Незамерзающая яма

Алмиханд
         

         Приключилось это происшествие со мною в январе 1993 года. Стояли морозы, январь рыбаки относят к глухозимью, и, тем не менее, понесла меня нелёгкая на старицу реки Гавья, где ещё в декабре мы на пару с сослуживцем ловили неплохих окуней.  К железнодорожной станции я  пришёл затемно  и практически не перегрелся – мороз давил до минус 25 и вкупе с лёгким ветерком составлял серьёзное препятствие для любых вылазок, но, как говорится, «охота пуще неволи».

        Время в дизель-поезде проскочило довольно быстро,  как раз рассвело.  Вот и станция «Гавья», осталось пройти всего 2 километра до места ловли. Я определился с расписанием – дизель-поезд на Лиду шёл в 14.35, у меня в запасе было почти 5 часов.  Сначала я шёл по шпалам, потом свернул к реке на тропинку. На открытой местности порывы ветра оказались значительно сильнее, чем в городе, но мне было всё нипочём. 

        Отсутствие сугробов позволило  легко отыскать тропинку к реке, и вот уже передо мной простиралась замёрзшая поверхность. Чем я руководствовался в условиях сильного мороза и пронизывающего ветра, ни тогда, ни сейчас объяснить не могу, но мне отчётливо казалось, что именно у берегов реки «могут быть проталины и высока вероятность того, что я провалюсь». Конечно, в весеннее время такие обстоятельства  естественны, но мне тогда и при  морозе в 25 градусов  это казалось вполне допустимым.

        В общем, остерегаясь оттаявших закраин, которых в принципе быть не могло, я с разбегу прыгал на лёд реки примерно на расстояние в метр от засыпанного снежком берега. Аналогично я поступал и тогда, когда нужно было пройти по берегу – с разбега по льду прыгал на берег. Вот тут и ждала меня беда. Рядом с рекой, буквально в метре находилась здоровая яма метра в 1,5 глубиной и с водой, едва покрытой тонким ледком, который в свою очередь был засыпан снегом практически вровень с остальным берегом. Когда с разбега я приземлился в эту яму, то ледок с лёгкостью проломился, и вода хлынула в мои новые валенки, облачённые в бахилы от ОЗК. 

         Что называется «в мановение ока» я оказался наверху в мокрых до колен ватных штанах,  в валенках с хлюпающей водой внутри и перспективой в течение  4 часов до ближайшего дизель-поезда что-то делать, чтобы не околеть. При этом самой обидной мне показалась потребность отказаться от самой затеи порыбачить, и я предпринял попытку остаться на реке. Нужно было только согреться.

          Неподалёку стоял мост – бетонная плита с металлическими поручнями и ступенями. Я забрался на мост, ухватил рукой поручень и снял бахил с правой ноги. Нога, ещё относительно тёплая, стремительно похолодела и покраснела. Я вылил воду из валенка, на ветру края его тут же обледенели. Опыт мне подсказывал – даже в мокрый валенок можно засунуть ногу, если обернуть её полиэтиленовой плёнкой. Я снял шарф, обмотал ногу, вытащил из рыболовного ящика пакет с едой, высыпал еду, и натянул мешок сверху шарфа. К тому времени валенок одеревенел, и я с трудом засунул в него ногу в этом виде. Правой ноге «полегчало». Пока я не доставал левую ногу, и ей не было так холодно. Но больше полиэтиленовых пакетов не было, и рисковать не хотелось.

           Я вышел на поле, и после получасовых поисков нашёл несколько полиэтиленовых мешков с удобрениями, вырезал угол целого мешка и повторил то же, что сделал с правой ногой, но теперь с левой. Не зря же я беру с собой вторую шерстяную шапочку! Вся эпопея по спасению от холода заняла у меня чуть больше часа. В последующие два с половиной часа я бурил лунки и ловил окуня. Не стану врать, улов был совсем не аховый. Из-за него не стоило тащиться в такую даль…
Чтобы не навлечь как следствие простуду, я предпочёл уйти с реки пораньше. Оставшееся до прихода дизель-поезда время я просидел в зале ожидания на станции. Домой вернулся без осложнений и простуда меня миновала.

          Теперь, собираясь на рыбалку зимой, я в обязательном порядке беру и полиэтиленовые пакеты, и запасную шапочку, и шарф.  Ведь не ровен час, опять не туда прыгну, опасаясь оттаявших закраин.

Опубликовано в газете "РЫБАЛКА КРУГЛЫЙ ГОД" № 2 (328), 2016 г. - https://rybolovnn.ru/articles/nezamerzayushchaya_yama/
 
С 30.10.2017 года рассказ в постоянной доступности на сайте Мир тесен -

А 02.11.2017 года он попал сюда - https://postila.ru/post/56327267