либо, повторюсь, отбросьте произведение автора. Хорошая пародия будет звучать и восприниматься и без авторского произведения!

         А вместе они должны обогащать друг друга! ( Зеркала напротив друг друга)!